Консультация для воспитателей "Ритмодекламация, как средство развития речи"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Щербакова Майя Владимировна

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.  Как форма музицирования,  ритмодекламация известна со времен Древней Греции, а в начале  ХХ века была даже салонной концертной формой. Ее называли и «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором».  В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx15.02 КБ
Файл krot_i_chervyak.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Ритмодекламация.

Консультация для воспитателей.

Музыкальный руководитель

 Щербакова М.В.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.  Как форма музицирования,  ритмодекламация известна со времен Древней Греции, а в начале  ХХ века была даже салонной концертной формой. Ее называли и «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором».  В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

           Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым: «До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь».

        Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится  детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
 


Во-первых, это интересное соединение красивой, стилистически разноплановой музыки и самобытных поэтических текстов. Передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности. Благодаря чередованию пения и речи, голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

         Ритмодекламация   разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.
            Ритмодекламации представлены множеством форм: унисонных, диалогических, с куплетным строением, многоголосных.

Мы сегодня познакомились с ритмодекоамацией «Крот и Червяк» На стихи И Голянт. Ее мы и будем изучать в ближайшее время с детьми старшей и подготовительной группы. Это произведение диалогическое, может быть исполнено двумя группами детей или двумя солистами. Кроме того, что тема ритмодекламации носит предновогодний характер, она затрагивает важный нравственный аспект: тему одиночества, тем и вызывает сильное воздействие на эмоциональное воздействие на детей.

            В дальнейшем мы познакомимся с не менее интересными произведениями этого жанра: «В весеннем лесу», «Бездомная кошка», «Рассвет».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крот и червяк

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Консультация «Использование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекват...

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация" Дидактические игры как средство развития речи детей"

Дидактическая игра- одна из форм бучаемого воздействия педагогов на ребенка...

Консультация для родителей "Общение - средство развития речи"

Общение - oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.Основным средством об...