Эколого-патриотический проект "Зеленая аллея Памяти"
проект

Калинина Любовь Николаевна

Эколого-патриотический проект "Зеленая аллея Памяти" посвящен празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_75_pobedy_ds_12.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Дубок»

ул. Строителей, 15-а, г. Южноуральск, Челябинская область, Россия, 457040, E mail: dubok1274@mail.ru

ОКПО 49122714, ИНН/КПП/ОГРН: 7424018702/ 742401001/ 1027401401070, телефон 8 (35134)4-27-73

«Зеленая Аллея Памяти»

эколого-патриотический проект,

посвященный празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Южноуральск

2020

1. Актуальность проекта:

Одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине.

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. О далеком прошлом страны мы узнаем из литературных источников, фильмов, Интернета. Но еще живы свидетели событий 1941-1945 годов, событий Второй мировой войны, победителем в которой стала наша страна. Победа Россией завоевана непомерным подвигом народа. Война была страшной, кровопролитной, унесшей миллионы жизней. Подвиг народа был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы, каждый год на главной площади страны проводится парад войск России. В этом году отмечается 75-летний юбилей со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Но как рассказать малышам о подвигах их прадедов в Великой Отечественной войне, как познакомить маленького ребенка с информацией о событиях войны?

Очень важно в процессе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны, освоить значения слов данной тематики и их употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение на данную тему. Расширение и обогащение словарного запаса детей является одной из актуальных задач дошкольного образования. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития мышления, речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Дети дошкольного возраста мыслят образами, все происходящие события воспринимают эмоционально. Это эмоционально-образное восприятие мира становится основой формирования нравственно-патриотического и экологического воспитания. Эколого-патриотическое воспитание в ДОУ направлено на решение следующих задач:

- формирование гражданских качеств личности ребенка;

- воспитание ценностного отношения к семье и родной земле;

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- развитие чувства любви к природе родного края.

Важным инструментом решения этих задач является участие педагогов, детей и родителей, общественности в эколого-патриотической деятельности. Поэтому, общим решением педагогического коллектива, был создан эколого-патриотический проект «Зеленая Аллея Памяти»

2. Предмет исследования: формирование патриотических чувств дошкольников через взаимосвязи субъектов педагогического процесса и использование средств художественно-эстетического, экологического, духовно-нравственного воспитания.

3. Проблема: углубить знания детей дошкольного возраста лет о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: событиях, фактах, подвигах советских солдат; сформировать такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашистская Германия»;  расширить знания детей об истории нашей страны через знакомство с художественными литературными произведениями, музыкой военных лет, картинами, фильмами; развивать социальный опыт взаимодействия с ветеранами войны и труда; осмысливать ценность растений в природе и жизни человека.

4. Цель проекта: воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, обогащение и активизация словаря детей, используя оптимальные педагогические условия и усиление мотивации к изучению указанных событий; воспитание ценностного отношения к семье и родной земле, природе родного края.

Задачи проекта:

- Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

- Обогащать и развивать словарный запас детей;  проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

- Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

- Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

- Воспитывать ценностное отношение к семье и родной земле, уважение к труду и людям труда, любовь к природе родного края.

5. Выдвижение гипотезы:

- Дети должны сохранить интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявлять уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, ценить и беречь природные богатства Родины.

- Родители, как активные и заинтересованные участники проекта, должны осознавать важность патриотического воспитания дошкольников, развивать у ребёнка потребность к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

- Воспитатели должны осуществлять инновационную деятельность, повышать профессиональный уровень.

6. Проверка гипотезы и выбор методов исследования:

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация эколого-патриотического проекта «Зеленая Аллея Памяти» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта стали воспитанники, воспитатели и родители.

7. Формы реализации проекта: экскурсии, беседы и дискуссии, творческая деятельность (ручной труд, рисование, аппликация, литературно – музыкальные композиции и др.),  чтение художественной литературы, игры, выставки, конкурсы, мини-музеи, экскурсии, участие в оформлении цветочных клумб вокруг зданий детского сада.

8. Предполагаемые выводы и итоги проекта:

В ходе проведенных мероприятий, посвященных 75-летию Дня Победы, дети должны научиться элементарно  ориентироваться в истории нашей страны, уметь объяснить такие речевые понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; должно сформироваться чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, благодарность ветеранам Великой Отечественной войны,  любовь и бережное отношение к природным богатствам Родины, труду человека.

9. Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление общего плана работы и планов по группам.

Основной – мероприятия по реализации проекта.

Заключительный – подведение результатов, презентация проекта «Зеленая Аллея Памяти».

10. Участники проекта:

воспитанники всех возрастных групп;

педагоги ДОУ;

родители (законные представители) воспитанников.

11. Вид проекта: эколого-патриотический.

12. Сроки реализации проекта:  долгосрочный, ноябрь 2019 года –  август  2020 года.

         Перед педагогами была поставлена задача – рассказать дошкольникам о Великой Отечественной войне средствами художественно-эстетического, экологического, духовно-нравственного воспитания. Создание и реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» - это сложный и трудоемкий вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой взаимодействуют понятия «память о войне» и «растения»,  затем они трансформируются в ходе образовательно-воспитательного процесса, а моделируемые символы влияют на поведение и активность детей.    

        В реализации проекта важную роль сыграли такие процессы, как: осознание   значимости передачи социальной памяти о Великой Отечественной войне в традициях современного общества; осмысление ценности растений в природе и жизни человека, знание жизненных  условий растений; развитие социального опыта взаимодействия с ветеранами  войны и труда.

Наши воспитанники (5-7 лет) слушали музыкальные произведения военных лет: марш «Священная война» (муз. А. Александрова), песни «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А Суркова), «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В Агатова), и др.

Любимыми играми в этот период для детей стали: сюжетно-ролевые «Разведчики», «Госпиталь», «Садовник»; дидактические: «С какого дерева листок?», «Узнай дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и др.

Дети подготовили рисунки для выставки «Помнят правнуки», на которых были изображены взрывы, небо, военная техника, разрушенные дома.

Значимым событием проекта стало создание мини-музея «Живая история». Среди экспонатов музея - вещи, бережно хранящиеся в семьях благодарных потомков: письма с фронта, медали, ордена, наградные документы, военная одежда, ремни, головные уборы, фляжки и многое другое. А также, экспозицию музея украшают современные экспонаты: коллекции игрушечной техники, наборы солдатиков, макет артиллерийского орудия «Катюша».

В ходе бесед о событиях Великой Отечественной войны педагоги расспрашивали детей о символах войны и Победы. По мнению дошкольников, это: письма с фронта («бумажные треугольники»), ордена и медали прадедушек и прабабушек, военная одежда и головные уборы, вечный огонь, памятники героям войны, салют, флаг нашей страны, люди-герои, цветы (растения).

На вопрос: «Какие растения могут стать символами Победы нашего народа в Великой Отечественной   войне?» - дети отвечали: «Розы, гвоздики, тюльпаны (цветы красного цвета), клумбы из красных цветов (как флаг и звезда), дуб (стройный и сильный, как воин), яблони и груши (из песни «Катюша»).

В ходе обсуждения эколого-патриотической тематики с детьми старших и подготовительных групп было принято решение обустроить на территории I корпуса ДОУ мини-сад «Катюша» и разместить в нем макет артиллерийского орудия «Катюша» и другие виды военной техники. Название мини-сада выбрано не случайно, именно «Катюша» (муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского) – это любимая военная песня всех поколений, взрослых и детей. Начинается она словами: «Расцветали яблони и груши….». На войне было много горестей и страданий, но, когда цвели сады, и солдаты, и все остальные люди, и дети любовались окружающей их красотой, верили, что наступит долгожданный мир. Цветущее дерево яблони или груши – символ плодородия нашей земли, символ жизни. Дети также отметили, что яблоки и груши очень вкусные; сделали предположение, что на войне солдаты их тоже иногда ели и вспоминали свои родные места.

Ребята задавали вопросы: «Как ухаживать за деревьями? Скоро ли они вырастут? Будут ли у них плоды в этом году?». Вместе с педагогами и родителями дети наблюдали за деревьями и цветами, проводили элементарные опыты с объектами живой и неживой природы; отражали свои впечатления в рисунках, поделках из природного материала, аппликациях; активно участвовали в беседах о Великой Отечественной войне; слушали литературные произведения, разучивали стихотворения, пословицы о мире и о войне. С помощью воспитателей, ребята изготовили поздравительные открытки и конверты-треугольники «Письма памяти». Провели акцию по разбивке новых клумб и высадке рассады цветов.  

Итоговым мероприятием реализации проекта становится городской конкурс цветников «Лучшая клумба – 2020», посвященный празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

По итогам проекта и анализа результатов видно, что не только дети, но и их родители пополнили свои знания об истории праздника, его традициях, о героях Великой Отечественной войны, воевавших родственниках, их вкладе в Победу. Родители активно включились в работу над проектом, предоставляли материалы из семейных архивов, присутствовали на занятиях¸ помогали в оформлении клумб и создании мини-сада и мини-музея. Дошкольники получили положительный опыт публичных выступлений на конкурсах чтецов, расширились их знания о Великой Отечественной войне: боевых наградах, военной технике и профессиях, воинах-героях. А также о том, как можно отдать дань памяти погибшим на войне- возложить цветы к «Вечному огню», разбить клумбы и цветники, ухаживать за ними. У детей появилось чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в Великой Отечественной войне, внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь, сформировалось мнение о недопустимости войны.

Проект «Зеленая Аллея Памяти» показал важность взаимосвязи педагогов и родителей в работе по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию дошкольников, значимость Победы в Великой Отечественной войне при воспитании у детей любви к Родине, уважения к защитникам Отечества.

   

План мероприятий МДОУ «Д/с №12 «Дубок»,

посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

№ п/п

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Участие  в городских мероприятиях

1.

Фестиваль «Легокрошка» по теме: «Города-герои»

Подготовительная группа №2

март 2020 г.

2.

Фестиваль музыкально-литературных композиций «Города-герои»

Подготовительная группа №2

апрель 2020 г.

3.

Фестиваль спортивного танца «Салют Победы»

Подготовительная группа №1

апрель 2020 г.

4.

Передвижная выставка рисунков «Мы рисуем Победу»

Подготовительные, старшие группы

апрель 2020 г.

5.

Музыкальный калейдоскоп «Сияет солнце в День Победы»

Подготовительная группа №2

май 2020 г.

6.

Легкоатлетическая эстафета «Малышок»

Подготовительная группа №1

май 2020 г.

7.

Посещение митинга в честь 75-летия Победы, др. праздничных мероприятий 9 мая, салюта Победы

Педагоги, родители, дети всех групп

май 2020 г.

I. Мероприятия с детьми

Участие в оформлении мини-музеев, уголков, галерей, выставок в группах

Старшие, подготовительные группы

ноябрь-декабрь 2019 г.

Конкурс чтецов «Мы помним, мы чтим», посвященный празднованию 75-летия Победы в ВОВ

II младшие, средние, старшие, подготовительные группы

февраль 2020 г.

Экскурсии в городской краеведческий музей, зал боевой славы

Подготовительные группы

март-апрель 2020 г.

Экскурсии, возложение цветов к памятнику Вечный огонь и Памятнику воинам локальных конфликтов

Старшие, подготовительные группы

май 2020 г.

Конкурсы, выставки, вернисажи детских рисунков и творческих работ, посвященных празднику

Старшие, подготовительные группы

март-апрель 2020 г.

Ознакомление с музыкальными, художественными произведениями о войне (рассказы, песни, стихи), заучивание

Все группы

ноябрь 2019 г. –

май 2020 г.

Сбор и оформление мини-музеев «Живая история» (коллекции солдатиков, военной техники, открыток, фотографий, посвященных ВОВ и др.)

Старшие, подготовительные группы

ноябрь 2019 г. –

май 2020 г.

Создание мини-сада «Катюша» на территории I корпуса ДОУ

Старшие, подготовительные группы

май-август 2020 г.

Посещение городских мероприятий, посвященных 75-летию Победы ВОВ (городской музей, детская библиотека, ДШИ)

Все группы

ноябрь 2019 г. –

май 2020 г.

II. Мероприятия с родителями

Реализация детско-родительских проектов о ВОВ и Победе

Родители воспитанников старших, подготовительных групп

март-апрель 2020 г.

Посещение родителей с детьми митинга в честь 75-летия Победы, др. праздничных мероприятий 9 мая, салюта Победы

Родители воспитанников всех групп

9 мая 2020 г.

Информационные стенды, папки-передвижки, фотовыставки

Родители воспитанников всех групп

ноябрь 2019 г. –

май 2020 г.

Участие в тематических занятиях с детьми, праздниках и спортивных развлечениях

Родители воспитанников старших, подготовительных групп

январь-апрель 2020 г.

III. Мероприятия с педагогами

Открытые мероприятия для родителей и педагогов в рамках Недели открытых дверей в ДОУ, посвященной празднованию 75-летия Победы в ВОВ

Педагоги всех групп

март 2020 г.

Разработка планов мероприятий в каждой группе и общего плана ДОУ

Педагоги всех групп

ноябрь 2019 г.

Выставка литературы и других методических материалов в помощь педагогам

Старший воспитатель, педагоги

декабрь 2019 г.

Подготовка слайд-презентации по итогам мероприятий, посвященных 75-летию Победы в ВОВ

Старший воспитатель, педагоги

май 2020 г.

Размещение материалов и фотографий с мероприятий, посвященных 75-летию Победы в ВОВ, на официальном сайте ДОУ

Старший воспитатель, педагоги

ноябрь 2019 г. –

май 2020 г.

Оформление цветочных клумб на территории ДОУ, мини-сада «Катюша»

Педагоги всех групп

апрель-август 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аллея памяти к 9 мая 2015

Материал предназначен воспитателям детского сада, идея появилась когда работали над фотографиями участников ВОВ К 9 МАЯ для Бессмертного полка....

Аллея Памяти

День Победы – великий праздник. Но это и день памяти, скорби и предупреждения:человечество должно сделать всё, чтобы те страшные события никогда не повторились. А наш долг – помнить и передавать...

Городская акция "Аллея памяти"

Мир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит,Нужен мир для всех ребят,Нужен мир на всей планете...

Сценарий открытия: "Аллея Памяти" посвященный ВОВ

Расширение знаний дошкольников о Защитниках Отечества - земляков, дедов, прадедов через создание Аллеи Памяти....

Аллея памяти "Солдат Победы"

Вместе с родителями были закуплены саженцы рябины, и создана Аллея памяти "Солдат победы"...

Аллея памяти "Солдат победы"

Все саженца принялись....

Аллея Памяти в МБДОУ "Каменский детский сад"

Леонид Сергеевич Чигин (28 августа 1914г.д.Букино  - 19 июля 1943, Орловская область) — командир 113-й танковой бригады, полковник. Герой Советского Союза.БиографияРодил...