Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников"
консультация (старшая группа)
В условиях социальных изменений возрастает значение патриотического воспитания дошкольников к своей Родине. Воспитание любви к Родине многогранно: это любовь к семье, дому, природе,истории, культуре своего народа, бережное отношение ко всему, созданному людьми старшего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 727.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой и традициями своего народа
Любовь к Родине всегда была яркой чертой русского народа. Это проявлялось в их образе жизни: привязанности к родной стране, уважении к своему народу, истории и культурным достижениям. Родина начинается с любви к земле, где вы родились и живете. Но любить свою родную страну недостаточно, нужно знать ее историю и культуру. Без этого полноценное патриотическое воспитание немыслимо.
Воспитание любви к Родине многогранно: это любовь к семье, дому, природе, истории, культуре своего родного города и края, бережное отношение ко всему созданному людьми старшего поколения и сохраненному земляками. Рожденные любовью к малой Родине, патриотические чувства перерастают затем и в любовь к Родине.
В условиях социальных изменений возрастает значение воспитания у детей любви к своей малой Родине (семье, детскому саду, Родине, ближайшему социальному окружению). Всестороннее освоение привычной среды способствует не только патриотическому воспитанию, но и социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром и взрослыми. Чем больше ребята знают свою малую Родину, тем более ответственно и осторожно они относятся к своей земле.
С помощью близкой и родной среды дошкольники усваивают общечеловеческие ценности и устанавливают связи с окружающей средой. На примере взрослых дети видят, как люди защищают и облагораживают свою родную землю , побуждая их по новому взглянуть на привычное окружение.
Одним из направлений ценностного отношения к окружающей среде и труду является знакомство с традициями народа. Русский народ всегда славился своим единством, трудолюбием, мастерством, гостеприимством, благодарностью, добротой. В далекие времена каждый человек мог приехать в чужую деревню и остаться в ней, и гостям всегда были рады. Родители учили своих детей проявлять доброту и заботу не только к родным, но и к чужим людям, к немощным и больным.
Красота людей всегда ценилась в деятельности, которая была важна для человеческого поведения. Сохранилась и традиция бережного отношения к еде. Если люди роняли хлебушек, то просили у него прощения. Любовь к земле, труду, прививалась с раннего детства, и ребята постепенно включались в трудовую жизнь семьи.
Дети ценили труд взрослых, гордились мастерством отца и матери. Традиционным было серьезное отношение к игре, как и к другим сторонам жизни.
Русский народ мог не только трудиться, но и отдыхать. Об этом свидетельствуют ярмарки, посиделки, народные гулянья, забавы. Семейные традиции - духовная жизнь родного дома - соблюдались обязательно (уважать старших, не запятнать доброе имя отцов, трудом укрепить авторитет рода). Отношения между взрослыми и детьми в семье основывались на любви и доверии. А образ матери с пеленок для ребенка играл большую роль : колыбельные, пестушки, потешки .
Таковы были традиции наших предков. Что мы теперь знаем о них? Какие традиции соблюдаем, как заботимся о сохранении нравственных ценностей?
Недооценка опыта русского народа привела к жестокости, равнодушию. Дефицитом у людей стали такие качества, как: великодушие, порядочность, честь, доброта. Это приобщение к красоте и народной мудрости, к жизни народа и страны тесно связано с формированием основной культуры личности, воспитанием лучших качеств, свойственных народу: трудолюбия, доброты, сострадания, взаимопомощи.
Не менее значимым средством патриотического воспитания детей служит искусство родного края , с помощью которого можно наглядно и конкретно познакомить с родным городом (селом). Например, ознакомление ребят с архитектурой, постройками, зарождает в детях уважение к труду. Творчество художников и скульпторов свидетельствуют о любви к родному краю, рассказывают о его прошлом и настоящем.
С юных лет ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие.
К.Д. Ушинский считал, что сказки – первые и блестящие попытки русской народной педагогики и трудно подумать, чтобы кто- нибудь, был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. По его словам, воспитание, чтобы не быть бессильным, должно быть народным. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал, для воспитания любви к Родине. Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине.
Значительное место в приобщении к малой Родине по ознакомлению с природой, трудом, нравами и бытом русских людей занимают праздники народного календаря. Этот опыт предшествующих поколений воспитывает любовь к родной земле, уважение к труду.
Воспитание любви к малой родине должно начинаться с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе, труде и быте людей, рассматривание репродукций, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности.
Так, постепенно у ребят появляются любимые уголки в городе, где им нравится играть; тропинки и деревья в лесу, где они любят бродить. От близкого окружения нужно перейти к жизни людей города и края, значимости их труда, для региона и страны; показать, что край - часть большой страны.
Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона - возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети понимают, что Родина - святое!
Способы увлечения детей разнообразны, включить их в деятельность по освоению малой родины несложно, главное эмоционально, преподнести материал, чтобы у них появился интерес к познанию, общению и деятельности, чтобы проводимая работа нашла отклик в их сердцах, заставила задуматься. Воспитание любви к родному краю, ознакомление с достопримечательностями - непростые задачи.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...
Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....
Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.
Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...
Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...
Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...
Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...
Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»
Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...