Творческое развитие дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности
статья
Внедрение Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, требуя от каждого из нас коммуникабельности, гибкости мышления, творческого отношения ко всему, умения находить решение в любых ситуациях. Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого на основе имеющихся знаний или информации. Говоря в контексте детского развития, это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТАТЬЯ | 10.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
г. Мичуринска Тамбовской области
ГПО по
художественно-эстетическому развитию дошкольников
«Творческое развитие дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности»
Доклад на тему:
«Творческое развитие дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности»»
Подготовил:
Воспитатель:
Нагина Екатерина Анатольевна
Мичуринск-Наукоград, 2019
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Внедрение Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, требуя от каждого из нас коммуникабельности, гибкости мышления, творческого отношения ко всему, умения находить решение в любых ситуациях. Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого на основе имеющихся знаний или информации. Говоря в контексте детского развития, это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Результат деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детского творчества играют огромную роль для развития личности самого ребёнка.
Педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют его специфические особенности:
новизна открытий детей субъективна;
процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку большее удовольствие, чем сам результат;
осмысленным действиям с материалом предшествует спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но часто приводящее к положительным результатам.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов детей, что вполне естественно в их возрасте. Тем не менее, психолого-педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.
Разрабатывая основную образовательную программу ДОУ, используют как примерные образовательные программы «От рождения до школы», так и парциальные программы. Анализируя содержание примерных образовательных программ, выясняется, что для развития творческих способностей детей дошкольного возраста авторы используют традиционные способы и техники изобразительной деятельности. Но на современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать, используя только традиционные техники.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Можно действовать, чем хочешь и как захочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
развивает уверенность в своих силах;
способствует снятию детских страхов;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвет восприятия;
развивает чувство фактурности и объёмности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии. Существует много техник нетрадиционного изображения в рисовании, в лепке, в аппликации и ручном труде, это печать пробками, рисование свечами, волшебные веревочки, кляксография, пластилинография, скатывание бумаги и другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы и их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения, применяя ИКТ. Воспитателю, работающему в дошкольном учреждении в своей работе необходимо придерживаться основных правил использования нетрадиционных техник. Так, ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал, бумагу разной фактуры и цвета. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте, во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время организации непосредственной образовательной деятельности - обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственной образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу-вверх, потому что оно так растет, а домик — вот так» и т.п.)». Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, то для рисунка и поделки можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для работы, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию непосредственной образовательной деятельности: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Важна возможность интеграции разных видов деятельности создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программ, но методических материалов, к сожалению, не все научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Не забывайте, что свою работу вы должны строить на следующих принципах:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей и задач обучения. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом определенной темы и взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
• Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• Принцип доступности материала.
При использовании нетрадиционных видов продуктивной деятельности в реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», появляется возможность осуществлять интеграцию, решая задачи таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие».
На сегодняшний день задача чрезвычайной важности, которая соответствует современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении первой ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все!
Нужно запомнить простое правило: «Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети». А помочь раскрыть эти таланты, должны мы, взрослые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие способностей к изобразительному творчеству у дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования»
Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности...
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками»
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное на...
«Развитие творческих способностей с использованием традиционных и нетрадиционных техник в продуктивной деятельности».
Консультация для родителей.«Развитие творческих способностей с использованием традиционных и нетрадиционных техник в продуктивной деятельности»....
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования»
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при эт...
«Развитие способностей к изобразительному творчеству у дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования»
Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности, любо...
Развитие творческих способностей дошкольников, в процессе использования нетрадиционных техник рисования
Ребенок с малых лет тянется к ярким краскам и карандашам, пытаясь рисовать везде, куда упадет его взгляд. Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, ра...
«Творческое развитие дошкольников среднего возраста в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности» (опыт работы)
laquo;Творческое развитие дошкольников среднего возраста в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности» (опыт работы)...