ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
рабочая программа (подготовительная группа)
В программе «Зёрнышки добра» прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки и экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» Дятьковского района ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Зёрнышки добра» Возраст обучающихся : 6-7 лет Срок реализации: 1 год. Составитель: Щербакова Т.В. г. Дятьково 2020г. |
Пояснительная записка
Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребенка. Еще более сложная задача – созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются богатство и власть?
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
С рождения ребенок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами – восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности – православные добродетели. Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в игре, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.
Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители.
Если планировать воспитательный процесс , обращаясь к духовно-нравственным традициям образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов и родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа духовно- нравственного воспитания «Зёрнышки» является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий. Занятия с детьми способствуют решению одной из важнейших задач современности – воспитанию души и сердца. Содержание работы взрослых и детей предусматривает интеграцию духовно-нравственного направления в повседневную жизнь детского сада, во все виды детской деятельности.
Программа «Зёрнышки» предполагает на основе народных праздников, притч и сказаний раскрыть православные традиции, некоторые заповеди и добродетели Божьи, заинтересовать детей религиозными занятиями. Такое направление помогает эффективно формировать представления о добре и зле, справедливости. Знакомство с историей появления праздника даёт детям ответы на многие непонятные действия, которые люди из века в век в определённые дни выполняют. Очень полезно соединение подготовки праздника с творческими мастерскими. Эта работа заинтересовывает и увлекает всех детей. Общее праздничное настроение способствует приобщению детей к городским событиям. Они чувствуют себя причастными ко всему происходящему. А это очень важно – не быть равнодушным.
Педагоги ДОУ всех возрастных групп работают по программе О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», раскрывая темы фольклора, народной игрушки, родной природы и родного города, опыт народа и семьи, народные промыслы и народные праздники.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Задачи программы:
- Познакомить детей с церковными праздниками, историей их появления.
- Воспитывать желание готовиться к православным праздникам, быть причастными к ним.
- Воспитывать такие добродетели как : умение прощать обиды; желание помочь нуждающемуся; не делать другому того, чего не хотел бы сделать себе; быть терпимыми и мирными во взаимоотношениях со сверстниками; милосердие.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Вызвать интерес к посещению богослужений в храме.
- Способствовать повышению значимости семейных ценностей.
- Формировать художественно-речевые навыки через обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», «Добрые истории для малых ребят», сказки о материнской любви;
- цикл этических бесед о добре и зле, целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, в программе «Зёрнышки» прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки и экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7лет. Занятия проводятся в течение восьми месяцев в период с октября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут. В сентябре проводится мониторинг с целью изучения мнения родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей в рамках православной культуры, формы участия в православных праздниках и соблюдение традиций. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы, которые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Основные принципы программы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
3. Принцип приоритетности регионального культурного наследия: воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора.
4.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка: создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
5. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества.
Методическое обеспечение программы
- Макет русской избы с её убранством.
- Взрослые и детские русские национальные костюмы.
- ТСО: ноутбук, проектор, колонки.
- Видео и аудиоматериалы из серии «Православие для детей».
- Детская художественная литература из серии «Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят» рекомендованная Издательским Советом Русской Православной Церкви.
- Детская православная литература: Детская библия, Евангелие для самых маленьких, молитвы для самых маленьких.
- Репродукции картинок из серии «Детям о Боге».
Предполагаемый результат:
- дети более активно ищут гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, стараются понять другого человека, принять его таким какой он есть, стараются жить в согласии с собой и своей совестью;
- дети имеют представления о семейных традициях и особенностях семейных отношений, о духовных и нравственных ценностях;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1. | «Мир вокруг нас. Бог творец. Рукотворный и нерукотворный мир». | 1 |
2. | «Мир Божий. Храм-памятник «Неопалимая купина». | 1 |
3. | «Богородица Дева Мария». | 1 |
4. | «Дерево добра. Правила жизни, данные Богом». | 1 |
5. | «Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа». | 1 |
6. | «Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь». | 1 |
7. | «Заповеди Божии» | 2 |
8. | «Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые». | 1 |
9. | «О детской молитве». | 1 |
10. | «Рождество Христово». | 1 |
11. | Рождественские сказки. Свет пришёл в мир | 1 |
12. | «Крещенье празднуем Господне». | 1 |
13. | «О детской молитве». | 1 |
14. | «Праздник Сретения Господня. Прощёное воскресенье». | 1 |
15. | «Добрые сказки. Детям о душе: доброта, любовь и ласка». | 1 |
16. | «Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия». | 1 |
17. | «Воины-защитники Отечества. Святой Илья Муромец. Святой Георгий Победоносец». | 1 |
18. | «Добрые сказки. Детям о душе: правда и ложь, хвастовство, вежливость». | 1 |
19. | «Иисус Христос и дети». | 1 |
20. | «Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии». | 1 |
21. | «Добрые сказки. Детям о душе: равнодушие и отзывчивость, терпение и терпимость». | 1 |
22. | «Светлое Христово Воскресенье». | 1 |
23. | «Символ Святой Пасхи». | 1 |
24. | «Чудеса в сказках и жизни». | 1 |
25. | «Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие». | 1 |
26. | «Святой заступник Николай – образ любви к ближним». | 1 |
27. | «Книга – к мудрости ступенька, книга – праздник души». | 1 |
28. | «Доброе слов – что весенний денёк». | 1 |
29. | «Правила почитания и уважения старших». | 1 |
30 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 |
31 | «Доброе сердце» | 1 |
Общее количество занятий | 32 |
Годовой календарно-учебный график
Группа Содержание | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
Продолжительность обучения | с октября 2020г. по май 2021г. |
Форма предоставления услуги | групповая |
Длительность занятия | 30 мин. |
Количество занятий в неделю / в месяц | 4/8 |
Общее количество занятий по программе | 32 |
Количество часов в неделю / в месяц | 30 мин./2ч |
Общее количество часов по программе | 16ч |
Периоды (даты) отчётных (открытых) занятий | январь апрель |
Праздничные (нерабочие) дни | В соответствии с производственным календарём на 2020г., 2021 г. |
Содержание работы с детьми
Дата | № НОД | Тема НОД | Программные задачи | |
06.10.20г. | Занятие №1 | «Мир вокруг нас. Бог творец. Рукотворный и нерукотворный мир». | Познакомить детей с рукотворным и нерукотворным миром; с всемогуществом Бога как творца; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к природе и окружающим. | |
13.10.20г. | Занятие №2 | «Мир Божий. Храм-памятник «Неопалимая купина». | Посещение храма. Встреча с батюшкой (священником). Знакомство с внутренним убранством храма. Введение детей в православное понимание мира, как доброго и красивого творения духовного наследия родного края. | |
20.10.20г. | Занятие №3 | «Богородица Дева Мария». | Рассказ о Богородице, её родителях. О том, что Бог выбрал Деву Марию за её послушание, доброе сердце, чистые помыслы и великую любовь к Богу и людям быть матерью Иисуса Христа. Рассматривание Богородичных икон. Слушание духовной музыки. | |
27.10.20г. | Занятие №4 | «Дерево добра. Правила жизни, данные Богом». | Познакомить детей с правилами жизни, данные Богом. Формировать духовно-нравственные жизненные ценности. | |
03.11.20г. | Занятие №5 | «Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа». | Знакомство с иконой Казанской Божией Матери. Дать детям представления о гражданском подвиге в отечественной истории, о силе помощи Богородицы в освобождении родной земли от захватчиков. | |
10.11.20г. | Занятие №6 | «Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь». | Воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. Формировать представления о доброте и любви к ближнему. Развивать и расширять смысл пословицы «При солнышке тепло, при матери добро». Воспитывать послушание и любовь к ближнему. | |
17.11.20г. | Занятие №7 | «Заповеди Божии» | Познакомить с нравственными правилами жизни. Воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность. | |
24.11.20г. | Занятие №8 | «Заповеди Божии» | Познакомить с нравственными правилами жизни. Воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность. | |
01.12.20г. | Занятие №9 | «Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые». | Познакомить детей с совестью как голосом Божиим в душе человека. Пробудить в детях голос совести. Учить давать нравственную оценку своим поступкам. | |
08.12.20г | Занятие №10 | «О детской молитве». | Подведение детей к восприятию молитвы. Заучивание простых молитв - «Мы славим Бога». | |
15.12.20г.. | Занятие №11 | «Рождество Христово». | Познакомить детей с историей праздника Рождества Христова и народными традициями, связанные с ним. Воспитывать уважение к народным традициям. Развивать доброе отношение к людям. | |
22.12.20г. | Занятие №12 | Рождественские сказки. Свет пришёл в мир | Воспитание нравственных ценностей. Оформление рождественских открыток в подарок родителям. | |
29.12.20г. | Занятие №13 | «Крещенье празднуем Господне». | Познакомить детей с историей православного праздника Крещение Господне. Воспитывать стремление к доброте и добродетельности. Содействовать развитию ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни. | |
19.01.21г | Занятие №14 | «О детской молитве». | Подведение детей к восприятию молитвы. Заучивание простых молитв - «Молитва Иисусова». | |
26.01.21г. | Занятие №15 | «Праздник Сретения Господня. Прощёное воскресенье». | Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью. Познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Содействовать развитию чувств: любви, благодарности, честности, дружелюбию. | |
02.02.21г. | Занятие №16 | «Добрые сказки. Детям о душе: доброта, любовь и ласка». | Пробудить интерес к самому главному, что у нас есть – к нашей душе. | |
09.02.21г | Занятие №17 | «Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия». | История о великом святом Сергии Радонежском. Образец трудолюбия. Показать детям величие и красоту отношений к ближним, основанных на мире, любви и кротости. Воспитывать скромность, щедрость. Развивать представление о святости. | |
16.02.21г | Занятие №18 | «Воины-защитники Отечества. Святой Илья Муромец. Святой Георгий Победоносец». | Формировать представление о воинах как о защитниках Отечества. Воспитывать в детях любовь к Родине и мужество, храбрость. Развивать представление о добре и зле, воинах-защитниках и освободителях. | |
16.02.21г | Занятие №19 | «Добрые сказки. Детям о душе: правда и ложь, хвастовство, вежливость». | Пробудить интерес к самому главному, что у нас есть – к нашей душе. | |
2.03.21г. | Занятие №20 | «Иисус Христос и дети». | Дать детям представление о любви Спасителя к ним. Уточнить и закрепить их знания о помощи Божией детям. Воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу. | |
09.03.21г. | Занятие №21 | «Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии». | Формировать представления о добрых делах и качествах человека (дружба, любовь, доброта, заботливость, честность). Учить различать обман, ненависть, злобу. Познакомить с добрыми Божьими делами. | |
16.03.21г. | Занятие №22 | «Добрые сказки. Детям о душе: равнодушие и отзывчивость, терпение и терпимость». | Пробудить интерес к самому главному, что у нас есть – к нашей душе. | |
23.03.21г. | Занятие №23 | «Светлое Христово Воскресенье». | Рассказ о празднике «Святая Пасха». Слушание духовной музыки. Праздник праздников, торжество торжеств «Светлое Христово Воскресенье»- театрализованное действо. Приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений. Воспитывать заботливое отношение к родных и близких. | |
30.03.21г | Занятие №24 | «Символ Святой Пасхи». | Приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений. Развивать заботу о родных и близких. Рисование пасхальных открыток родителям. Организация выставки работ родителей и детей «Символ Святой Пасхи». | |
06.04.21г. | Занятие №25 | «Чудеса в сказках и жизни». | Познакомить детей с чудесами сказочными, с библейскими чудесами. Воспитывать доброту, отзывчивость. | |
13.04.21г. | Занятие №26 | «Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие». | Расширить представление о добродетелях – доброте, смирении, послушании, милосердии. Воспитывать чувства любви и нежности к родителям. | |
20.04.21г | Занятие №27 | «Святой заступник Николай – образ любви к ближним». | Познакомить детей с жизнью святого. Воспитывать скромность, доброту, любовь к ближнему. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям православной культуры. | |
27.04.21г. | Занятие №28 | «Книга – к мудрости ступенька, книга – праздник души». | На примере книг показать образец любви к Родине, любви к животному миру. Воспитывать в детях желание помогать окружающим. Укреплять стремление к добрым делам. Развивать понимание взаимосвязи живущих на земле. | |
04.05.21г. | Занятие №29 | «Доброе слов – что весенний денёк». | Познакомить с благословлением родителей. Закрепить у детей знания о правилах доброй и совестливой жизни. Воспитывать сострадание к людям. Развивать внимание и терпение. | |
11.05.21г. | Занятие №30 | «Правила почитания и уважения старших». | Формировать представления о добрых делах и качествах человека (уважение и почитание). Учить смирению. Познакомить с добрыми Божьими делами. | |
18.05.21г. | Занятие №31 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев, сравнивать нравственные качества и делать нравственный выбор: послушание-непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение. | |
25.05.21г. | Занятие №32 | «Доброе сердце» | Закреплять знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой; воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам. |
Список литературы
- О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры».
- Кузомлина С. Закон Божий для детей
- Детская библия.
- Евангелие для самых маленьких.
- Книга о Пресвятой Богородице.
- Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
- Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина
- Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян.
- Молитвы для самых маленьких.
- Борис Ганаго «Детям о душе», «Мы хорошие дети», «Свеча в окне», « Небесный гость».
- Детский православный журнал «Саша и Даша».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕГОПАЛИСА
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе. Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вме...
Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...
Патриотическое воспитание детей через приобщение к русской национальной культуре
Воспитание ребенка- трудный путь.Каждый шаг здесь сопряжен с заботой и лаской, ответственностью перед ребенком ....
Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом.
Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом....
Выступление "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом"
Выступление на родительском собрании в старшей группе...
Консультация для педагогов «Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом...