"Одаренный ребенок. Кто он?"
материал
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов
«Одаренный ребенок. Кто он?»
Ход деловой игры
Количество участников: 25.
Продолжительность:60 мин.
Материалы и оборудование: небольшие кружки основных цветов теста Люшера (для распределения по группам), большие кружки таких же цветов с номером от 1 до 6, бланки для самоанализа, мультимедийное оборудование для презентации.
Примечание. Перед началом игры участники распределяются по группам (всего 6). На этом же этапе каждая группа получает кружок с номером вопроса.
1. Вводное упражнение
Цели: определить проблематику мероприятия, настроить на работу.
Инструкция педагога-психолога: Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, поднимите, пожалуйста, руку… Поднимите руку те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему… Поднимите руку те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам… Поднимите руку те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать… Поднимите руку те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми. А теперь встаньте те, кто желает узнать о работе с одаренными детьми больше… Мы с вами все дружно встали. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. Работа с вопросами
Инструкция. Основная часть игры проходит с использованием презентации. Алгоритм работы следующий:
- на экране выводится слайд с формулировкой вопроса;
- выводится слайд с вариантами ответов;
- в течение 3 мин участники обсуждают предлагаемый вопрос;
- представитель группы, которой достался при жеребьевке данный вопрос, дает ответ;
- общее обсуждение;
- более подробная информация и комментарии к каждому из вариантов ответов от педагога-психолога.
Вопрос 1. Одаренные дети — это…
а) дети с ускоренным развитием интеллекта;
б) дети, которые любят читать энциклопедии больше, чем сказки;
в) дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности1;
г) дети, которые много и бойко говорят. Их по-взрослому сложная речь воспринимается как признак исключительного ума.
Вопрос 2. Одаренность бывает…
а) актуальная и потенциальная;
б) явная и скрытая;
в) общая и специальная;
г) ранняя и поздняя.
Вопрос 3. Виды одаренности по сферам деятельности…
а) актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя, скрытая и явная;
б) интеллектуальная, творческая, академическая, информационно-коммуникативная, спортивная;
в) общая и специальная, музыкальная, инженерная;
г) лидерская, коммуникативная.
Вопрос 4. О чем говорится в цитате: «Это семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет»?
а) о задатках;
б) о методах воспитания;
в) о способностях;
г) об одаренности.
Вопрос 5. Условия развития одаренности…
а) задатки;
б) среда, родительские увлечения, учение, мотивация, задатки;
в) среда и родительские увлечения (пример родителей);
г) учение.
Вопрос 6. Методы исследования одаренности в детском саду…
а) наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертное заключение;
б) эксперимент;
в) энцефалограмма;
г) изучение результатов деятельности
3. Самоанализ
Цель: проверить, достаточно ли у каждого педагога качеств, способствующих организации процесса обучения как базы для раскрытия и развития одаренности детей.
Инструкция. Вам предлагается 25 утверждений, отражающих важные качества личности и типичные способы взаимодействия с детьми. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с каждым из них и оцените, поставив от 0 до 3 баллов.
№ | Утверждения | Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Умею признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка |
|
|
|
| |
2 | Уважаю желание ребенка работать самостоятельно |
|
|
|
| |
3 | Умею воздержаться от вмешательства в творческий процесс ребенка |
|
|
|
| |
4 | Предоставляю ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели |
|
|
|
| |
5 | Умею индивидуализировано применять образовательную программу в зависимости от особенностей ребенка |
|
|
|
| |
6 | Создаю условия для конкретного воплощения творческих идей |
|
|
|
| |
7 | Предоставляю возможность внести свой личный вклад в общее дело группы каждому ребенку |
|
|
|
| |
8 | Поощряю работу над проектами, предложенными самими детьми |
|
|
|
| |
9 | Исключаю какое-либо давление на детей в творческой деятельности |
|
|
|
| |
10 | Умею создать в группе раскрепощенную обстановку |
|
|
|
| |
11 | Нахожу возможность одобрить результаты деятельности ребенка в определенной области |
|
|
|
| |
12 | Побуждаю желание ребенка испытать себя в новой для себя области деятельности |
|
|
|
| |
13 | Подчеркиваю положительное значение индивидуальных различий детей |
|
|
|
| |
14 | Уважаю, ищу потенциальные возможности отстающих детей |
|
|
|
| |
15 | Демонстрирую свой энтузиазм |
|
|
|
| |
16 | Оказываю авторитетную помощь детям, высказывающим отличное от других мнение и испытывающим в связи с этим давление со стороны сверстников |
|
|
|
| |
17 | Создаю ситуации, при которых ребенок, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного сотрудничества с более способными ребятами |
|
|
|
| |
18 | Извлекаю максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей ребенка |
|
|
|
| |
19 | Ищу возможные точки соприкосновения фантазии с реальностью в процессе обучения |
|
|
|
| |
20 | Терпимо отношусь к беспорядку в период творческой деятельности детей |
|
|
|
| |
21 | Активизирую мыслительные процессы детей с помощью частого использования в обращении к ним ключевых слов и фраз: перечислите, расскажите своими словами, объясните смысл, объясните причины |
|
|
|
| |
22 | Имею чувство юмора |
|
|
|
| |
23 | Имею реалистичную я-концепцию |
|
|
|
| |
24 | Владею саногенным мышлением |
|
|
|
| |
25 | Умею реалистично мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего |
|
|
|
Обработка результатов. Подсчитывается количество набранных баллов, в соответствии с конечным результатом определяется уровень (условный!) готовности к работе с одаренными детьми:
- 0–15 — низкий;
- 16–30 — ниже среднего;
- 31–45 — средний;
- 46–60 — выше среднего;
- 61–75 — высокий.
4. Игра на развитие наблюдательности
Инструкция. Участники образуют круг. В течение одной минуты им предлагается внимательно посмотреть друг на друга. Затем все отворачиваются и начинают под музыку передавать мяч. Как только музыка останавливается, участник, в руках у которого оказывается мяч, отвечает на вопрос педагога-психолога, например: «Кто сегодня в блузках одинакового цвета? У кого самые короткие волосы?..»
5. Рефлексия мероприятия
Инструкция. Педагогам предлагается поделиться впечатлениями от проведенного мероприятия, рассказать, что получилось, что нет, высказать пожелания на будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности
Презентация к докладу на педсовете...
Одаренному ребенку- одаренный педагог!
Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие ...
детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
статья на тему детская одаренность...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...
Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»
Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...
Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...