Доклад на тему "Современные научные представления об инклюзивном образовании как о доступном и качественном образовании для всех".
материал
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные научные представления об инклюзивном образовании как о доступном и качественном образовании для всех.
Кононенко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №6
станица Старощербиновская
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 6 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Краснодарский край Российская Федерация
kononenkoelena691@gmail.com
«Инклюзивное образование в эпоху информационного общества, - указывает Э. Н. Фаттахов, - это реальный путь в будущее, где смогут учиться все, всегда, всю жизнь, для себя и для общества, создавая на основе знаний новое качество жизни людей планеты».
Что же обозначает «инклюзивное образование»?
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю).
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в образовательных учреждениях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Долгое время система образования четко делила детей на обычных и инвалидов. Последние практически не имели возможность получить образование и реализовать себя: их не брали в учреждения, где обучаются обычные дети.
Таким образом, возникла необходимость во внедрении совмещенной системы образования, которая создаёт одновременно благоприятные условия для обучения обычных детей и детей инвалидов.
В России более 2 млн. детей имеют ограниченные возможности (8% от всех детей), из которых около 700 тыс. - дети-инвалиды. Около 90 тыс. детей при этом имеют нарушения физического характера, что затрудняет их доступ к образовательным ресурсам.
Впервые инклюзивный подход к образовательному процессу сформировался на Западе в 70-е годы ХХ века. Такой подход привлёк, в первую очередь, родителей, имеющих детей с психофизическими нарушениями, которые в начале 90–х гг. приняли активное участие в организации обучения своих детей в обычных детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных организациях.
На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования, она обсуждается педагогами, политиками, родителями и общественными организациями.
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс по месту жительства – это современный подход для российского образования.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья.
Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися образовательных организаций (ст. 79 п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Задача инклюзивного образования - включить всех детей в образовательную систему и обеспечить их социальное равноправие (расширение круга социальных контактов, понятий о принципах жизни в социуме).
Основные принципы инклюзивного образования:
- обеспечение доступа к образованию для детей с особыми потребностями;
- развитие методологии, признающей, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении;
-предотвращение дискриминации в отношении детей и поддержка детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Основа практики инклюзивной̆ формы обучения и воспитания - принятие индивидуальности каждого обучающегося а, значит, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ.
Для профессиональной подготовки педагогов необходимы:
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми группы, родителями, педагогами, специалистами).
При каких же условиях инклюзивное образование будет успешным?
Инклюзивное образование становится успешным при создании следующих условий обучения: небольшой наполняемости групп, реализации индивидуальной программы обучения, наличия подготовленных педагогов и других специалистов, соответствующей развивающей предметно - пространственной среды.
В результате дети с особыми образовательными потребностями должны иметь возможность реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую им специализированную помощь.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:
1. Доступность – получение образовательных услуг по месту жительства.
2. Социализация и социальная интеграция ребенка - прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Доказано, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в образовательных учреждениях лучше, чем в специализированных. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
3. Личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, учитывающих реальные возможности учащихся и удовлетворяющие их особые образовательные потребности.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих подходах, способах, формах:
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ;
- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
- портфолио ребенка с ОВЗ;
- компетентность педагога в области образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
- повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования;
- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
- адаптивная образовательная среда - доступность учреждения устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения; оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
- коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
- сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России, так как оно предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном образовательном учреждении.
Доказано, что у здоровых детей, во многих случаях, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми.
Инклюзия - не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
Список литературы:
- Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование, 2005.- № 1.– С. 83-95.
- Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1997.
- Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2001.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов, 2002.
- Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения// Социальная педагогика, 2010. N 1.– С.77-87.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В статье рассматривается понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...
Сборник материалов международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. – Орехово- Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. – 647 с. ISBN 978-5-87471-261-7 статья
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образовательного процесса»...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
laquo;Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться без качественного образования...
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....