Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников
консультация по логопедии

Садыкова Альмира Гайнулловна

 Использование Су-джок терапии в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-tsiya_dlya_v-ley_su_-dzhok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 «Солнышко» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений  у дошкольников

Сообщение из опыта работы для воспитателей детского сада

 Садыкова Альмира Гайнулловна,

учитель-логопед

                                     

Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса в целом и коррекционного воздействия в частности. В своей работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях логопедического пункта я, наряду с традиционными, активно использую различные инновационные приемы и технологии, превращающими достаточно трудоёмкий процесс в увлекательную игру. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. На подготовительном этапе коррекционной работы я провожу детям массаж и обучаю разнообразным приёмам самомассажа с применением Су-Джок массажеров (в виде специального пластмассового шарика и пружинных колечек). Такие упражнения служат для развития мелкой моторики пальцев рук, параллельно решая задачи улучшения психоэмоционального состояния детей, обогащения их словарного запаса, развития грамматического строя речи. При этом происходит воздействие на биологически активные точки, регуляция мышечного тонуса, стимуляция внутренних органов. Впоследствии дети овладевают навыками самомассажа ладоней и пальчиков рук и эти упражнения становятся приятным дополнением как при индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях. Активно используем данные массажёры для упражнений, направленных на развитие внимания и памяти. Поскольку, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, всю работу строю в игровой форме, с использованием весёлых стихов, прибауток, сказок. Вот некоторые варианты заданий, направленных на решение различных коррекционных задач.

 Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика сопровождается чтением стихотворения. Прокатывая шарик с колючками между ладонями, дети массируют мышцы рук. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз – два – три – четыре – пять,    (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При повторении слова с автоматизируемым звуком ребенок может прокатывать шарик между ладонями, колечки по пальцам.

 Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

 (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,  (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

 Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по

Для развития внимания и памяти, ориентировки на теле детям даю следующие инструкции:

- «Возьми колечко указательным и средним пальцами правой руки, одень на безымянный палец левой руки»

- « Надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо»,

- дети, сидя за столом катают шарик между ладоней, по сигналу передают его соседу справа или слева и т.п..

 Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

 1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

Хорошие результаты достигаются при использовании Су-Джок массажеров в процессе работы по совершенствованию лексико-грамматического строя речи.

 Тема «Осень. Деревья».

 При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают его на каждый палец правой и левой рук, проговаривая стихотворение:

 Раз-два-три-четыре-пять – (разгибают пальцы по одному)

 Мы пойдем в лесок гулять.

Листья тополя,

 Листья осины,

 Листья клена,

Листья рябины,

 Листья дуба мы соберем,

 Маме осенний букет принесем.

  Образование относительных прилагательных.

 Ребёнок раскатывает шарик между ладоней,  читаю стихотворение. Когда ребёнок услышит название дерева, он прокатывает Су-Джок шарик по столу логопеду, образуя относительное прилагательное (например: лист дуба — дубовый).

 Ель стоит колючая,

 Стройная рябина,

Ива плакучая,

 Тонкая осина,

Липа бледнолистая,

Дуб большой, могучий,

 И сосна смолистая,

 Что растет над кручей.

 Лиственница нежная

И красавец клен,

 Береза белоснежная –

 В деревья я влюблен.

 Дети поочередно надевают колечко на пальчики, называя деревья. Затем можно выполнить упражнения «Назови ласково» , «Один — много» с перекатыванием шарика.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

 Тема «Фрукты»

 К фруктам относится слива,

Яблоко, груша, банан,

Лимон и апельсин,

Гранат и мандарин.

 Дети поочередно надевают колечко на пальчики, называя фрукты. Затем можно выполнить упражнения «Назови ласково», «Один — много» с перекатыванием шарика.

 Тема «Домашние животные»

 Упражнение «У кого кто есть»

 У кошки есть пушистые котята,

 У собаки — шаловливые щенята,

 У крольчихи — пуховые крольчата,

У овцы — кудрявые ягнята,

У свиньи — забавный поросенок,

 У козы — смешной козленок,

 У коровы — ласковый теленок,

 У лошади — веселый жеребенок,

У верблюда есть верблюжата,

 А у мамы любимые ребята.

 Дети поочередно надевают колечко на пальчики, называя детенышей животных.

 При закреплении навыка практического употребления приставочных глаголов используем игру «Ехали мы ехали».

 На столе размещаю пособие в виде карты с изображением реки, моста, горки, ямы, дома и дорог. Проговаривая стихотворный текст, дети прокатывают шарик по дорожкам.

 Мы ехали, ехали, к речке подъехали,

 Мост переехали, дальше поехали.

 Ехали, ехали, к горке подъехали,

 Въехали, съехали, дальше поехали.

 Ехали, ехали, к яме подъехали,

Яму объехали, дальше поехали.

 Ехали, ехали и домой приехали.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Это некоторые примеры использования Су-Джок массажеров, на различных этапах коррекционной работы, позволяющие не только привить детям интерес к занятиям, но и нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-развивающей  деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Литература:

1.  Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, .  

2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. — с. 78–82. 2008

 3. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

4. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология № 1, 1983.

5.Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед — 2010. № 1.

 5  Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008. 6.

 6. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

7. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.: Академия, 2001.

 8. Митенкова Т. В. Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, С. А. Шевелёва // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 583-585.

 9. Ниши К. Энергетическое дыхание. — СПб.: Крылов, 2009.

 10. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. — Волгоград: Учитель, 2009.

11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб.: Хардфорд, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение Су-Джок Терапии при коррекции речевых нарушений

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией...

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

Мастер – класс «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.Задачи:  - Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;- Стимулировать речевые зоны ...

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. ...

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников...