Досуг посвященный "Широкой Масленице" 2018 г.( средняя группа)
материал (средняя группа)

Елкина Елена Валерьевна

Цель:

Расширить знания детей о праздниках на Руси.

Продолжать знакомить с русским народным праздником «Масленица».

Задачи:

- Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.

- Прививать любовь и уважение к народным традициям.

- Приобщить детей к культуре и истории русского народа.

- Способствовать развитию интереса к культуре, истории русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_maslenitsa_2018_g.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе №3

«Широкая Масленица»

Москва

2018 г.

Цель:

Расширить знания детей о праздниках на Руси.

Продолжать знакомить с русским народным праздником «Масленица».

Задачи:

- Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.

- Прививать любовь и уважение к народным традициям.

- Приобщить детей к культуре и истории русского народа.

- Способствовать развитию интереса к культуре, истории русского народа.

Предварительная работа:

- Рассматривание репродукции картин Б. Кустодиева "Масленица", "Деревенская Масленица. Гармонист", В. Сурикова "Взятие снежного городка".

- Беседы о Масленице.

- Обсуждение пословиц и поговорок о Масленице.

- Просмотр мультфильма "Ишь ты, Масленица!".

Ход занятия:

Воспитатель:

(читает загадку)

Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о Масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Масленица – один из любимых праздников русского народа. 

Масленица - это проводы зимы.

Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.

- Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Ответы детей).

Воспитатель:

Угадали, конечно же это блины! Яркие, румяные, ароматные!

А знаете ли вы, как зазывали Масленицу?

(Ответы детей).

Воспитатель:

 В старину Масленицу зазывали вот такими словами:

«Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор - на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться».

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Блин считается символом солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах.

Вот какая она, русская Масленица!

- Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: "Идет матушка - весна"

Двое игроков делают «ворота»

 Дети идут хороводом и поют:

Идет матушка - весна, открывайте ворота!

Первый март пришел, всех детей провел!

А за ним и апрель отворил окно и дверь!

А уж как пришел май, сколько хочешь гуляй!

Идет матушка - весна по полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Двое детей, которые делали «ворота» догоняют ребят.

Воспитатель: 

Мы с вами уже говорили, что каждый день Масленицы имеет свое название и обряды.

- Давайте, вспомним, какой день начинает неделю?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Молодцы!

 Да, это понедельник, на масленичной неделе его называют - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу «Чучело» - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Давайте вспомним, как называется второй день недели?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Правильно!

Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

- А кто помнит как же называется день недели, идущий за вторником?

(Ответы детей).

Воспитатель: 

Молодцы, это среда, ее называли — Лакомка.

В этот день родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать 

(Загадывание загадок)

(Дети отгадывают загадки):

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо но простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины,

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

- Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Ответы детей).

Воспитатель:

Конечно же , это четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

- Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра : «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили, (лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (показывают руками круг,

сжимают руки, гладят ладошки)

И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый

Снежок)

Два – поймаем, (ловят снежок)

И сломаем! (топчут снежок ногами).

Воспитатель:

 Как же называется пятый день недели?

(Ответы детей).

Воспитатель:

 Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодые семьи приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

Воспитатель:

Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: "Назови ласково"

Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково

блин – блинок, блинчик;

пирог – пирожок ;

крендель – кренделек;

мёд – медок и т. д.

Воспитатель:

 Ну, вот мы и дошли до последнего дня Широкой Масленицы. Как же он называется?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Воскресенье, правильно. Его называют - прощенный день или проводы. 

В этот день сжигают «чучело» Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.

Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно просили прощения. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Так заканчивалась Масленица.

Вот так проходила Масленица на Руси!

 Вам понравилось? Что нового вы узнали?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг, посвященный дню Матери в средней группе

досуг с участием родителей в средней группе...

Литературный досуг, посвященный конкурсу чтецов в средней группе.

Литературный досуг, посвященный конкурсу чтецов в средней группе....

Литературно –музыкальный досуг, посвященный Дню Победы в средней группе.

Выполнила воспитатель Масеева А.АЛитературно –музыкальный досуг, посвященный Дню Победы. Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств к Родине.Обучающие задачи:1. Расширить знания д...

Конспект досуга посвященного "Дню матери" в средней группе

Конспект досуга посвязенного Дню матери" в средней группе, без родиелей...