Графический диктант для дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Побережная Елена Валерьевна

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskiy_diktant_dlya_doshkolnikov.docx335.51 КБ

Предварительный просмотр:

                        Графический диктант для дошкольников.

                                 Рисуем по клеточкам

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

В настоящее время существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д.Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К. Д. Ушинским. В “Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.

 Особенности методики “Графический диктант”

Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”, правильно работать в тетради, сколько клеточек отступить сверху, справа и т.д. В конечном итоге, не только учит чётко ориентироваться на пространстве бумаги, но и развивает мелкую моторику руки.

Каково же назначение методики?

1.Совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;
2.Формировать графические навыки;
3.Развивать способности слухового и зрительного анализа;
4.Поддерживать необходимый темп деятельности;
5.Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Организация выполнения

Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры воспитанниками идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами -указаниями, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление “влево” и “вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.

 Следует объяснить ребятам  как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что мы будем делать:

Сейчас мы с вами будем рисовать интересные фигурки. Какие, я вам не скажу. Это вы увидите, если правильно выполните работу, будете внимательно меня слушать и не путать направление "право-лево".

Я буду вам диктовать на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Вы будете проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось.

Старайтесь, чтобы линии были у вас ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии..

Задания необходимо подобрать по принципу «от простого к сложному». Если вы только начинаете заниматься с ребенком  графическими диктантами, выполняйте задания по порядку: начинайте с самых  простых диктантов и постепенно переходите к более сложным. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10-15 минут для детей 5-ти лет, 15-20 минут для детей 5-6-ти лет и 20-25-ти минут для детей 6-7-ми лет.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Графические диктанты могут быть дополнены ещё чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковую гимнастику необходимо делать вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за педагогом. В процессе занятия ребёнок отрабатывает правильную, чёткую, грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

https://sun9-11.userapi.com/bAXz3HQkmAhGZ9kCN8tKuuDloHeNwPGrRgnVRQ/HLSm3KFOw20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты для дошкольников...

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал для воспитателей и родителей по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников....

Графические диктанты для дошкольников

Рекомендации  родителям по использование графических диктантов для развития пространственной ориентировки и  мелкой моторики у дошкольников...

Графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты для дошкольников...

"Графические диктанты для дошкольников".

Консультация для родителей "Графические  диктанты".Что такое "графические диктанты и для чего они нужны вашим детям?Подготовительная группа -это последний год жизни ребенка в детском саду. В тече...

Графические диктанты для дошкольников.

   В предлагаемом Вашему вниманию пособии даются графические диктанты, которые помогут сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовк...

Презентация "Графические диктанты для дошкольников"

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувст...