Статья "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе коллекционирования"
статья

Горлова Галина Александровна

Коллекционирование - это один из видов  культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетентностей, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        -  -

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ  В  ПРОЦЕССЕ  КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ.

                   

                   Развитие познавательной активности дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  

Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, он будет изучать предметы, явления и получать правильные представления о них. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Коллекционирование - это один из видов  культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетентностей, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности [1., c.14]

Ребенок все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать. Исследование  предметов коллекции дает возможность удовлетворить потребность ребенка в познании

Понимание значимости работы с коллекциями привело к необходимости организовать деятельность, цель которой - осуществить отбор методов и приемов работы с коллекциями для формирования у детей познавательной активности.

Ценность работы с коллекцией заключается в том, что она  способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию мыслительных операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитию речи и коммуникативных навыков (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взроcлым, так и со сверстниками) [2., с. 91], создает условия для развития у ребенка исследовательской активности, навыков самостоятельной работы.

Кроме того, коллекционирование позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей.

В  практике образовательного процесса использую следующие методы работы.

1. Беседы о назначении (в том числе и духовом, утилитарном) образца предмета.

- Для чего нужны? Где применяются?

2. Сенсорное обследование. В работе с предметами коллекций уделяется внимание последовательному, детальному, рассматриванию с выделением: цвета, формы, величины, пропорций (с использованием увеличительного стекла, лупы). Подключаются другие сенсорные исследования: тактильные действия -  потрогать, подержать в руках (вес: легкий -- тяжелый; температура: теплый - холодный); послушать, как звучит; понюхать запах, издаваемый предметом.

3. Опытно - экспериментальная деятельность. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е. А. Панько, и др.).  Организуя работу по знакомству с предметами, их свойствами, необходимо дать ребенку  возможность проверить на прочность: рвется, мнется, промокает, магнитится.

4. Метод проблемной ситуации.  Как проверить, что предмет обладает …  свойствами? Как можно измерить…? Какой камень в воде? Что удивительного в камне? И т.д.

5. Игровой метод. Коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать по цвету, размеру, тяжести, подбрасывать, конструировать, стучать друг о друга, бросать в воду.  Поэтому

работа с коллекциями обязательно включает игры и упражнения:

- на классификацию: «Разложи на группы по …»: цвету, форме, величине, толщине, материалу, назначению и т. д.;

- на развитие тактильных операций: «Угадай на ощупь»;

- на развитие обоняния: «Угадай по запаху»;

- на развитие воображения: «На что похоже», «Угадай по описанию»;

- на развитие памяти: «Чего не стало», «Разложи по порядку».

6. Метод «диалогов» с коллекционными предметами. Позволяет  обратить внимание ребенка на то, что предметы могут «дать интересную информацию»:  своим необычным видом;

назначением; применением; «говорящими деталями»; историей создания.

             На основании анализа наблюдений можно утверждать, что данные методы и приемы подобраны оптимально. Об этом свидетельствуют положительные результаты в развитии детей: владеют способами обследования предметов, самостоятельны, активны, любознательны (задают вопросы: почему? откуда? зачем?), способны отстаивать собственное мнение, проявляют инициативу в деятельности (проводят опыты, эксперименты).

 В результате использования такой формы совместной деятельности детей и взрослых, ребята увлеклись коллекционированием, созданием индивидуальных коллекций. Семьи воспитанников  и дети приносят экспонаты своих коллекций и рассказывают о них.

                 Таким образом, использование коллекционирования  в образовательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет сделать выводы о том, что данная форма является доступным, интересным видом работы и оказывает позитивное влияние на развитие детей.

Библиографический список.

1. Обросова Л.Г., Васильева Р.А. Современные педагогические практики (опыт введения  ФГОС  ДО  в Красноярском крае): сборник методических материалов - Красноярск, 2017.

2.   Акулова О.В., Гризик Т.И., Асмолов А.Г., Федина Н. В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов -  М. : Просвещение, 2012.

3.  Прохорова С.Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования.  - Ульяновск, 2011.

4.  Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М. Сфера, 2005.

5.  Гризик Т.И. Познаю мир. Просвещение, 2000.

6.  Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль, Академия развития, 1997.


СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ
сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. 2019
Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза)

Собирание коллекций – новая форма организации самостоятельной деятельности, культурная практика современного дошкольник, форма обучения, способствующая формированию интеллектуальных операций, созданию условий для творческого решения задач и проявления инициативы, самостоятельности и ответственности, упражнению детей в умении произвольно управлять своим поведением. Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

        Коллекционирование как форма работы включает в себя несколько этапов:

1.ЭТАП- Погружение в идею коллекционирования

- беседовали с детьми о их интересах и потребностях

- рассказывали, кто такие коллекционеры и что такое коллекционирование

2 ЭТАП Накопление запаса конкретных представлений у детей:

- чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий

- рассматривание готовых коллекций

3 ЭТАП Организация детской продуктивной деятельности:

- сбор коллекций

- обсуждение, вопросы

4 ЭТАП Презентация результатов продуктивной деятельности

- организация выставок коллекций

– включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

– работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

Коллекционирование позволяет осуществлять воспитателю интеграцию образовательных областей, может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей.