Программа "Наставник"
рабочая программа

Хакимова Эльмира Рафаиловна

Программа "Наставник" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок»

ПРИНЯТО:

Педагогическом советом

МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовенок»

Протокол №    от____________г.

              УТВЕРЖДАЮ:

              Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

              ДС №38 «Домовенок»

               ______________Л.А.Бондарева

              Приказ №   от _____________г.

                                               

                   

ПРОГРАММА

«НАСТАВНИК»

ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ

  В МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ДС №38 «ДОМОВЕНОК»

http://blogs.ubc.ca/lfs350project03/files/2013/11/CLIPART_OF_Process.png

г. Нижневартовск

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Паспорт программы

3

1.

Пояснительная записка

5

2.

Цели и задачи наставничества

6

3.

Ожидаемые результаты

7

4.

Методологическая основа Программы

7

5.

Сроки реализации Программы

7

6.

Этапы реализации Программы

8

7.

Характер реализации программы

9

8.

Содержание программы

9

9.

Условия эффективного наставничества

10

10.

Основные формы и методы индивидуальной работы

10

наставника с молодым специалистом

Приложение 1. Индивидуальный план наставничества Приложение 2. Отчет об итогах наставничества

Приложение 3. Система оценки профессиональной деятельности молодых педагогов

Приложение 4.

Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога

Приложение 5. Годовой план наставничества

2

Наименование

Программы

Программа «НАСТАВНИК» по организации

наставничества с молодыми специалистами

дошкольного учреждения

Организация

Исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»

Адрес организации исполнителя

Корпуса, находящиеся по адресам:

1 корпус:

628602, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, ул. Чапаева, д. 4А

Телефон: 8(3466)310-710 (доб.1)

2 корпус:

628602, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, ул. Пионерская, д. 22

Телефон: 8(3466)310-710 (доб.2)

3 корпус:

628606, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, ул. Пионерская, д. 14

Телефон: 8(3466)310-710 (доб.3)

4 корпус:

628606, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, Нефтяников, д.22Б

Телефон: 8(3466)310-710 (доб.4)

Телефон

Телефон: 8(3466)310-710

Целевая группа

Молодые специалисты, педагоги с небольшим опытом работы в дошкольном учреждении

Цель программы

Создание сопровождения   молодых   педагогов   в   условиях образовательного пространства

Задачи программы

1. Помочь молодому педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации;

2. Создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога   через публикации, конкурсную   и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений;

3. Оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;

4. способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; 

5. сформировать у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Краткое содержание

Программы

В программе раскрываются организационные содержательные подходы к организации работы с молодыми специалистами через организацию работы наставник-педагог. Содержательными компонентами программ, являются    механизмы    организации   работы    с молодыми педагогами в ДОУ. Разработка содержания и форм работы с молодыми педагогами.

Актуальность

Программы

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются   требования   к   его   личностным   и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.  Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.   Перемены   в   обществе   и образовании    обусловили    ряд    социальных    и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности.

Новизна программы

Новизна форм и методов работы с молодыми педагогами. Интерес и   творчество молодых педагогов мотивируется посредством привлечения их к совместной  деятельности, сопровождения в различных профессиональных мероприятиях, конкурсах и т.д.

Ожидаемые

результаты

программы

1.Адаптация молодых педагогов в образовательном учреждении

2.Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков работы;

3.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

4.Совершенствование приемов, методов работы;

5.Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

6.Активизация деятельности молодых педагогов в части   участия   в   работе   сетевых   сообществ педагогов   города,  в   создании   и   реализации творческих проектов, в конкурсах профессионального мастерства.

4

ПРОГРАММА «НАСТАВНИК» по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения

  1. Пояснительная записка

        В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности: новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление; различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние; необходимое взаимодействие семьи и дошкольного учреждения требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.

        С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

        Между тем, молодой специалист требует к себе особого внимания со стороны администрации, коллектива образовательного учреждения, методической службы. Очень многое в становлении педагога зависит от того, как примет его коллектив, как равноправного коллегу или малоопытного новичка, кто протянет руку помощи и станет наставником, поможет раскрыться его творческим способностям и поведёт за собой. Педагоги, не получившие должной поддержки и внимания от коллег, администрации образовательного учреждения, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, испытывают много профессиональных и психологических затруднений, приобретают комплекс несостоявшегося специалиста в своей профессии и нередко принимают решение завершить педагогическую деятельность и попробовать свои силы в других сферах трудовой деятельности.

        Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Педагогическое наставничество обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми

5

специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого педагога, а, следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Молодым педагогам, прежде всего, нужны опытные наставники. Грамотные и терпеливые. Крайне необходима молодому специалисту помощь со стороны администрации, педагогов учреждения, методической службы при подготовке к учебному занятию, при организации мероприятий, при работе с документацией. Немаловажна и социализация педагога, его участие в работе различных педагогических сообществ. Через педагогическое общение происходит процесс профессионального становления молодого педагога.

Для педагога, который выбрал осознанно свою профессию материальная составляющая пусть важная, но не самая главная. На первом месте - создание условий для самореализации личности педагога. Целенаправленная система мотивации молодого педагога, вовлечение в активную деятельность учреждения является мощным стимулом профессионального роста.

  1. Цели и задачи наставничества

Цель наставничества: создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов в условиях образовательного пространства

Задачи наставничества:

  1. Помочь молодому педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации;

  1. Создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и

научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений;

  1. Оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;

6

  1. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

  1. Сформировать у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании.

  1. Ожидаемые результаты:

  1. Адаптация молодых педагогов в образовательном учреждении.

  1. Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков работы.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии.

  1. Совершенствование приемов, методов работы.

  1. Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

  1. Активизация деятельности молодых педагогов в части участия в работе сетевых сообществ педагогов города, в создании и реализации творческих проектов, в конкурсах профессионального мастерства.

  1. Методологическая основа Программы

Профессиональному становлению как педагогической проблеме большое внимание уделяют ученые С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, Ю.И. Турчанинова. Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого педагога в процессе его социально-профессионального становления – работы Т.А. Аксаковой, Г.В. Кондратьевой, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого педагога в процессе его профессионального становления, исследуют А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, И.А. Хоменко, Е.И. Рогов.

  1. Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы – 1 год. Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

7

  1. Этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

1 этап. Организационный

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов со стажем работы до 3-х лет; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами. Создание нормативно-правовой базы.

Содержание этапа:

  • создание пакета нормативных документов по реализации Программы: Положение о наставничестве (приложение 1).

  • система оценки профессиональной деятельности молодых педагогов (приложение 2).

  • проведение психологического тестирования молодых педагогов с целью выявления профессиональных затруднений (приложение3).

  • составление и утверждение плана работы с молодыми педагогами (приложение 4).

2 этап. Содержательный

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  • организация процедуры наставничества на уровне образовательного учреждения, согласно требованиям Положения о наставничестве (приложение 1).

  • реализация плана работы с молодыми педагогами.

  • проведение промежуточного тестирования (анкетирования) молодых педагогов.

  • изучение и обобщение материала, накопленного молодым педагогом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого педагога;

  • ведение портфолио молодого педагога.

3 этап. Аналитический этап

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

8

Содержание этапа:

  • проведение мониторинга реализации этапов программы.

  • изучение и обобщение накопленного материала.

  • осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов программы наставничества.

  • формирование банка информации из опыта работы по реализации программы.

  1. Характер реализации программы

Характер реализации программы – цикличный.

Этапы реализации программы повторяются циклами с учетом прибытия новых молодых специалистов, потребностей молодых педагогов и выявленных их профессиональных затруднений.

  1. Содержание программы:

  1. Адаптация молодого педагога

Реализация этой части программы предусматривает помощь начинающему педагогу в преодолении неизбежных профессиональных и психологических затруднений в процессе адаптации.

  1. Методическое сопровождение молодого педагога в организации образовательного процесса

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение

молодыми педагогами нормативно-правовой базы, действующих государственных программ в области образования, знакомство с документацией образовательного учреждения; изучение вопросов составления рабочих программ, посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом и т.д. Важно научить начинающих педагогов правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса. Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.

9

  1. Условия эффективного наставничества

Учитывая многолетний педагогический опыт, педагоги должны понимать, что результативной работа наставничества будет в случае:

  • Взаимной заинтересованности сторон;

  • Административного контроля за процессом наставничества;

  • Подведением промежуточных результатов сотрудничества.

  1. Основные формы и методы индивидуальной работы наставника с молодым специалистом

  1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы,

выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.

  1. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной

проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.

  1. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.

  1. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.

Традиционные формы работы

  • беседы
  • консультации
  • посещение и обсуждение занятий

Нетрадиционные формы работы

  • психологические тренинги
  • творческие лаборатории
  • деловые игры
  • диспуты
  • конкурсы
  • круглые столы
  • презентация моделей занятий с детьми.

10

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН наставничества

Ф.И.О. молодого специалиста _______________________________________________ Должность _______________________________________________________________ Отчетный период _________________________________________________________

Мероприятия

Сроки

Оценка

п/п

исполнения

выполнения

(дата, подпись

наставника)

1.

Составление

и

утверждение

Не позднее

индивидуального плана наставничества

2-й недели

2.

Ознакомление

с

основополагающими

документами  учреждения,  ее  целями  и

задачами,

направлениями

текущей

деятельности

5.

Освоение

и  совершенствование

навыков

молодого специалиста

6.

Изучение  норм  и  регламентов,  освоение

практических

навыков

внедрения

стандартов качества

7.

Получение

консультативной

помощи  в

работе

8.

Участие в проводимых конкурсах и других

мероприятиях для молодежи

9.

Подготовка

к

аттестации

молодого

специалиста

10.

Повышение общеобразовательного уровня,

участие

в

общественной

жизни

учреждения

11.

Проверка

выполнения   индивидуального

плана наставничества

11

Отчет

об итогах наставничества

Молодой

специалист ___________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Образование ________________________________________________

Профессия (должность) ________________________________________

Периоды наставничества с «_____» _____________________ 20____г.

                                                         по «___»___________________ 20 __ г.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Показатель

Краткая характеристика

достигнутых показателей

Знания по профилю работы

Навыки по профилю работы

Объем выполняемых трудовых

обязанностей

Результаты работы

Отношение к работе

Работоспособность

Инициативность

Дисциплинированность

Взаимоотношение с коллегами

Выполнение требований и стандартов

профессиональной деятельности

Рекомендации:

______

Наставник ________________________________

(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника) " __ " ___________ 20 __ г.

  • отчетом об итогах наставничества ознакомлен:

_________________________

(подпись молодого специалиста)

12

Приложение 2

Система        оценки профессиональной деятельности молодых педагогов

Цель

Задачи:

Виды

комплексной

оценки

Компоненты

комплексной

оценки

Критерии

Методы


Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма

  1. Определить компоненты, критерии и показатели оценки профессиональной деятельности молодого педагога.

  1. Разработать систему оценки профессиональной деятельности молодого педагога.

  1. Разработать содержание и методики проведения внутренней и внешней оценки профессиональной деятельности молодого педагога.

  1. внутренняя (проводимая наиболее квалифицированными педагогическими и руководящими работниками).
  2. внешняя (осуществляемая  родителями  (лицами,  их

заменяющими) воспитанников, представителями общественности).

  • нормативно-ориентированный;
  • содержательно-целевой;

  • организационно-технологический;
  • мотивационно-личностный;
  • контрольно-диагностический;
  • коррекционно-аналитический

  • реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;

  • соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;

  • создание образовательной среды;

  • деловые и личные качества молодого педагога, мотивация к педагогической деятельности;

  • результативность образовательного процесса;
  • коррекция педагогической деятельности

  • изучение документов;
  • анализ;
  • самооценка, самоанализ;
  • мониторинг;
  • тестирование;
  • анкетирование;

  • беседа;
  • наблюдение;
  • контроль;
  • экспертиза

13

Уровни

репродуктивный (технологический);

профессионализма

конструктивный (эвристический);

исследовательский (креативный)

Результаты

  Достижение, поддержание и повышение качества

профессиональной деятельности молодого педагога.

  Удовлетворение потребностей и ожиданий всех

участников образовательного процесса

Приложение 3

Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога

1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.

2.Культура ведения документации.

3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.

4. Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.

  1. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.

  1. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение обучающегося, воспитанника.

  1. Использование инновационных форм, методов образования.

  1. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды.

  1. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.

  1. Участие в творческой, инновационной работе.

  1. Осуществление самовоспитания и самообразования.

  1. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

  1. Дисциплинированность и ответственность.

  1. Достижения участников обучающихся, воспитанников.

  1. Достижения молодого педагога (участие в образовательных событиях разного уровня).

  1. Взаимодействие с внешней средой.

17.        Включенность


родителей


обучающихся


воспитанников


в

образовательный процесс.

  1.   Готовность к процедуре аттестации.

Приложение 4

                                                                                           

ГОДОВОЙ ПЛАН НАСТАВНИЧЕСТВА

Тема

Рассматриваемые вопросы

Сроки

Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучение «Закона об образовании в РФ», документов Министерства образования, локальных актов МАДОУ, составление

календарно-тематического планирования.

Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение

информационной карточки листа

молодого педагога.

Сентябрь

Разработка

индивидуального плана

профессионального

становления

Педагогическое самообразование,

участие в мероприятиях «Неделя успеха», работе методического объединения, занятия  молодого педагога.

Сентябрь

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё».  Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-

попустительский, демократический).

Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

Октябрь

Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства

Педагог – наставник делится опытом (вопросы методики проведения занятий). Наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее.

Ноябрь

Имидж педагога

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

Сентябрь

Педагогическая ситуация

Организация режимных моментов

Октябрь

Копилка интересных занятий

Составление методической разработки

непосредственно образовательной

деятельности молодым специалистом.

В течении года

Самообразование воспитателя

Выбор методической темы.  Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год

В течении года

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио педагога

Ноябрь- декабрь,

Март-апрель

Методическая выставка достижений молодого воспитателя

Уровень профессионализма молодого воспитателя – систематизация наработок профессиональной деятельности

Конец учебного года

Диагностика воспитанников

Методика проведения обследования

Начало и конец

учебного года