СБОРНИК "Ситуашки"
консультация

Эльвира Николаевна Бартули

В наше время ребёнок должен быть не исполнитель, а творческая личность с активной, жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребёнка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания.  Ребёнка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребёнок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать своё предложение. Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Следует поощрять детей к спору, сомнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_problemnyh_situatsiy_dlya_st.dosh_.vozrasta.docx185.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

«СИТУАШКИ»

СБОРНИК ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

C:\Users\Дом\Desktop\depositphotos_31115427-stock-photo-little-brother-and-sister-in.jpg

Составитель:

Бартули Э.Н.

 

 

Североуральск, 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3

          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….5

  1. СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»……………6
  2. ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ

МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ……………………………………………….7

  1. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

      ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ…………………………………….11

  1. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ…………….…………13
  2. СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ                                      ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ……………………………………………….15
  3. СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………..16
  4. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ…………..19
  5. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ЦВЕТОВ…………………..……....22

  1. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ……24
  2. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ……………..26
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28

          ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В наше время ребёнок должен быть не исполнитель, а творческая личность с активной, жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребёнка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания.  Ребёнка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребёнок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать своё предложение. Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Следует поощрять детей к спору, сомнению.

На мой взгляд, максимально подходящей для развития этих качеств, является технология проблемного обучения. Актуальность использования проблемного обучения заключается в том, что оно доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия. Оно направлено на то, чтобы достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию

Несмотря на то, что технология проблемного обучения достаточно изучена и описана в трудах известных педагогов и психологов, доказана её значимость в развитии познавательных и творческих способностей детей, она слабо адаптирована в дошкольных образовательных организациях. Поэтому стоит проблема:

ПРОБЛЕМА: Формирование умения решать проблемные ситуации, используя разные варианты ее решения.

ЦЕЛЬ: Развитие интеллектуальных способностей, путем решения проблемных ситуаций

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Формировать умение осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений;

Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;

Упражнять в более глубоком анализе предмета, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций предмета;

Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.

Развивающие:

Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций;

Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки;

Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность;

Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

ПРИНЦИПЫ:

Принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения;

Принцип научности обучения;

Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

Принцип сознательности;

Принцип прочности запоминания;

Принцип доступности и посильности;

Принцип активности.

         Сборник содержит проблемные ситуации, направленные на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого мышления, познавательных умений и способностей. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста. Он может быть использован педагогами дошкольной образовательной организации и студентами педагогических колледжей в своей профессиональной практике и родителями.


Пояснительная записка

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

                               

 

 

 

 

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ

«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

     «…люди не знали об опасности»

Задачи: Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

       «…в детском саду объявили тревогу»

Формировать умения правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

        «…съесть незнакомую ягоду»

Закрепить знания о том, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; продолжать знакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; формировать умения высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.     «…собака напала на ребенка»

Закрепить умения детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых         животными;         учить         выражать         свои         мысли         полными

предложениями; воспитывать любовь к животным

    «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

  «…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.

 


ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

 

     Ситуация         на         транспорте         (городском,         железнодорожном).  

  Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел.            

Что будешь делать? Почему?

   Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

    Ситуация с огнём.  

 В         квартире         пожар.         Что         ты         будешь         делать?         Почему?  

 Дым в соседней квартире. Твои действия?  

 

                                              Ситуация с водой. 

  Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

 В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.  

Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего         пострадали звери, поломаны деревья.         Задача         детей:         собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?  

Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

  В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

 


Сказка «Репка»  

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

 Тема: «Грибы»  

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.  

 Тема: «Транспорт» 

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов» 

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.  

Тема: «Фрукты» 

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов» 

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов» 

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.  

Тема: «Погодные условия» 

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: «Свойства металлов» 

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света» 

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём» 

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия» 

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?  

 Тема: «Измерение длины» 

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не

знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Выше, ниже» 

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью.

Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения» 

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва» 

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.  

Тема: «Свойства дерева» 

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?  

Тема: «Часы» 

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха» 

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы» 

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи» 

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает, как.  

Тема: «Свойства бумаги»  

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: «Свойства копировальной бумаги» 

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита» 

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

 Тема: «Дружба красок» 

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

 

             


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

 

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.  

 -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?  

  • Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?  

-А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?  

Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?  

У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.  

Никита закричал. - Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.  

Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?  

Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.  

  • Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.  

Права ли Наташа в такой ситуации?  

 Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.  Никита в раздевальной комнате кричит.  

-Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.  

Катя молча подошла и помогла Саше.  

Чей поступок верный?  

Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.  

Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.  

Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.  

Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.  

 Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.  

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?  

 Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.  

Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу.  

Потом подходит и трогает воспитателя за руку.  

-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.  

Что сказала Венера Рашитовна Наташе?  

Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску.

Замок развалился.  

Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?  

Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.  

-Ты предатель.  

Рома обиделся.  

Как ты думаешь, почему?  

Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.  

-Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.  

Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.  

Права ли Рита? Как бы ты поступил?  

    В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.  

-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.  

Галина Анатольевна сделала замечание Рите.  

Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?  

  Света выходит в раздевальную и громко говорит.  

  • Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой.

Почему обиделась Света  

 Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.  

Витя говорит.  

  • Не нужна мне ваша добавка.  

Что бы ты сказал Валентине Ивановне?  

 После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.  

  • Поправьте мне одеяло.  
  • Я хочу в туалет.  
  • А Саша громко сопит, мне мешает.  

Как бы поступили вы?  

  Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.  

Никита громко сказал.  

-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.  

Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

  


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

 

 Ситуация. 

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи? а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

 

Ситуация  

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

 

Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване? а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

Ситуация  

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

 Ситуация.

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

 


СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ                                      ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

  «Кот в одном сапоге» 

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра» 

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

 «Маша и медведь» 

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке» 

 Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику» 

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

 «Рассеянный Петя» 

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

 

                         

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ                                ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

  «Открытки для Дины» 

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

 «Красная Шапочка» 

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

 «Помоги Оле» 

У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

 «Молочные проблемы кота Матроскина» 

Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

 

«Корзинки для козлят» 

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в один момент она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила все корзины. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник» 

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Варенье для Карлсона» 

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

«Буратино» 

Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации. Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

«ОХ и АХ» собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?  

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.  

         Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?  

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?  Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.  


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ

Проблемная ситуация «Прием гостей».

Цель: упражнять в счете предметов.

Сюжет. Для приема гостей приготовили угощение (малину - мед, молоко и хлебную корочку), посуду и мебель разных размеров.

Вопрос: Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет.

Проблемная ситуация «Посчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов.

Сюжет: У матери шесть сыновей. У каждого сына есть родная сестра.

Вопрос: Сколько детей в семье?

Сюжет: Две матери, две дочери да бабушка с внучкой.

Вопрос: Сколько всего человек?

Проблемная ситуация. «Как Белоснежка считала гномов»

Цель: Показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены и от направления счета: справа налево или слева направо.

Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка.

Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число?

Варианты ответов.

Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь.

Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число.

Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают, первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки.

Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число.

Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета.

Проблемная ситуация. «Который гномик будет вратарем?»

Цель: закрепить количественный и порядковый счет, их отличия. Определить, что порядковый номер предмета зависит от того, с какой стороны начинается счет.

Сюжет. Гномики захотели участвовать в футбольном матче. Чтобы выбрать вратаря, они встали в ряд. Все решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке.

Белоснежка. Вратарем будет гномик, который стоит на шестом месте.

Гном. Но я стою на втором месте.

Вопросы. Кто прав? На каком по порядку месте стоит гномик в темном колпачке?

Варианты ответов.

Гномик в темном колпачке стоит на шестом месте.

Гномик в темном колпачке стоит на втором месте.

Решение проблемы. Большинство детей утверждает, что гномик в темном колпачке стоит на шестом месте. Они пересчитывают гномиков слева направо и убеждаются в том, что верным является первый вариант ответа. (При счете дети используют порядковые числительные.)

Кто-то из ребят считает, что гномик в темном колпачке стоит на втором месте. Многие говорят, что это не так. Дети с помощью педагога находят место гномика, считая слева направо и справа налево. Оказывается, гномик стоит и на шестом, и на втором месте одновременно. Так дети начинают понимать, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.

Вывод. Когда предметы расположены в ряд (линейно упорядочены), номер предмета зависит от направления счета.


Проблемная ситуация «Как лягушонок научился считать».

Цель. Закрепить особенности порядкового счета: порядковый номер предмета зависит от того, как считать - слева направо или справа налево.

Сюжет. На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.

Вопросы. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Варианты ответов.

Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо.

Лягушонок живет на любой кочке, где не живет цапля.

Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.

Решение проблемы. Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой).

Второй вариант тоже отклоняется, так как по условию задачи лягушонок живет на пятой кочке. Дети приходят к выводу, что правильный - третий вариант ответа. Дети находят пятую кочку, считая справа, - там домик лягушонка. Они убеждаются в том, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать.

Вывод. Место предмета зависит от порядка и направления счета.


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ЦВЕТОВ

Проблемная ситуация №1

Задание: Нарисуй пять квадратов разного цвета так, чтобы четвёртый квадрат был синего цвета, а средний - самый маленький.

Задание: Нарисуй пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы второй треугольник был жёлтого цвета, а средний – самый большой.

Задание: Нарисуй пять овалов разного цвета и размера так, чтобы четвёртый овал был зелёного цвета, а предпоследний – самый высокий.

Проблемная ситуация №2.

Задание: У мальчика был пятиугольник. Он отрезал ножницами один угол. Какая фигура у него получилась?

Проблемная ситуация №3.

Задание: Составьте два равных треугольника из пяти счетных палочек, два равных квадрата из семи палочек.

Проблемная ситуация №4.

Задание: В стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого перед детьми ставился проблемный вопрос: «В каком домике будет жить овал? Почему?».

Проблемная ситуация №5.

Задание: Составьте из геометрических фигур новые фигуры.

Проблемная ситуация №6.

Задание: На какую фигуру похож предмет? Соедини линией предмет и соответствующую геометрическую фигуру.

Проблемная ситуация №7.

Задание: Раскрась самую большую фигуру из каждых трех фигур одинаковой формы красным цветом, среднюю по размеру фигуру – зелёным цветом, а самую маленькую по размеру фигуру – синим цветом.

Проблемная ситуация №8.

Задание: Детям предлагают два обруча. Накладываем друг на друга немного. В один обруч выложить все красные фигуры, во второй - все круглые. Какие фигуры будут на пересечении двух обручей?


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ

Проблемная ситуация №1.

Задание: Что тяжелее, 1 кг ваты или полкилограмма железа?

Проблемная ситуация №2.

Задание: Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг будет весить, если станет на две ноги?

Проблемная ситуация №3.

Задание: Слон тяжелее лошади, лошадь тяжелее собаки. Кто легче?

Проблемная ситуация №4.

Задание: Оля выше Светы, Света выше Иры. Кто выше всех?

Проблемная ситуация №5.

Задание: Как определить равенство сторон квадрата?

Проблемная ситуация №6.

Задание: Помогите мне сделать перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить, поместится ли он там?

Проблемная ситуация №7.

Задание: Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Что делать? Как узнать объём жидкости?

Проблемная ситуация №8. «Измерение длины»

Задание: Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая коротка. Как её помочь?

Проблемная ситуация №9.

Задание: Надо определить количество яблок, которые белочка сможет запасти себе на зиму и закрасить их – проблема в том, что не все яблоки смогут пройти в дупло – надо зрительно соотнести размер яблок и размер в хода в дупло.


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Проблемная ситуация №1.

Задание: Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка, к каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?

Проблемная ситуация №2.

Задание: Раскрасьте кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.

Проблемная ситуация №3.

Задание: Отгадайте загадки.

***

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

 И на санках прокатила (Зима)

***

Она приходит с лаской

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

***

Птицы распевают,

Дети загорают,

Солнце ярко светит

И цветут цветы. (Лето)    

***    

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Проблемная ситуация №4.

Задание: На столе расположены карточки с цифрами от 1 до 7 в перевернутом виде. Под музыку дети ходят вокруг стола. Когда музыка останавливается, дети берут карточку, выстраиваются по номерам, согласно очередности дней недели. Дети называют свой день недели согласно номеру «Я первый номер, значит я понедельник, так как понедельник – это первый день недели и т.п.» Создаем проблемную ситуацию, ставим 1 после 3 и спрашиваем: «Может среда наступить за понедельником» у детей эта ситуация вызывает веселье и понимание того, что этого быть не может, т.к. все идет по порядку, в том числе и смена времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

Проблемная ситуация №5.

Задание: Назовите время суток?

Проблемная ситуация №6.

Задание: Внимательно рассмотрите картинки. Что можно сделать за пять минут, за полчаса, за два часа?

Проблемная ситуация №7.

Задание: Подбери к часам подходящие картинки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.
  2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с
  3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.
  4. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968.
  5. Васильева С.В. Формирование мыслительных способностей учащихся через использование методов проблемного обучения http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=78
  6. Давыдов В.В., Кудрявцев Т. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольного и начального // Вопросы психологии, 1997, №1.
  7. Еремина Е.М., Цукерман Г. А. Истина рождается в споре // Начальная школа, 1987, № 5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М.: Новая школа, 1996.
  8. Лапыгин Ю.Н.  От проблемной ситуации к проблеме http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1015 14.12.2009
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.
  10. Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Вопросы психологии, 1998, № 5