"Музыка как средство здоровьесбережения"
проект (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Незабудка»
Проект «Музыка как средство здоровьесбережения»
музыкальный руководитель Редько Е.Е.
Пояснительная записка
Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья. В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Ученые доказали, что музыку можно использовать для регулирования психического состояния, а правильный музыкальный ритм снимает стресс. Человек живет в звуковом пространстве, и, как сказал древний философ Платон, «звук строит все пространство Вселенной».
Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно разрушают хранилище памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже их гибель.
Музыка влияет на сферы жизни человека через три фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Это музыка, обладающая удивительными свойствами, регулирующая чувство дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, страх перед чем-либо.
Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может быть эффективным средством лечения детских неврозов. Нам, учителям музыки, необходимо с раннего возраста формировать у детей потребность осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.
Образовательная область: музыка
Актуальность: художественно-эстетическое развитие детей, знакомство с классической, народной и эстрадной музыкой, раскрытие у детей разноплановых способностей с целью укрепления психического и физического здоровья.
Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), групповой, творческий, долгосрочный.
Цель проекта: Создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования с использованием возможностей музыкального искусства.
Цель в процессе решения поставленных задач.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии.
2. Научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара.
3. Обучить умению применять полученные навыки на практике.
Развивающие:
1.Развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности
2.Развивать способности к самосозиданию и самовыражению
3.Формировать коммуникативные навыки
Оздоровливающие:
1.Укреплять психическое и физическое здоровье детей
2.Уделять внимание профилактике простудных заболеваний
3.Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.
Речевые:
1.Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства
2.Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики
3.Формировать четкую и правильную дикцию
4.Пополнять словарный запас, образность речи
5.Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования
Воспитательные:
1.Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус
2.Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие
3.Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители;
Организационные условия реализации проекта:
Возраст детей: 5-7 лет
Состав группы: от 10 до 15 человек
Продолжительность занятия: 25-30 минут
Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю, после дневного сна; индивидуальное – по необходимости
Продолжительность реализации проекта: 2 года
Форма организации учебного занятия: кружковое.
Планируемые результаты:
- Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
- Улучшение общего состояния здоровья детей.
- Повышение их самооценки и уверенности в себе.
- Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
Содержание проекта:
Слушание музыкальных произведений:
- Музыкотерапия
- «Эффект Моцарта»
- Сказкотерапия
Пение музыкальных произведений:
- Вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара)
- Дыхательная гимнастика (по методу А.Н. Стрельниковой)
- Артикуляционная гимнастика
- Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы)
Музыкально-ритмические упражнения:
- Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации)
- Логоритмика
- Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах)
Игровое творчество:
- Пальчиковая гимнастика
- Музыкальные игры.
Релаксация:
- Музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой)
- Улыбкотерапия.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
- Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры)
- Словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения)
- Наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал)
- Методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)
Итоговые мероприятия:
- Показ музыкально-творческих номеров, проведение творческих программ для родителей и детей
- Участие в фестивалях детского творчества, родительских конференций
- Отчет музыкального руководителя.
1 этап.
- Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Распределение материала на блоки, составление плана работы.
- Изучение компетентности родителей по теме проекта
2 этап:
- Планирование работы воспитателей с детьми.
- Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
- Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
- Создание базы данных о концертных залах города Тюмени.
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».
- Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.
3 этап:
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
- Презентация проекта «Музыка как средство здороьясбережения».
- Анкета для родителей
- Консультация «Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ»
- Консультация для родителей: «Музыка, как средство здоровьесбережения».
- Собрание для родителей «Музыкатерапия»
- «Музыкальная гостиная «эффект Моцарта»
- Мониторинг к проекту
Методическая основа проекта.
«Музыкально-рациональная терапия» педагога-музыканта В.И. Петрушина
Дыхательная гимнастика А.П. Стрельниковой
Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей
Теория Н.А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников
Учебно-тематический план
Первый год обучения (5-6 лет)
Методика | Количество времени, часы | ||
Всего | Теория | Практика | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Слушание | |||
Музыкотерапия (слушание музыкальных фрагментов и музыкальных произведений композиторов-классиков; слушание и просмотр музыкальных видеосюжетов: «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках») | 2 | - | 2 |
«Эффект Моцарта» (прослушивание музыки произведений Моцарта с использованием игры на колокольчиках) | 2 | - | 2 |
Сказкотерапия (сочинение и прослушивание сказок) | 2 | 2 | - |
Пение | |||
Вокалотерапия: - вокально-хоровая работа (пение учебно-тренировочного материала); - пение музыкальных произведений | 2
1 | 1
- | 1
1 |
Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой | 1 | - | 1 |
Артикуляционная гимнастика | 1 | - | 1 |
Дикционные упражнения | 1 | - | 1 |
Музыкально-ритмические упражнения | |||
Ритмотерапия (музыкально-ритмические игры, упражнении, импровизации) | 0,5 | - | 0,5 |
Логоритмика | 0,5 | - | 0,5 |
Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на музыкальных инструментах) | 1 | - | 1 |
Игровое творчество | |||
Пальчиковая гимнастика (рук, пальцев, спины) | 1 | - | 1 |
Музыкальные игры | 2 | - | 2 |
Релаксация | |||
Музыкальный аутотренинг | 2 | 0,5 | 1,5 |
Улыбкотерапия | 0,5 | - | 0,5 |
Итого: | 19 | 2,5 | 16,5 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения (6-7 лет)
Методика | Количество времени, часы | ||
Всего | Теория | Практика | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Слушание | |||
Музыкотерапия (слушание музыкальных фрагментов и музыкальных произведений композиторов-классиков; слушание и просмотр музыкальных видеосюжетов: «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках») | 2 | - | 2 |
«Эффект Моцарта» (прослушивание музыки произведений Моцарта с использованием игры на колокольчиках) | 2 | - | 2 |
Сказкотерапия (сочинение и прослушивание сказок) | 1 | 1 | - |
Пение | |||
Вокалотерапия: - вокально-хоровая работа (пение учебно-тренировочного материала); - пение музыкальных произведений | 2
2 | 1
- | 1
2 |
Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой | 2 | - | 2 |
Артикуляционная гимнастика | 1 | - | 1 |
Дикционные упражнения | 0,5 | - | 0,5 |
Музыкально-ритмические упражнения | |||
Ритмотерапия (музыкально-ритмические игры, упражнении, импровизации) | 0,5 | - | 0,5 |
Логоритмика | 0,5 | - | 0,5 |
Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на музыкальных инструментах) | 1 | - | 1 |
Игровое творчество | |||
Пальчиковая гимнастика (рук, пальцев, спины) | 1 | - | 1 |
Музыкальные игры | 1 | - | 1 |
Релаксация | |||
Музыкальный аутотренинг | 2 | 0,5 | 1,5 |
Улыбкотерапия | 0,5 | - | 0,5 |
Итого: | 19 | 2,5 | 16,5 |
Примерный репертуарный план
первый год обучения (5-6 лет)
Слушание
Бах И.С. «Шутка»
П. Чайковский «Сладкая грёза»
«Мышки» А. Жилинского
«Болезнь куклы» П.Чайковский
«Детская полька» А.Жилинского
Моцарт В.А. «Музыкальная шкатулка», увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», симфония №40 (фрагмент), менуэт ре-мажор.
«Вальс» С.Мйкапар
Свиридов Г. «Весна. Осень»
А. Гедике «На слонах в индии»
Пение
Попевки:
«Бай-качи,качи» русская народная песня
«Жил-был у бабушки серенький козлик», русская народная песня
«Осенние распевки», пр.»Ладушки» И. Новоскольцева
«К нам в гости пришли» А. Гедике
Скороговорки:
«Шла Саша по шоссе»
«Носит Сеня»
«Мамами любимы мы»
«Четыре черненьких чумазеньких чертенка»
«Жук над лужею жижа»
Песенный репертуар
«Веснушки», «Ням- ням», «Тик-так» (муз. А. Варламова, сл. Р.Паниной)
«Хомячок», «Манная каша» (муз. Г. Абелян, сл. В.Викторова)
«Антошка» (муз. В.Шаинского, сл. Ю. Этнина)
«Мамин праздник» Ю.Гурьева
«Неприятность эту мы переживем» (муз. Б.Савельева, сл. А. Хайта)
«Мир похож на цветной луг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского)
«Пестрый колпачок» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой)
«Про козлика» Г.Струве
«Кузнечик» (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова)
«Про лягушек и комара» (муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
«Белые кораблики» (муз. В.Шаинского, сл. Л. Яхнина)
«Леталка» (муз. И сл. А.Усачева)
Примерный репертуарный план
второй год обучения 6-7 лет)
«Танец дикарей» Ес.Нака
Бетховен Л. «Лунная соната», ода «К радости»
Вивальди А. «Маленькая симфония»
Григ Э. «В пещере горного короля» , «Шествие гномов» («Пер Гюнт»)
Глюк К. «Мелодия»
Моцарт В.А. Менуэт ре-мажор, сонаты
«Вальс игрушек» Ю.Ефимова
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс», фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
«Две плаксы» Е.Гнесиной
«Русский наигрыш» нар.мел
Пение
Попевки:
«Скок-поскок», русская народная песня
«Сидит ворон», русская народная песня
«Ехали медведи» р.н.м
«А я по лугу», русская народная песня
«Савка и Гришка», белорусская народная песня
«Сел комарик на дубочек», белорусская народная песня
Скороговорки
«Шла Саша по шоссе»
«Бык – тупогуб»
«Носит Сеня»
«Мамами любимы мы»
«Четыре черненьких чумазеньких чертенка»
«Жук над лужею жижа»
«В перелеске перепел перепелку перепел»
«Ехал грека через реку»
Песенные репертуар:
«Моя Россия» Г.Струве
«Пёстрый колпачок» Г.Струве
«Будем моряками» Ю.Слонова
«Зимняя песенка» М.Красева
«мамина песенка» М. Парцхаладзе
«Идет весна» В.Герчик
«Долговязый журавель» р.н.м.
«Солнечная капель» С. Соснина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Музыка, как средство здоровьесбережения.
Музыка, как средство здоровьесбережения....
Консультация для родителей "Музыка, как средство здоровьесбережения"
Музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Современ...
Музыка как средство здоровьесбережения
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная о...
Музыка, как средство здоровьесбережения.
Музыка, как средство здоровьесбережения....
Музыка,как средство здоровьесбережения.
Значение музыки для здоровья детей....
Консультация на тему "Музыка как средство здоровьесбережения"
Статья о современных методах здоровьясбережения на музыкальных занятиях, помогающих обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способно...
Консультация для родителей «Музыка, как средство здоровьесбережения».
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная о...