Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа воспитателя во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_ml.gr_.docx | 135.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Партизанская, д. 5 «а», тел. (87934)7-30-70, Е-mail: sadikkolosok28@mail.ru.
Принято Утверждаю
на заседании заведующий МБДОУ педагогического совета детский сад №28 «Колосок»
Протокол № 1 ___________ Ю.В. Кравцун
«31» августа 2020 год Приказ № 101 – о/д
«31» августа 2020 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
второй младшей группы №1
«Солнечные лучики»
на 2020-2021 учебный год.
г.Ессентуки 2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………..2
1.2.Возрастные особенности детей 3-4 года жизни……………………..4
2. Содержательный раздел
2.1.Социально-коммуникативное развитие……………………..………..6
2.2.Познавательное развитие……………………….…………………….9
2.3.Речевое развитие………………………...…………………………....12
2.4.Художественно-эстетическое развитие…………..……………… 17
2.5.Физическое развитие…………………………………………………22
2.6. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы ……………………………………………..26
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик…………………………………………………30
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы………34
3. Организационный раздел
3.1.Организация режима пребывания детей ………………………. …35
3.2.Организация образовательной деятельности ……………………..38
3.3.Взаимодействие с родителями (законными
представителями)..................................................................................39
3.4.Развивающая предметно-пространственная образовательная
среда…………………………………………………………………..40
3.5. Региональный компонент в образовательной деятельности
детей …………………….... .......................................................43
3.6.Методическое обеспечение Программы …………………………44
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа строится в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ детский сад №28 «Колосок» , разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» ( авт. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева) и парциальных программ :
- «Юный эколог» С.Н.Николаевой программа экологического воспитания в детском саду( дополнительное образование);
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.А.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной ( дополнительное образование);
- «Цветные ладошки» И.А.Лыковой( дополнительное образование);
- «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» Р.М.Литвиновой (региональный компонент)
Рабочая программа рассчитана на 2020/21учебный год.
Данная Программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая
2013 г. № 28564)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устав МБДОУ Детский сад №28 «Колосок»
Содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач.
Рабочая программа определяет содержание и организацию
воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы.
Цель программы: - создание условий в детском саду для развития
способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования
в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа
направлена на развитие самостоятельности, познавательной и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных
ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к
миру.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни ,развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.2. Возрастные особенности детей второй младшей группы (3-4 лет).
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов - индивидуальных единиц восприятия -переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
2.Содержательный раздел
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | ЗАДАЧИ |
ИГРА |
|
Сюжетно-ролевые игры |
|
Театрализованные игры |
|
Подвижные игры |
|
Дидактические игры |
|
ТРУД |
|
Самообслуживание |
|
Хозяйственно-бытовой труд |
|
Труд в природе |
|
БЕЗОПАСНОСТЬ |
|
2.2 Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, пространстве и времени, движении и покое);
о малой родине и Отечестве, представлений об отечественных традициях и праздниках;
об особенностях природы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | ЗАДАЧИ |
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
|
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | Природное окружение.
Экологическое воспитание.
|
ФЭМП | Количество.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
|
2.3 Речевое развитие.
Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | ЗАДАЧИ |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | Формирование словаря
Звуковая культура речи
Грамматический строй речи
Связная речь
|
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ | |
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР | Песенки, потешки, заклички.
Сказки.
|
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА | Песенки.
Сказки.
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОСИИИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА | Поэзия.
Александрова. «Кролики», «Купанье»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»; Г, Галина. «Гном и белка», «Песнямышек»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»; В. Катаев. «Ежик»; А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»; А. Куш-нер. «Кто разбил большую вазу?»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница —то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Митя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»; К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».А Е Екимцев "Светло в России от берёз","Хоровод загадок, хоровод вопросов","Ехал дождик на коне", "Дедушкин туман".А Усачёв "Матушкаприрода" .Ю.Лебёдушкина "Лопушки",И.Гурина"Ромашки",Е.Приходько "Как появились одуванчики".Л.Ф.Епанешников"Веснушки на опушки","Несговорчивый ручей","Солнышко на хлебе" Проза.
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН | Поэзия.
Проза.
|
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ |
|
- Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | ЗАДАЧИ |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Рисование
Лепка
Аппликация
|
Конструирование
|
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Слушание
Пение
Песенное творчество
Музыкально-ритмические движения
Развитие танцевально-игрового творчества
Игра на детских музыкальных инструментах
|
- Физическое развитие.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | ЗАДАЧИ |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
Основные движения Ходьба.
Упражнения в равновесии.
Бег.
Катание, бросание, ловля, метание.
Ползание, лазанье.
Прыжки.
Строевые упражнения.
Ритмическая гимнастика.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Катание на санках.
Скольжение.
Катание на велосипеде.
Подвижные игры
|
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
|
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ |
|
2.6. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок- взрослый, что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит).
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам», отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности (Я – молодец!).
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Воспитатель приучает детей бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой).
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети не только пользуются простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество». Девочки обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминании прочитанного).
Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, у него может возникнуть негативизм и упрямство.
У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью (построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику; слепить бублик для куклы — куклу угощаем бубликами). Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Речь сопровождает практические действия ребенка, но еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести. В этом им помогает воспитатель.
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. В течение дня к каждому ребенку педагог проявляет свое доброе отношение: приласкает, назовет уменьшительным именем. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.
Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (дочки-матери, врач, шофер и пр.).
Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт.
Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные). Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Следует учитывать, что взаимоотношения детей, отличаются нестабильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя. Он приучает спокойно, не мешая друг другу играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
Воспитатель побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие. Умение воспитателя ярко передать свои чувства и вызвать у детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей.
К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?», используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье сберегающем поведении (образовательная область «Социализация», «Здоровье»), но и для решения других задач:
✔ обогащения представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.
✔ освоения приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т.п.
✔ отражения эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке – «Делаем угощение для куклы Маши».
✔ освоения представлений о домашних животных – ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку».
✔ развития детской речи, знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре.
При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Помогают в осуществлении образовательной деятельности единые игровые персонажи (например, медвежонок Топтыжка, веселая обезьянка Чита), которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПина.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность (утренний отрезок времени) | Образовательная деятельность (во время прогулки) |
- наблюдения (в уголке природы, за деятельностью взрослых) | - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей |
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные) | |
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам | - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней |
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.) | - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом) |
- беседы и разговоры с детьми по их интересам | - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада |
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания | |
- индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей | - экспериментирование с объектами неживой природы |
- двигательная деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня | - свободное общение воспитателя с детьми. |
- работа по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья |
Культурные практики
Культурные практики | Содержание |
Совместная игра | - обогащение содержания творческих игр; - освоение детьми игровых умений |
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта | - реально-практические; - условно-вербальные; - имитационно-игровые |
Творческая мастерская | - рукоделие; - народные промыслы; - познавательные презентации; - оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки; - игры; - коллекционирование. |
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) | - чтение художественных произведений; - прослушивание музыки; - беседы; - обсуждения |
Сенсорный и интеллектуальный тренинг | - развивающие игры; - логические упражнения; - занимательные задачи |
Детский досуг | - досуги музыкальные, литературные, физкультурные; - игры; - развлечения; - отдых |
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность | - хозяйственно-бытовой труд; - труд в природе |
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
3.Организационный раздел
- Организация режима пребывания детей.
Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания ребенка в детском саду.
Режим учитывает возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего, в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке.
Дневному сну отводится 2- 2.20 часа.
На самостоятельную деятельность (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3 - 4 часов.
РЕЖИМ ДНЯ
ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Время | Режимные моменты | Содержание |
7.00 – 8.00 | Мы рады видеть вас! Играем вместе! | Прием детей (на воздухе). Самостоятельная игровая деятельность детей. Индивидуально-коррекционная работа. |
8.00 – 8.30 | «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» | Утренняя коррекционная гимнастика |
8.30 – 9.00 | Приятного аппетита! | Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
9.00-9.20 | Самостоятельные игры | Игры по интересам. |
9.20 – 12.30 | Час свежего воздуха | Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки. |
12.30 – 13.10 | «Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!» «Это время – для обеда, значит, нам за стол пора» | Воспитание культурно-гигиенических навыков. Обед: воспитание культуры еды. |
13.10 – 15.10 | «Это - время тишины, все мы крепко спать должны» | Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы. |
15.10 – 15.40 | «Это время – для здоровья. Закаляйся детвора!» | Закаливающие процедуры. Коррекционная гимнастика после сна в группе. |
15.40– 16.10 | Приятного аппетита! | Полдник: воспитание культуры еды. |
16.10 – 16.50 | Час свежего воздуха | Прогулка в зависимости от погодных условий. |
16.50 – 17.15 | Приятного аппетита! | Ужин: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды. |
17.15 – 19.00 | Час игры «До свидания!» | Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми Подготовка к прогулке .Прогулка.. Уход детей домой. Взаимодействие с родителями. |
РЕЖИМ ДНЯ
ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Время | Режимные моменты | Содержание |
7.00 – 8.00 | «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа с детьми. | Прием детей Игровая деятельность детей. |
8.00 – 8.15 | "Минутка бодрости" | Утренняя гимнастика с элементами Фонетической ритмики (двигательная активность 10 минут) |
8.15 – 8.25 | "Моем с мылом чисто-чисто" | Воспитание культурно-гигиенических навыков. Подготовка к завтраку. |
8.25 – 9.00 | "Приятного аппетита!" | Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды. |
9.00-9.15 | Минутка игры | Игры по интересам. |
9.15 – 10.00 | Мир познания | Непосредственная образовательная деятельность. |
10.00 – 10.25 | Подготовка к прогулке | Обучение навыкам самообслуживания |
10.25 – 12.15 | Прогулка | Двигательная активность (30мин.) |
12.15 – 12.30 | Возвращение с прогулки. «Моем с мылом чисто – чисто» | Игры детей. Подготовка обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков |
12.30 – 13.10 | Приятного аппетита! | Обед: Обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды. |
13.10 – 13.20 | Подготовка ко сну | Релаксационные упражнения |
13.20 – 15.00 | «Тихо, тихо, сон идет….» | Создание тихой, благоприятной обстановка для сна |
15.00 – 15.40 | Минутка бодрости | Коррекционная гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 мин.) |
15.40-16.10 | "Приятного аппетита" | Полдник |
16.10 – 16.50 | Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми. Самостоятельная деятельность по интересам. | Индивидуально-коррекционная работа с детьми по графику. |
16.50 – 17.15 | Приятного аппетита! | Ужин: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
17.15 – 19.00 | Час игры «До свидания!» | Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми. Уход детей домой. Взаимодействие с родителями. |
3.2. Организация образовательной деятельности.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049 – 13 образовательная деятельность,
требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, проводится в первую половину дня.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности составляет не более 15 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
№ п/п | Виды организованной образовательной деятельности | Кол-во |
1 | Познавательно-исследовательская деятельность: - формирование целостной картины мира |
|
2 | ||
- развитие элементарных математических представлений | ||
2 | Коммуникативная деятельность: - развитие речи - чтение художественной литературы | 1 |
3 | Изобразительная деятельность: - рисование - аппликация |
|
0,5 0,5 | ||
- лепка -конструирование | 0,5 0,5 | |
4 | Двигательная деятельность | 3 |
5 | Музыкальная деятельность | 2 |
6 | Объем недельной образовательной нагрузки | 10 |
7 | Продолжительность НОД | 15 мин. |
3.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Цель: Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, вовлечение их в жизнь детского сада.
Месяцы | Формы работы с родителями |
Сентябрь | 1.Родительское собрание « Задачи воспитания и обучения на учебный год. Роль семьи в воспитании ребенка» 2. Ознакомление с предметно-пространственной средой группы. 3. Памятка: «Возрастные особенности детей 3-4 лет». 4. Анкетирование с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском саду. |
Октябрь | 1. Консультация «Индивидуальный подход к ребенку». 2.Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». 3. Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения» 4. Оформление наглядной агитации «Это интересно», «Уголок здоровья». |
Ноябрь | 1..Беседа о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 2. Практикум: «Заучиваем стихотворения». 3.Фотовыставка «Мамочка и я - лучшие друзья» 4. Акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек) |
Декабрь | 1. Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения». «Как уберечься от простуды». «Готовимся к празднику». 2. Привлечение родителей к постройкам из снега. 3. Привлечение к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков. 4. Конкурс «Новогодняя игрушка» 5. Акция «Сохраним зеленую красавицу леса» |
Январь | 1. Индивидуальные беседы. Тема: «Самостоятельность ребёнка. Трудовые поручения» 2. Родительское собрание «Из чего складывается трудолюбие?» 3. Консультация: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». |
Февраль | 1.Консультация «Игра в жизни вашего ребенка» 2.День открытых дверей. 3. Фотовыставка «Лучше папы друга нет». 4. Физкультурное развлечение « Мой папа – самый лучший». |
Март | 1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна снова в гости к нам пришла». 2.Папка передвижка с заметками, стихами и поздравлениями: «Мама- солнышко мое». 3. Поделись с другими «Клуб общения» (оригами, аппликация, изготовление поделок) 4. Оформление семейных фотогазет «Мы — мамины помощники» |
Апрель | 1.День открытых дверей. 2. Родительское собрание: «Школа хороших манер» 3. Фотовыставка «Научились мы трудиться» |
Май | 1.Папка- передвижка ко Дню Победы. Посещение памятных мест. 2. Совместная экскурсия в природу с детьми « Этот чудесный мир». 3.Озеленение участка детского сада: (посадка деревьев, оформление клумб) 4. Благодарности родителям. |
3.4. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учитывали следующие требования: насыщенность среды, трансформируемость пространства, полифункциональность материалов, вариативность, доступность и безопасность.
Организация образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования инвентаря в группе обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников ,экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Пространство в группе дает детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. Это реализуется посредством специально созданных функциональных зон (центров) в группе.
ЦЕНТР НАУКИ.
Центр Науки оснащен следующими развивающими играми, наглядными пособиями и материалами:
- Счетный материал; логические блоки Дьенеша; палочки Кюзинера;
- наборы разрезных картинок по темам: «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты»;
- развивающие кубики по ознакомлению с окружающим: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Дикие животные», «Птицы»;
- развивающие логические игры: «Найди пару», «Ассоциации», «Домино»;
- настольно-печатные игры по сенсорике: «Разноцветные домики», «Геометрическое лото»;
- мозаика;
- дидактические и развивающие игры по экологии «Времена года», «Чей малыш?», «Какие условия необходимы растениям для жизни» и др.;
- тематические наборы карточек;
- наборы знаков дорожного движения, макет светофора;
- муляжи фруктов и овощей;
- наборы фигурок домашних животных;
- календарь «Погода» с набором карточек;
- макеты по временам года с набором животных и птиц;
- альбомы по временам года;
- природный материал (шишки, камешки);
- иллюстрации о природе, фотографии растений и животных нашего края, Красная книга;
- литература по экологическому воспитанию;
- лейки; тряпочки; палочки для рыхления; фартуки;
- набор игрушек для игр с водой и песком(лейки, формочки, водяная мельница, лопатки);
- материалы для экспериментирования(магниты, деревянные брусочки, металлические пластины, ракушки, соль, сахар и др.); набор мерных стаканчиков, ложек;
ЦЕНТР КНИГИ.
- Художественная литература в соответствии с возрастом детей;
- разрезные кубики, пазлы «Мои любимые сказки»;
- иллюстрации по сказкам;
- портреты писателей и поэтов.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР.
- Настольные театры: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди».
- Пальчиковый театр: «Теремок».
- Маски для театрализованных представлений.
- Мини-музей «В гостях у сказки» - «Волшебные предметы».
- Сундук с украшениями.
- Игрушка "Ученая Сова","Петушок-Золотой гребешок"
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА.
Для изобразительной деятельности в Центре Творчества собран следующий материал для:
- Рисования: акварель, гуашь, кисточки, баночки, альбомы для рисования, трафареты, цветные карандаши, раскраски.
- Лепки: Пластилин, формочки, доски для работы с пластилином.
- Аппликации: Цветная бумага, картон, безопасные ножницы, кисточки, тряпочки, клееночки.
- Самостоятельной художественной деятельности: наборы для детского творчества, бросовый и природный материал, дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Дорисуй предмет».
Изделия народного промысла: Матрешки, дымковские игрушки, свистульки, деревянные ложки.
Иллюстративный материал: "Дымковские игрушки", "Дымковская роспись".,"Гжель","Хохлома"
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР.
- Детские музыкальные инструменты: Металлофон, барабан, дудочка, шумовые инструменты, погремушки, музыкальная неваляшка, гитара.
- Детские музыкальные книжки; магнитофон; портреты композиторов.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР.
Для развития физических качеств и оздоровления детей Физкультурный центр был оснащен следующим инвентарем и играми:
- Флажки; мячи(большие и маленькие); обручи; гимнастические палки; скакалки;
- массажные коврики;
- кегли; кольцеброс; кегельбан; бадминтон;гольф;
- картинки-спортинки.
ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.
- Сюжетно-ролевые игры: "Больница", "Салон красоты»"
- , "Дом", "Магазин", "Почта","Пожарные"
- Ролевая атрибутика: Халат и шапочка для врача; фартук и накидка для парикмахера.
- Ролевая атрибутика для мальчиков: Рули ,шлемы для пожарных, кепка для почтальона.
- Режиссерские игры: Игровой детский домик с комплектом игровой мебели и игрушечной посуды; мелкие игрушки.
- Куклы; коляски
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР.
- Мелкий и крупный строитель; конструктор "Лего"; пластмассовый конструктор с деталями и соединением их с помощью болтов и гаек;
- машины; набор «Инструменты».
3.5.Региональный компонент в образовательной деятельности детей.
Цель: Ознакомление детей с родным городом, воспитание любви к малой Родине.
Месяц | Формы работы с детьми |
Сентябрь | 1.Беседа «Наш Ставропольский край» 2. Экскурсия в мини-музей группы. |
Октябрь | 1. Беседа «Наш город-курорт Ессентуки». 2.Рассматривание фотографий о нашем городе. |
Ноябрь | 1.Знакомство с санаториями нашего города. |
Декабрь | 1. Сказки писателей Северного Кавказа. |
Январь | 1.Беседа «Звери и птицы нашего края и города» |
Февраль | 1. Рассматривание альбома «Животные нашего края и города» |
Март | 1.Рассматривание фотографий о природе родного края. 2.Чтение познавательной литературы о растениях (писатели города Ессентуки) |
Апрель | 1. Экскурсии в природу (Первоцветы). |
Май | 1.Знакомство с подвигами героев ВОВ города Ессентуки. |
3.6. Методическое обеспечение Программы
1."Детство"/Под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой,
О.В.Солнцевой.2015год.
2.Затулина Г.Я."Конспекты комплексных занятий по развитию речи" "Центр педагогического образования " 2007г.
3.Гербова В.В. "Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе 2-4 года" М.,"Владос"2003г.
4.Карпухина Н.А."Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада"Воронеж 2009.г
5.Аджи А.В. "Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада" .Воронеж ТЦ "Учитель" 2006г.
6.Козлова А.В. , Дешулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей», М., Творческий центр «Сфера»:2004 г.
7.Бондаренко Т.М. "Комплексные занятия во второй младшей группе". Воронеж издательство "Учитель" 2003г.
8.Новикова В.П. "Математика в детском саду"М., "Москва- Синтез" 2005г.
9.Корнеичева В.В., Грачева Н.И. «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня», II младшая группа, М., центр педагогического образования, 2012 г.
10.Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала», М., «Мозаика-Синтез»:2011 г.
11.Куцакова Л.В. «Нравственно трудовое воспитание в детском саду». Пособие для педагогов, М., «Мозаика-Синтез»:2007 г.
12.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., «Сфера»:2000 г..
13.Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками», М., «Владос»:2004 г.
14.Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду», М.:2009 г.
15.Пожиленко О.А. «Артикуляционная гимнастика» С-ПБ., «Астрель»:
2004 г.
16 Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», М., «Мозаика-Синтез»:2005 г.
Подготовили воспитатели: Клименко Т.М. ; Шахматова А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...