Статья "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе коллекционирования"
статья
Коллекционирование - это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетентностей, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Развитие познавательной активности дошкольников в процессе коллекционирования" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ.
Развитие познавательной активности дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, он будет изучать предметы, явления и получать правильные представления о них. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Коллекционирование - это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетентностей, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности [1., c.14]
Ребенок все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать. Исследование предметов коллекции дает возможность удовлетворить потребность ребенка в познании
Понимание значимости работы с коллекциями привело к необходимости организовать деятельность, цель которой - осуществить отбор методов и приемов работы с коллекциями для формирования у детей познавательной активности.
Ценность работы с коллекцией заключается в том, что она способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию мыслительных операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитию речи и коммуникативных навыков (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взроcлым, так и со сверстниками) [2., с. 91], создает условия для развития у ребенка исследовательской активности, навыков самостоятельной работы.
Кроме того, коллекционирование позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей.
В практике образовательного процесса использую следующие методы работы.
1. Беседы о назначении (в том числе и духовом, утилитарном) образца предмета.
- Для чего нужны? Где применяются?
2. Сенсорное обследование. В работе с предметами коллекций уделяется внимание последовательному, детальному, рассматриванию с выделением: цвета, формы, величины, пропорций (с использованием увеличительного стекла, лупы). Подключаются другие сенсорные исследования: тактильные действия - потрогать, подержать в руках (вес: легкий -- тяжелый; температура: теплый - холодный); послушать, как звучит; понюхать запах, издаваемый предметом.
3. Опытно - экспериментальная деятельность. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е. А. Панько, и др.). Организуя работу по знакомству с предметами, их свойствами, необходимо дать ребенку возможность проверить на прочность: рвется, мнется, промокает, магнитится.
4. Метод проблемной ситуации. Как проверить, что предмет обладает … свойствами? Как можно измерить…? Какой камень в воде? Что удивительного в камне? И т.д.
5. Игровой метод. Коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать по цвету, размеру, тяжести, подбрасывать, конструировать, стучать друг о друга, бросать в воду. Поэтому
работа с коллекциями обязательно включает игры и упражнения:
- на классификацию: «Разложи на группы по …»: цвету, форме, величине, толщине, материалу, назначению и т. д.;
- на развитие тактильных операций: «Угадай на ощупь»;
- на развитие обоняния: «Угадай по запаху»;
- на развитие воображения: «На что похоже», «Угадай по описанию»;
- на развитие памяти: «Чего не стало», «Разложи по порядку».
6. Метод «диалогов» с коллекционными предметами. Позволяет обратить внимание ребенка на то, что предметы могут «дать интересную информацию»: своим необычным видом;
назначением; применением; «говорящими деталями»; историей создания.
На основании анализа наблюдений можно утверждать, что данные методы и приемы подобраны оптимально. Об этом свидетельствуют положительные результаты в развитии детей: владеют способами обследования предметов, самостоятельны, активны, любознательны (задают вопросы: почему? откуда? зачем?), способны отстаивать собственное мнение, проявляют инициативу в деятельности (проводят опыты, эксперименты).
В результате использования такой формы совместной деятельности детей и взрослых, ребята увлеклись коллекционированием, созданием индивидуальных коллекций. Семьи воспитанников и дети приносят экспонаты своих коллекций и рассказывают о них.
Таким образом, использование коллекционирования в образовательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет сделать выводы о том, что данная форма является доступным, интересным видом работы и оказывает позитивное влияние на развитие детей.
Библиографический список.
1. Обросова Л.Г., Васильева Р.А. Современные педагогические практики (опыт введения ФГОС ДО в Красноярском крае): сборник методических материалов - Красноярск, 2017.
2. Акулова О.В., Гризик Т.И., Асмолов А.Г., Федина Н. В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов - М. : Просвещение, 2012.
3. Прохорова С.Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. - Ульяновск, 2011.
4. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М. Сфера, 2005.
5. Гризик Т.И. Познаю мир. Просвещение, 2000.
6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль, Академия развития, 1997.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ
сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. 2019
Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза)
Собирание коллекций – новая форма организации самостоятельной деятельности, культурная практика современного дошкольник, форма обучения, способствующая формированию интеллектуальных операций, созданию условий для творческого решения задач и проявления инициативы, самостоятельности и ответственности, упражнению детей в умении произвольно управлять своим поведением. Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».
Коллекционирование как форма работы включает в себя несколько этапов:
1.ЭТАП- Погружение в идею коллекционирования
- беседовали с детьми о их интересах и потребностях
- рассказывали, кто такие коллекционеры и что такое коллекционирование
2 ЭТАП Накопление запаса конкретных представлений у детей:
- чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий
- рассматривание готовых коллекций
3 ЭТАП Организация детской продуктивной деятельности:
- сбор коллекций
- обсуждение, вопросы
4 ЭТАП Презентация результатов продуктивной деятельности
- организация выставок коллекций
– включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.
– работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
Коллекционирование позволяет осуществлять воспитателю интеграцию образовательных областей, может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей.