Дидактические игры для детей младшей группы
консультация (младшая группа)
Методика проведения и приёмы дидактических игр для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения и приёмы дидактических игр для детей 3-4 лет. | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей младшей группы
Вeдущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё ребёнок познаёт окружающий мир. Общепризнано, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Наибольшую часть своего времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.
Дидактические игры — это важный атрибут каждого занятия в детском саду. А во второй младшей группе такой форме реализации образовательных целей и задач отводится совершенно особое место, так как дети 3–4 лет ещё не умеют воспринимать информацию в виде набора фактов, ребятам нужен сюжет, действия, в которые добавляются новые знания. Поэтому воспитателю стоит уделять особое внимание организации и проведению такого рода игр, а для этого без теоретической базы и осмысления практического опыта не обойтись.
В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, заключается в том, что педагог не только определяет ее ход, но и предусматривает будущий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у малыша развивается наблюдательность, а это одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребенка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (контакт с предметом, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле, игровые действия всегда будут определяться дидактическими задачами, которые ставит педагог, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель усложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.
Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
Все дидактические игры подбираются с учётом учебно-воспитательных задач программы, а также соответственно возрастным нормам относительного уровня знаний, умений и навыков детей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить игру-лото с заданиями на элементарные арифметические операции, например, сложение-вычитание в пределах 20, так как дети ещё не владеют этим материалом. С другой стороны, задание подобрать карточку с цветом к картинке в таких же оттенках может быть слишком простым для 3–4-летних детей.
При организации дидактических игр для детей младшей группы необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время ребята в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием.
При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни, педагог объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери пирамидку» малышу сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо нужного цвета и надеть его на палочку и т.д.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариациях, с постепенным их усложнением.
Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям ребят, по роли педагога.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. Для таких игр необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.
Настольно-печатные игры. Это очень увлекательные занятия для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, кубиками и разрезными картинками. При этом для детей младшего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: животные, растения, oдежда, мебель или посуда. Дети самостоятельно могут найти их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение.
Словесные игры. Построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Проведение дидактических игр включает в себя:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры. При этом соблюдается четкое выполнение этих правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или судьи (воспитатель направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры (эффективность, выделение индивидуальных особенностей).
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх направлениях:
- Индивидуальные(1-3 человек).
- Групповые ( 4–5 человек).
- Коллективные (вся группа).
Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется такими приёмами, как:
Словесные
Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет одну из важных ролей. При этом дети не только воспринимают смысловую составляющую речи, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.
Объяснение – самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.
Загадки – это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Короткие рассказы – небольшие сюжеты, предваряющие игру – это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и косвенно, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.
Наглядные
Образно-зрительное восприятие у малышей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры детям важно видеть:
-картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята;
-образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную воспитателем;
-эстетичные и удобные материалы для игры.
Практические
После того как педагог продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.
Таким образом дидактическая игра для детей младшего возраста – это практическая деятельность, в процессе которой они учатся применять свои знания, ориентироваться в меняющихся условиях. Одновременно развиваются любознательность, психические процессы и умение контролировать свое поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей младшей группы по математике
Дидактические игры для детей младшей группы по математике...
Дидактические игры для детей младшей группы
Игровой макет озера Байкал и дидактические игры к нему...
Дидактические игры для детей младшей группы
Каталог дидактических игр...
Дидактические игры для детей младшей группы
Дидактические игры для для детей младшей группы...
Дидактические игры для детей младшей группы
Цели: развивать мышление, память, речь....
Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"
Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"...
Дидактические игры для детей младшей группы (2 - 3 года)
В помощь воспитателям...