Приобщение детей к русскому народному творчеству
консультация
Парадоксально, но «русский характер», «русская душа» — выражения, понятные едва ли не во всём мире, стали для многих русских людей понятиями относительными.
Наверное, самый благодарный путь — возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie-detey-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvuquot.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы для музыкальных руководителей.
«Приобщение детей к русскому народному творчеству».
Курякина Татьяна Викторовна.
Музыкальный руководитель.
МБДОУ №56. 17.11.17г.
Парадоксально, но «русский характер», «русская душа» — выражения, понятные едва ли не во всём мире, стали для многих русских людей понятиями относительными.
Наверное, самый благодарный путь — возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Так, ещё много лет назад я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях своей малой родины. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Мною были отобраны следующие приоритеты:
- Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
- Широкое использование фольклора: сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и разными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений . Я считаю, что эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.
- Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочные, прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, я считаю очень важным знакомить с ним наших воспитанников.
- Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли моё внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства,
я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.
Мною была проделана работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников — всего того, что постепенно складывалось в систему.
Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомила и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота - воркота, про гулей. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Ребят старшего возраста знакомлю с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.
Восприятие частушки доступно уже детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок — это для детей старшего возраста.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество дети ходили со «звездой» — славили Христа; на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленицу; зазывали Весну, закликали птиц . Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаю еще в младшей группе: показываю свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомлю с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка; демонстрируем несколько видов русской гармоники: саратовскую с колокольчиками, шуйскую, баян. Для знакомства с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей.
В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Большую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выбирать «жениха» или «невесту». В постановках принимают участие и сотрудники детского сада.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев я начала до знакомства с русским фольклором. Сейчас уже накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, народной вышивкой.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подвожу к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети полюбили дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки. Поиск новых форм работы продолжается. Конечно, рано ещё говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Но возросший интерес сотрудников и родителей к новым формам воспитания ребенка даёт мне право надеяться на полный успех. Но и сейчас наши дети, покидая детский сад, твердо знают непреложные правила: Умей говорить языком доброты; Будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не спор»; Умей веселиться, но помни: «Делу время — потехе час»; Береги дружбу и помни: «Дружба и братство — дороже богатства»; Люби и цени семью свою. Знай: «В семье лад, так не нужен и клад».
Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна — сыновьями».
Библиографический материал.
1.Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством». Издание третье, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.
2.О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». Издательство «Детство-Пресс»,1999,Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...
«Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям ж...