Проект "Сказочники"
проект (старшая группа)
Проект по развитию речи СКАЗОЧНИКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_skazochniki.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №111
г. Калининград
ПРОЕКТ
«Сказочники»
по развитию речи в старшей логопедической группе №6
Разработала:
О.Г.Гуржина- воспитатель
Актуальность:
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
В наше время дети перестали читать. Телефон, телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Духовно - нравственное воспитание, развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его духовно - нравственного. речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка, его духовно - нравственном воспитании.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Дети узнают сказки, анализируют взаимоотношения между героями. Учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико – грамматическая структура, связная речь.
Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Через сказку они выражают своё отношение к поступкам героев. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках.
Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.
Задачи проекта:
- Укреплять духовно – нравственного воспитания личности детей.
- Показать на примере русских народных сказок использование средств образности;
- Развивать способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умение делать правильный выбор.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, речевому развитию, обогащению словаря, связной речи.
- Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям литературы и искусства.
- Развивать художественно – эстетические способности в творческих работах, в театрализованной деятельности.
- Обогащать детско–родительские отношения.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность: долгосрочный
Ожидаемый результат:
- Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
- Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
- Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
- Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
- Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
Презентация проекта: Показ сказок детям младшего возраста.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Перспективный план проекта по развитию речи для старшей логопедической группы “Сказочники”.
Месяц | Мероприятия | |
Октябрь | 1.Беседа "Где живут книги", 2.Знакомство с профессией библиотекарь. 3. Пересказ сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”. 4. Игра-драматизация сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”. 5. Лепка по сказке «Заяц – хваста». 6.Дидактические игры: -"Скажи по-другому" (подбор синонимов), - "Скажи грустно, весело, сердито, стеснительно, и.т.д.", 7. Чтение сказок: «Заяц-хваста»,«Василиса Прекрасная». 8. Работа с родителями. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье | |
Ноябрь | 1. Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди", 2.Драматизация отрывков из сказки "Гуси-Лебеди", 3.Дидактические игры: -"Кто на кого похож", -"Кто больше слов скажет", 4.НОД Конструирование из природного материала «Лебеди» 5.Чтение сказок: «Иван Царевич и серый волк», «Умный мужик». 6. Работа с родителями. Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка». | |
Декабрь | 1. Составление юмористической сказки по серии сюжетных картин. 2.НОД Лепка по сказке «Снегурочка». 3. Дидактические игры: -"Пантомимы" -"Скажи точнее" 4. Чтение сказок: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный». 5. Работа с родителями. Оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой» | |
Январь | 1.НОД "Мир сказок и приключений", 2. Игра-фантазирование, придумывание сказки “Хитрая лиса”. “Салат” из сказок. 3. НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка". Анализ пословиц и фразеологизмов". 4. Дидактические игры: -"На что похоже", -"Мы не скажем, а покажем", Чтение сказок: «Морозко», «По щучьему велению». 5.Работа с родителями. Помощь воспитателям в изготовлении декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов. | |
Февраль | 1.Чтение Сказки «Колосок». 2. Игра-драматизация укр. нар. сказки “Колосок”. 3. НОД Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам 4. Дидактические игры: - «Из какой сказки фраза?» - «Назови сказку по предмету. 5.Рисование по сказке «Лиса и кувшин». 6.Чтение сказок: », «Лиса и кувшин», «Каша из топора». 7. Работа с родителями. Консультация для родителей «Театр дома» | |
Март | 1.Беседа "Моя любимая сказка", 2.Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики", 3.Драматизация отрывков из русской народной сказки "У страха глаза велики", 4. Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; 5.Дидактические игры: - «Кого не хватает?» - «Назови сказку по герою»67.Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка». 7.Работа с родителями. Консультация для родителей «Игра-драматизация в воспитании дошкольника» | |
Апрель | 1..НОД "Какие бывают книги", 2.Чтение русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", 3.НОД - Лепка "Сестрица Аленушка", 4. Дидактические игры: - «Собери по частям» - «Отгадай сказку по отрывку» 5.Чтение сказок: «Финист—Ясный сокол», «Никита Кожемяка». 6.Работа с родителями. Консультация для родителей Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель. | |
Май | 1.Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика", 2.НОД "Чтение русской народной сказки "Хвосты", 3.Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый". 4. Показ сказок младшим детям. 5.Викторина по русским сказкам. |
3 Этап
Заключительный
Показ сказок для младших групп.
Викторина по русским сказкам.
Выставка творческих работ по теме проекта.