Упражнения для развития мелкой моторики
учебно-методический материал
Упражнения для развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 13.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития мелкой моторики
К вашему вниманию представлены стихотворения различной тематической направленности, а так же описания движений связанных с текстом. Подобные упражнения пополняют представления об окружающем мире и его словарный запас, улучшают дикцию малыша, фразовую и связную речь. Выразительные движения развивают пластику, артистизм, моторную координацию.
При показе ребенку упражнений обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу с смыслу произносимых стихов. Тогда текст и действия воспринимаются малышом как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес.
1.«Очки».
Бабушка очки одела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
2.«Моя семья».
Вот дедушка
Вот бабушка
Вот папочка
Вот мамочка
Вот деточка моя
А вот и вся моя семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой обхватить весь кулачок.
3. «Пальчики здороваются»
Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
5.«Наш малыш»
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. Упражнение можно повторить 2-3 раза.
6. «Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила.
Малышей кормила:
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые три строчки чертить пальцем по ладошке На следующие четыре строчки загибают пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами восьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. В конце сделать хлопок ладошками. Упражнение повторяется 2 раза (начинать с правой руки, затем с левой) с проговариванием слов.
7. «Жук».
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
8. «Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
9. «Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)- вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Поочередно каждой рукой.
10. «Дождик».
Дождик – дождик, полно лить,
Малых детушек мочить! (Народная потешка)
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола.
11. «Курочка»
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
Поставить руки локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва, ритмично наклонять кисти руки вниз, имитируя щипание курочки.
12. «Грабли»
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выправлены и тоже направлены на себя.
13. «Лодочка»
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.
14. «Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.
15. «Курочка»
Курочка прыг на крыльцо
И снесла себе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
16. «Птичка»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые – крылья. Помахать ими.
17. «Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
18. «Осы»
Осы любят сладкое, к сладкому летят
И укусят осы, если захотят.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
19. «Коза»
У козы торчат рога,
Может забодать она.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.
20. «Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и в перед.
21. «Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становиться большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
22. «Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты во внутрь.
23. «Корзинка»
В лес корзинку я беру.
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальцы переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.
Большие пальцы образуют ручку.
23. «Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
24. «Комарик»
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).
25. «Стул»
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
26. «Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение можно менять положение рук.
27. «Кошка»
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать, мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и согнуты.
28. «Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил трам – там – там – там!
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец стучат по большому пальцу.
29. «Лошадка»
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши.
30. «Гусь»
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть себя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
31. «Филин»
Сидит филин на суку
И кричит бу – бу – бу – бу.
Руки в кулачок прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).
32. «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные сгибаем во внутрь ладоней и образуем лоб, а остальные пальцы – верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса. Выполняем тоже самое, но во внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее.
33. «Краб»
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
34. «Птенчики»
Улетела птица – мать
Птенчикам жуков искать.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
35. «Крокодил»
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь как тина,
От макушки до хвоста.
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
36. «Пальчик - мальчик»
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел! (народная песенка)
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
37. «Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок пион.
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинут. По кругу и немного прогнуть.
38. «Ладонь – кулак»
- Хочешь, тоже делай так:
То – ладонь, то кулак.
Руки положить на стол. Правая рука в кулаке, левая – ладонь. Чередовать движение рук «ладонь - кулак» одновременно двумя руками.
39. «Зайка и зеркало»
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу». Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"
в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...
Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Консультация для родителей....