Проект "Семья"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предложена работа в виде информационно- ориентированного проекта на тему "Семья", цель которого- формирование у старших дошкольников чувства принадлежности и уважительного отношения к своей семье; создание условий для становления основ патриотического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_semya.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Семья» в подготовительной группе
Семья- самое уютное и теплое место на Земле. И в этом месте ты по- настоящему счастлив!
Актуальность. В современном мире родителям все труднее стало заниматься воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью. Но полноценное развитие дошкольника невозможно без активного участия его родителей в образовательном процессе. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своем малой родины, потом- гражданином России, и только потом- жителем планеты Земля. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально- насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать; заботиться о своих близких с детства, быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Семья- естественная среда для жизни ребенка.
Проблема. Дети не имеют достаточно знаний о членах своей семьи, семейных традициях, существующих в семьях.
Цель: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и создавать условия для становления основ патриотического сознания.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о праве иметь семью, на любовь, заботу и уважение в семье, о семейных ценностях.
- Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка.
- Актуализировать эмоциональный опыт детей, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы проекта.
Развивающие:
- Создавать условия для формирования у дошкольников положительного образа дома.
- Развивать у детей познавательную активность, творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям, уважительное отношение к старшему поколению
- Воспитывать чувство гражданственности через любовь к близким.
Вид проекта: познавательный, информационно- ориентированный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Продолжительность краткосрочный
Предполагаемые результаты:
- Сформированность знаний о значимости семьи в стране, об истории своей семьи, семейных традициях.
- Сформированность эмоционально- положительного образа семьи и семейных отношений.
- Повышение компетенции родителей по правовой грамотности.
- Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые, положительные поступки.
Этапы проекта:
1 этап- организационный
2 этап- практический
3 этап- заключительный
Этапы реализации проекта | Мероприятия | задачи | Сроки реализации |
Организационный | - Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с этим детей и родителей. - Составление плана основного этапа проекта, подбор материала, опрос детей. - Принятие решения проекта «Моя семья» | Выявление степени заинтересованности родителей воспитанников в данной деятельности и их готовности к взаимодействию. Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта. | 2 неделя ноября |
Практический | Познавательное развитие. НОД «Конвекция о правах ребенка. Права и обязанности в семье», НОД «Моя семья» Познавательно- информационная беседа «День матери»
Речевое развитие. Составление рассказов на темы: «С кем я живу», «Как мы отмечаем праздники», «Все работы хороши» Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Чтение художественной литературы: «Дикие лебеди», «Малыш и Карлсон», В. Осеева «Сыновья», К. Ушинский «Петушок с семьей», ненецкая сказка «Кукушка», р.н. сказка «Морозко» Заучивание стихов к Дню матери Игровая деятельность: с/р игра «Мой дом», «День рождения»; дидактические игры: «Назови членов своей семьи», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя семья, моя родословная», «Найди фотографию», «Назови, кто кем кому приходится» Продуктивная деятельность: рисование «Выходной в семье», «Моя мамочка», «Мы с папой друзья», «Праздничная открытка для мамы», «Обои в мою комнату»; конструирование «Дом моей мечты». Работа с родителями: консультация «Изучаем правовые документы по защите прав ребенка»; Анкета «Правовая культура детей» | Формировать представление о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, полезное питание, отдых и досуг; обогатить словарь детей словами "конвенция" Раскрыть понятия «родословная», «род», «семья»; воспитывать чувство гордости и люб- ви, уважения, заботу о членах семьи. Дать детям знания о том, что каждое последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери, вспоминают заслуги и бескорыстный труд матери для блага своего ребенка Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Познакомить с пословицами и поговорками о семье; обсудить смысл пословиц Познакомить с многообразием литературных текстов о детях и их поступках, о матери, о семье. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственно отношение к своим обязанностям, взаимопомощь. Исследовать межличностные отношения ребенка в семье, психическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для ребенка члена семьи, определить внутрисемейные контакты; закреплять навыки в изображении фигур людей; развивать способность детей передавать эмоциональное состояние изображаемого человека. | 2 неделя ноября 3 неделя ноября В течении всего периода В течении всего периода В течении всего периода В течении периода В течении периода 2 неделя ноября 3 неделя ноября |
Заключительный | Сбор полученного материала по проекту Анализ поставленных цели и задач Реализация проекта: -НОД с детьми; - совместная деятельность ребенка и взрослого; -самостоятельная деятельность детей; Совместная работа с родителями; - создание предметно- развивающей среды. Продукты проектной деятельности: - Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»; -Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки»; -Выставка поделок «Семейные увлечения»; -Оформление альбома «Наши любимые блюда»; -Поздравление «С Днем матери» |
Вывод: в процессе работы над проектом значительно расширился кругозор детей. У дошкольников сформировалось представление о семье как об «островке безопасности»; появилось чувство любви, сопереживания и взаимопомощи близкому, желание и потребность проявлять заботу о членах семьи, быть к ним внимательными, совершать добрые поступки.
Приложения
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Искренне ответив на предлагаемые ниже вопросы, Вы поможете в развитии правовой культуры ваших детей. Спасибо!
1. Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещаемыми права ребенка? Если «да», то с какими?
2. Какими, по Вашему мнению, правами обладает ребенок.
3. Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:
Конвенция о правах ребенка;
Трудовой кодекс РФ;
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Уголовный кодекс РФ.
4. Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка:
Да.
Нет.
Не всегда.
5. Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что …
6. Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:
Сколько раз тебе повторять?
У всех дети как дети, а ты…
А как ты считаешь?
Ну что за друзья у тебя?
Давай подумаем…
И в кого ты такой уродился?
Я в твои годы…
Какой ты молодец!
7. Применяли ли наказания ваши родители по отношению к Вам в детстве?
8. Можно ли обойтись без наказания в воспитании ребенка?
9. Почему Вы прибегаете к наказаниям? Выберите вариант:
«Мои родители тоже меня наказывали, поэтому и результат налицо»;
«Только через наказание или лишение удовольствия можно корректировать поведение ребенка»;
«Я единственный метод воздействия на ребенка»;
«Я принципиальный противник наказания и никогда не наказываю ребенка».
11. Считаете ли Вы, что в детском саду соблюдаются все права ребенка?
Да.
Нет.
12. В чем Вы видите нарушение прав ребенка в детском саду?
13. Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?
Консультация для родителей «Изучаем нормативные документы по защите прав ребенка»
Информационная справка:
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Уважаемые родители! Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социально- правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью.
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка.
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.
Далее педагог знакомит родителей с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка:
- Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.)
- Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.)
- Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001,2006 гг.)
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.;
Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие;
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности;
Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей;
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);
Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.