ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
рабочая программа (подготовительная группа)

Щербакова Татьяна Викторовна.

В программе «Зёрнышки добра» прослеживается несколько направлений работы.

1.   Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки и экскурсии).

3.  Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4.   Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Дятьковского района

ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

«Зёрнышки добра»

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Срок реализации: 1 год.

Составитель: Щербакова Т.В.

г. Дятьково

2020г.

Пояснительная записка

   Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребенка. Еще более сложная задача – созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются богатство и власть?

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

   С рождения ребенок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами – восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности – православные добродетели. Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в игре, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.

   Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители.

Если планировать воспитательный процесс , обращаясь к духовно-нравственным традициям  образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  обучающихся, повысит компетентность педагогов и родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа духовно- нравственного воспитания «Зёрнышки»  является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий. Занятия с детьми способствуют решению одной из важнейших задач современности – воспитанию души и сердца. Содержание работы взрослых и детей предусматривает  интеграцию духовно-нравственного направления в повседневную жизнь детского сада, во все виды детской деятельности.

Программа «Зёрнышки» предполагает на основе народных праздников, притч и сказаний раскрыть православные традиции, некоторые заповеди и добродетели Божьи, заинтересовать детей религиозными занятиями. Такое направление помогает эффективно формировать представления о добре и зле, справедливости. Знакомство с историей появления праздника даёт детям ответы на многие непонятные действия, которые люди из века в век в определённые дни выполняют. Очень полезно соединение подготовки праздника с творческими мастерскими. Эта работа заинтересовывает и увлекает всех детей. Общее праздничное настроение способствует приобщению детей к городским  событиям. Они чувствуют себя причастными ко всему происходящему. А это очень важно – не быть равнодушным.

Педагоги ДОУ всех возрастных групп работают по программе О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», раскрывая темы фольклора, народной игрушки, родной природы и родного города, опыт народа и семьи, народные промыслы и народные праздники.

 Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с церковными праздниками, историей их появления.
  2. Воспитывать желание готовиться к православным праздникам, быть причастными к ним.
  3. Воспитывать такие добродетели как : умение прощать обиды; желание помочь нуждающемуся; не делать другому того, чего не хотел бы сделать себе; быть терпимыми и мирными во взаимоотношениях со сверстниками; милосердие.
  4. Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  5. Вызвать интерес к посещению богослужений в храме.
  6. Способствовать повышению значимости семейных ценностей.
  7. Формировать художественно-речевые навыки через обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.
  8. Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

- чтение народных и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям     о вере», «Добрые истории для малых ребят», сказки о материнской любви;

- цикл этических бесед о добре и зле, целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской;

 - экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе «Зёрнышки» прослеживается несколько направлений работы.

1.   Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки и экскурсии).

3.  Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4.   Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7лет. Занятия проводятся в течение восьми месяцев в период с октября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут. В сентябре проводится мониторинг с целью изучения мнения родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей в рамках православной культуры, формы участия в православных праздниках и соблюдение традиций.  Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы, которые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

3. Принцип приоритетности регионального культурного наследия:  воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора.

4.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка:   создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

5. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества.

Методическое обеспечение программы

  1. Макет русской избы с её убранством.
  2. Взрослые и детские русские национальные костюмы.
  3. ТСО: ноутбук, проектор, колонки.
  4. Видео и аудиоматериалы из серии «Православие для детей».
  5. Детская художественная литература из серии «Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят» рекомендованная Издательским Советом Русской Православной Церкви.
  6. Детская православная литература: Детская библия, Евангелие для самых маленьких, молитвы для самых маленьких.
  7. Репродукции картинок из серии «Детям о Боге».

Предполагаемый результат:

- дети более активно ищут гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, стараются понять другого человека, принять его таким какой он есть, стараются жить в согласии с собой и своей совестью;

- дети имеют представления о семейных традициях и  особенностях семейных отношений, о духовных и нравственных ценностях;

-стремятся к добру и неприятию зла.

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема                                                                                               занятий

Количество занятий

1.

«Мир вокруг нас. Бог творец. Рукотворный и нерукотворный мир».

1

2.

«Мир Божий. Храм-памятник «Неопалимая купина».

1

3.

«Богородица Дева Мария».

1

4.

«Дерево добра.  Правила жизни, данные Богом».

1

5.

«Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа».

1

6.

 «Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь».

1

7.

«Заповеди Божии»

2

8.

«Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые».

1

9.

«О детской молитве».

1

10.

«Рождество Христово».

1

11.

Рождественские сказки. Свет пришёл в мир

1

12.

«Крещенье празднуем Господне».

1

13.

«О детской молитве».

1

14.

«Праздник Сретения Господня. Прощёное воскресенье».

1

15.

«Добрые сказки. Детям о душе: доброта, любовь и ласка».

1

16.

«Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия».

1

17.

«Воины-защитники Отечества. Святой Илья Муромец. Святой Георгий Победоносец».

1

18.

«Добрые сказки. Детям о душе: правда и ложь, хвастовство, вежливость».

1

19.

«Иисус Христос и дети».

1

20.

«Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии».

1

21.

«Добрые сказки. Детям о душе: равнодушие и отзывчивость, терпение и терпимость».

1

22.

«Светлое Христово Воскресенье».

1

23.

«Символ Святой Пасхи».

1

24.

«Чудеса в сказках и жизни».

1

25.

«Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие».

1

26.

«Святой заступник Николай – образ любви к ближним».

1

27.

«Книга – к мудрости ступенька, книга – праздник души».

1

28.

«Доброе слов – что весенний денёк».

1

29.

«Правила почитания и уважения старших».

1

30

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

31

«Доброе сердце»

1

Общее количество занятий

32

Годовой календарно-учебный график

Группа

                     Содержание

Подготовительная к школе группа                                                        (6-7 лет)

Продолжительность обучения

с октября 2020г. по май 2021г.

Форма предоставления услуги

групповая

Длительность занятия

30 мин.

Количество занятий в неделю / в месяц

4/8

Общее количество занятий по программе

32

Количество часов

 в неделю / в месяц

30 мин./2ч

Общее количество часов по программе

16ч

Периоды (даты) отчётных (открытых) занятий

январь

апрель

Праздничные (нерабочие) дни

В соответствии с производственным календарём       на 2020г., 2021 г.

Содержание работы с детьми

Дата

№ НОД

Тема НОД

Программные задачи

06.10.20г.

Занятие №1

«Мир вокруг нас. Бог творец. Рукотворный и нерукотворный мир».

 Познакомить детей с рукотворным и нерукотворным миром; с всемогуществом Бога как творца; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к природе и окружающим.

13.10.20г.

Занятие №2

«Мир Божий. Храм-памятник «Неопалимая купина».

Посещение храма.  Встреча с батюшкой (священником). Знакомство с внутренним убранством храма. Введение детей в православное понимание мира, как доброго и красивого творения  духовного наследия родного края.

20.10.20г.

Занятие №3

«Богородица Дева Мария».

Рассказ о Богородице, её родителях.  О том, что  Бог выбрал Деву Марию за её послушание, доброе сердце, чистые помыслы и великую любовь к Богу и людям быть матерью Иисуса Христа. Рассматривание Богородичных икон. Слушание духовной музыки.

27.10.20г.

Занятие №4

«Дерево добра.  Правила жизни, данные Богом».

Познакомить детей с правилами жизни, данные Богом. Формировать духовно-нравственные жизненные ценности.

03.11.20г.

Занятие №5

«Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа».

Знакомство с иконой Казанской Божией Матери. Дать детям представления о гражданском подвиге в отечественной истории, о силе помощи Богородицы в освобождении родной земли от захватчиков.

10.11.20г.

Занятие №6

«Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь».

Воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Формировать представления о доброте и любви к ближнему. Развивать и расширять смысл пословицы «При солнышке тепло, при матери добро».  Воспитывать послушание и любовь к ближнему.

17.11.20г.

Занятие №7

«Заповеди Божии»

Познакомить с нравственными правилами жизни. Воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность. 

24.11.20г.

Занятие №8

«Заповеди Божии»

Познакомить с нравственными правилами жизни. Воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность. 

01.12.20г.

Занятие №9

«Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые».

Познакомить детей с совестью как голосом Божиим в душе человека. Пробудить в детях голос совести. Учить давать нравственную оценку своим поступкам.

08.12.20г

Занятие №10

«О детской молитве».

Подведение детей к восприятию молитвы. Заучивание простых молитв -  «Мы славим Бога».

15.12.20г..

Занятие №11

«Рождество Христово».

Познакомить детей с историей праздника Рождества Христова и народными традициями, связанные с ним. Воспитывать уважение к народным традициям. Развивать доброе отношение к людям.

22.12.20г.

Занятие №12

Рождественские сказки. Свет пришёл в мир

Воспитание нравственных ценностей. Оформление рождественских открыток в подарок родителям.

29.12.20г.

Занятие №13

«Крещенье празднуем Господне».

Познакомить детей с историей православного праздника Крещение Господне. Воспитывать стремление к доброте и добродетельности. Содействовать развитию ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.

19.01.21г

Занятие №14

«О детской молитве».

Подведение детей к восприятию молитвы. Заучивание простых молитв -  «Молитва Иисусова».  

26.01.21г.

Занятие №15

«Праздник Сретения Господня. Прощёное воскресенье».

Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью. Познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Содействовать развитию чувств: любви, благодарности, честности, дружелюбию.

 02.02.21г.

Занятие №16

«Добрые сказки. Детям о душе: доброта, любовь и ласка».

Пробудить интерес к самому главному, что у нас есть – к нашей душе.

09.02.21г

Занятие №17

«Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия».

История о великом святом Сергии Радонежском. Образец трудолюбия. Показать детям величие и красоту отношений к ближним, основанных на мире, любви и кротости. Воспитывать скромность, щедрость. Развивать представление о святости.

16.02.21г

Занятие №18

«Воины-защитники Отечества. Святой Илья Муромец. Святой Георгий Победоносец».

Формировать представление о воинах как о защитниках Отечества.  Воспитывать в детях любовь к Родине и мужество, храбрость. Развивать представление о добре и зле, воинах-защитниках и освободителях. 

16.02.21г

Занятие №19

«Добрые сказки. Детям о душе: правда и ложь, хвастовство, вежливость».

Пробудить интерес к самому главному, что у нас есть – к нашей душе.

2.03.21г.

Занятие №20

«Иисус Христос и дети».

Дать детям представление о любви Спасителя к ним. Уточнить и закрепить их знания о помощи Божией детям. Воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу.

09.03.21г.

Занятие №21

«Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии».

Формировать представления о добрых делах и качествах человека (дружба, любовь, доброта, заботливость, честность). Учить различать обман, ненависть, злобу. Познакомить с добрыми Божьими делами.

16.03.21г.

Занятие №22

«Добрые сказки. Детям о душе: равнодушие и отзывчивость, терпение и терпимость».

Пробудить интерес к самому главному, что у нас есть – к нашей душе.

23.03.21г.

Занятие №23

«Светлое Христово Воскресенье».

Рассказ о празднике «Святая Пасха». Слушание духовной музыки. Праздник праздников, торжество торжеств «Светлое Христово Воскресенье»- театрализованное действо. Приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений. Воспитывать  заботливое отношение  к  родных и близких.

30.03.21г

Занятие №24

«Символ Святой Пасхи».

Приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений. Развивать заботу о родных и близких. Рисование пасхальных открыток родителям. Организация выставки работ родителей и детей «Символ Святой Пасхи».

06.04.21г.

Занятие №25

«Чудеса в сказках и жизни».

Познакомить детей с чудесами сказочными, с библейскими чудесами. Воспитывать доброту, отзывчивость.  

13.04.21г.

Занятие №26

«Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие».

Расширить представление о добродетелях – доброте, смирении, послушании, милосердии. Воспитывать чувства любви и нежности к родителям. 

20.04.21г

Занятие №27

«Святой заступник Николай – образ любви к ближним».

Познакомить детей с жизнью святого. Воспитывать скромность, доброту, любовь к ближнему. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям православной культуры.

27.04.21г.

Занятие №28

«Книга – к мудрости ступенька, книга – праздник души».

На примере книг показать образец любви к Родине, любви к животному миру. Воспитывать в детях желание помогать окружающим. Укреплять стремление к добрым делам. Развивать понимание взаимосвязи живущих на земле.

04.05.21г.

Занятие №29

«Доброе слов – что весенний денёк».

Познакомить с благословлением родителей. Закрепить у детей знания о правилах доброй и совестливой жизни. Воспитывать сострадание к людям. Развивать внимание и терпение.  

11.05.21г.

Занятие №30

«Правила почитания и уважения старших».

Формировать представления о добрых делах и качествах человека (уважение и почитание). Учить смирению. Познакомить с добрыми Божьими делами.

18.05.21г.

Занятие №31

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев, сравнивать нравственные качества и делать нравственный выбор: послушание-непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение.

25.05.21г.

Занятие №32

«Доброе сердце»

Закреплять знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой; воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам.

Список литературы

  1. О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры».
  2. Кузомлина С. Закон Божий для детей
  3. Детская библия.
  4. Евангелие для самых маленьких.
  5. Книга о Пресвятой Богородице.
  6. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
  7. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина
  8. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян.
  9. Молитвы для самых маленьких.
  10. Борис Ганаго «Детям о душе»,  «Мы хорошие дети»,  «Свеча в окне», « Небесный гость».
  11. Детский православный журнал «Саша и Даша».

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕГОПАЛИСА

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе.           Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вме...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

Патриотическое воспитание детей через приобщение к русской национальной культуре

Воспитание ребенка- трудный путь.Каждый шаг здесь сопряжен с заботой и лаской, ответственностью перед ребенком ....

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом.

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом....

Консультация для педагогов «Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом...