Упражнения для развития мелкой моторики
учебно-методический материал

Упражнения для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мелкой моторики

             К вашему вниманию представлены стихотворения различной тематической направленности, а так же описания движений связанных с текстом. Подобные упражнения пополняют представления об окружающем мире и его словарный запас, улучшают дикцию малыша, фразовую и связную речь. Выразительные движения развивают пластику, артистизм, моторную координацию.

           При показе ребенку упражнений обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу с смыслу произносимых стихов. Тогда текст и действия воспринимаются малышом как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес.

1.«Очки».

Бабушка очки одела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

2.«Моя семья».

Вот дедушка

Вот бабушка

Вот папочка

Вот мамочка

Вот деточка моя

А вот и вся моя семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой обхватить весь кулачок.

3. «Пальчики здороваются»

Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

5.«Наш малыш»

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

6. «Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила.

Малышей кормила:

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые три строчки чертить пальцем по ладошке На следующие четыре строчки загибают пальцы с приговариванием  соответствующих слов. Со словами восьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. В конце сделать хлопок ладошками. Упражнение повторяется 2 раза (начинать с правой руки, затем с левой) с проговариванием слов.

7. «Жук».

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

8. «Пальчики»

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

9. «Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)- вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Поочередно каждой рукой.

10. «Дождик».

Дождик – дождик, полно лить,

Малых детушек мочить! (Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола.

11. «Курочка»

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

Поставить руки локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва, ритмично наклонять кисти руки вниз, имитируя щипание курочки.

12. «Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выправлены и тоже направлены на себя.

13. «Лодочка»

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.

14. «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

15. «Курочка»

Курочка прыг на крыльцо

И снесла себе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы  накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

16. «Птичка»

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые – крылья. Помахать ими.

17. «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

18. «Осы»

Осы любят сладкое, к сладкому летят

И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

19. «Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный  и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

20. «Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и в перед.

21. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становиться большой.

Вдруг шар лопнул,

 Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

22. «Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты во внутрь.

23. «Корзинка»

В лес корзинку я беру.

И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальцы переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.

Большие пальцы образуют ручку.

23. «Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это  упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.

24. «Комарик»

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).

25. «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

26. «Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение можно менять положение рук.

27. «Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать, мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и согнуты.

28. «Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил трам – там – там – там!

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец стучат по большому пальцу.

29. «Лошадка»

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши.

30. «Гусь»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть себя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

31. «Филин»

Сидит филин на суку

И кричит бу – бу – бу – бу.

Руки  в кулачок прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

32. «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные сгибаем во внутрь ладоней и образуем лоб, а остальные пальцы – верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем тоже самое, но во внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее.

33. «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

34. «Птенчики»

Улетела птица – мать

Птенчикам жуков искать.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

35. «Крокодил»

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец  согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

36. «Пальчик - мальчик»

- Пальчик – мальчик, где ты был?

- С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи  варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел! (народная песенка)

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.

37. «Цветок»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок пион.

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинут. По кругу и немного прогнуть.

38. «Ладонь – кулак»

- Хочешь, тоже делай так:

То – ладонь, то кулак.

Руки положить на стол. Правая рука в кулаке, левая – ладонь. Чередовать движение рук «ладонь - кулак» одновременно двумя руками.

39. «Зайка и зеркало»

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу». Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...