Картотека игр на развитие познавательных процессов
картотека
В данной картотеки собраны различные техники и методы развитие познавательных процессов ребенка в возрасте от 4 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_poznovatelnyh_protsessov.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Какого цвета не стало? Цель: закрепление знания о шести основных цветах и их оттенках; развитие внимания, зрительной памяти Перед ребёнком разложены цветные карандаши или фломастеры (6 основных цветов и их оттенков). Ребёнка просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит ребёнка открыть глаза и сказать, какого карандаша не стало | Найди такую же форму Цель: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания Ребёнку показывают образец определённой формы (треугольник, квадрат, круг и т.д.). Предлагают найти в комнате предметы такой же формы. | |
Великий Гудвин Цель: закрепление знания цвета, развитие моторики руки, развитие речи, воображения Ребёнка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зелёный мир». «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать. Например сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисосвывать детали. | Холодно-горячо Право-лево Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо. 2 шага вперёд, 3 налево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребёнок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему. |
Разноцветные очки Цель: закрепление знания о шести основных цветах и их оттенках; развитие внимания. Ребёнку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например, красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как ребёнок выполнит задание, его просят «сменить» очки на другие (цвет может выбрать сам ребёнок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше | Разрезные картинки Цель: развитие визуального мышления. Берётся любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на 2 равные части. Ребёнка просят составить её. Другая открытка разрезается на 4 части и т.д. Выполняя задание, ребёнок ориентируется на рисунок, изображённый на открытке. Покупные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет | |
Придумаем загадку Цель: развитие словесно-логического мышления, расширение словарного запаса Логика придумывания загадок сложна для дошкольника, поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих предметов. Например: «большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляют функциональные признаки: «шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.
| Что лишнее? Цель: развитие словесно-логического мышления Взрослый называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи-фрукты). Ребёнок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору – картинки и предметы |
Какого цвета не стало? Цель: закрепление знания о шести основных цветах и их оттенках; развитие внимания, зрительной памяти Перед ребёнком разложены цветные карандаши или фломастеры (6 основных цветов и их оттенков). Ребёнка просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит ребёнка открыть глаза и сказать, какого карандаша не стало | Найди такую же форму Цель: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания Ребёнку показывают образец определённой формы (треугольник, квадрат, круг и т.д.). Предлагают найти в комнате предметы такой же формы. | |
Великий Гудвин Цель: закрепление знания цвета, развитие моторики руки, развитие речи, воображения Ребёнка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зелёный мир». «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать. Например сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисосвывать детали. | Холодно-горячо Право-лево Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо. 2 шага вперёд, 3 налево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребёнок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему. | |
Большой глаз Цель: развитие зрительной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: 7—10 предметов (картинок). Описание игры: предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 секунд — дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого взрослый меняет положение 2—3 предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка. Комментарий: как вариант можно предложить убирать какую-либо игрушку, выставлять их на вертикальной стойке (попросить, чтобы назвали порядок расположения игрушек сверху вниз и снизу вверх). Если игрушки стоят на горизонтальной плоскости, можно предложить детям называть их справа налево и наоборот. | Поиск Цель: развитие зрительной памяти, внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 5—6 человек. Описание игры: дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предметы (или все синие). Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя. Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети. | |
Все вместе (И. В. Дубровина) Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации, умения распределять внимание. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 7—8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: книга с иллюстрациями, лист бумаги, ручка или карандаш. Описание игры: в течение 1 минуты ребенок должен левой рукой листать книжку с картинками, а правой рисовать цифры или чертить геометрические фигуры. Комментарий: игра достаточно сложна для детей. Поэтому на первых этапах необходимо предлагать им выполнять одновременные действия в медленном темпе, постепенно его увеличивая. В процессе игры может наблюдаться эффект «соскальзывания», когда ребенок начинает выполнять только одно из действий. В такой момент ему необходимо напомнить, что по правилам он должен одновременно листать книгу и рисовать | Спичечный узор Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: двое. Необходимые приспособления: три спички. Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички одна на одной? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата (сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают. Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала делать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру. |
Как добраться до цели? Цель: развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6—8 лет. Количество играющих: не более 3-х. Необходимые приспособления: карта острова или города, фишки. Описание игры: взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озера. Затем один из играющих загадывает, где спрятан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку (или фигурку солдатика), «высаживается на остров» и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свернуть налево? Пройти вперед?» — и т. д. Цель игры — задать как можно меньше вопросов и найти «клад». Комментарий: для игры можно использовать настоящие географические карты. Так в игровой форме можно познакомить ребенка с понятием «география». | Отгадай число (Ю. Гурин) Цель: развитие мышления. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6—8 лет. Количество играющих: двое. Описание игры: один из игроков загадывает число (от 1 до 16), а второй должен, задавая вопросы, отгадать его. Цель второго игрока — задать как можно меньше вопросов. Ответы на вопрос могут быть только односложными — «да» или «нет». Комментарий: взрослый должен знать, что вполне реально отгадать число от 1 до 16, задав не более четырех вопросов. Ребенку не стоит подсказывать стратегию вычисления, его радость будет неописуемой, когда он САМ догадается, как это можно сделать | |
Числовые прятки (Ю. Гурин) Цель: развитие мышления, внимания, навыков счета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: карточки с числами от1 до 10. Описание игры: на ровной поверхности раскладывают карточки с числами в произвольном порядке. После этого ребенок должен рассмотреть все карточки, а затем, не касаясь руками, показать все числа по порядку — от 1 до 10. После этого начинается собственно игра: один играющий отворачивается, а другой перемешивает все карточки и одну из них прячет. Первый должен как можно быстрее сказать, какого числа не хватает. Комментарий: отыскивая карточку, ребенок повторяет числа, запоминая их. В этой игре спешить не стоит, необходимо дать ребенку время подумать, поразмышлять. Если ребенок затрудняется, можно подсказать. Например, напомнить, что после этого числа стоит 4, а перед ним — 2. | Ухо — нос Цель: развитие внимания, моторной координации. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Описание игры: выбирается ведущий. Он называет слова «ухо» или «нос», при этом в первом случае нужно взять себя за ухо, а во втором — за нос. Ведущий делает все так же, как и другие, но через некоторое время он начинает «ошибаться»: при слове «ухо» берет себя за нос, и наоборот. Дети должны внимательно слушать команды и не обращать внимания на ошибочные действия ведущего. Если ребенок ни разу не ошибется, он становится ведущим. Совершивший ошибку выбывает. Комментарий: такие «ошибки» взрослого заставляют детей быть более внимательными, одновременно выслушивать инструкцию и правильно выполнять действие | |
Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек Цель: развитие мышления, воображения, мелкой моторики. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: палочки. Описание игры: ребенку предлагается из определенного числа палочек (можно использовать спички, очищенные от серы) сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы. Комментарий: если в игре принимает участие несколько человек, интереснее устроить так, чтобы они не видели фигур, создаваемых другим играющим. Сравнивать можно как каждую фигуру, так и несколько фигур, созданных за определенное время. Детей, придумавших самые оригинальные фигуры, необходимо отметить словесно. | Знайка (И. Климина) Цель: развитие внимания, зрительной памяти. Нарушение: СДВГ. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мольберт с рисунком. Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится рядом с мольбертом с собственным рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Комментарий: вопросы могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. Интересно задать вопросы о том, помнит ли «Знайка», как расположен рисунок на мольберте и что он вообще рисовал. | |
Делаем зарядку Цель: развитие внимания, элементов логического мышления, регуляции движений собственного тела. Нарушение: СДВГ, агрессивность, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки 20x30 см со схематичным изображением человечков. Описание игры: детям показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку»: детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисованы, до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжает делать старое упражнение, выбывает из игры. Комментарий: в эту игру можно играть и одному ребенку. Игра учит детей пользоваться схемами, моделями. Задачу можно усложнить: если игра проводится систематически, дети легко запомнят, под каким номером какая картинка. Поэтому взрослый может давать определенное количество звуковых сигналов для смены движений. ⮲ | ||
Город (И. Томашпольская) Цель: формирование представления о классификации по двум признакам. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: игровые поля, наборы геометрических разноцветных фигур — по количеству играющих. Описание игры: дети на игровых полях строят город, размещая фигуры-домики в соответствии с названиями улиц и проспектов. Карту можно нарисовать вместе с детьми для более четкого понимания, что на Красноквадратной улице, например, будут только квадратные красные дома (классификация по двум признакам). | Дотронься до... Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до... (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре. Комментарий: после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания. | |
Художник Цель: развитие речи, памяти и наблюдательности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: ребенок представляет, что он художник. Его задача — внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь. Комментарий: в процессе игры обращается внимание детей на правильное использование терминов (например глаза карие, а не коричневые, волосы — каштановые и т. д.). «Портрет» должен касаться только внешних особенностей того или иного ребенка | Сочиним историю Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были...» — далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным. Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д. В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю | |
Угадай и найди Цель: развитие внимания, восприятия, памяти. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате. Комментарий: игра может происходить по схеме «ребенок — ребенок», т. е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д. | Что слышно? Цель: развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один или несколько. Описание игры: взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание на окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью. Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднений или исправить в случае ошибок. Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди. | |
Найди игрушку Цель: развитие восприятия, внимания и памяти. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два и более. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают ведущего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача других детей — задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку. Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли ведущего. Комментарий: перед началом игры дети должны внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немаловажным также является указание на второстепенные малозаметные детали, например бантик у куклы или пуговка на комбинезончике у мишки. | Сравнения Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: ребенку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку, реку, ветер, варежки, снежинку, утюг и т. д. Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использовали образные выражения. Комментарий: дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при необходимости подбора ассоциаций, так как их речь еще бедна. Лучший способ обогащения речи — это совместное чтение. | |
Да — нет Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: двое, кратное двум. Описание игры: ребенок загадывает какое-либо существительное, другие дети задают ему вопросы (не более 15), на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не засчитывается. Цель игры — отгадать задуманное слово, задав как можно меньше вопросов. Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы вопросы задавали все дети, обращая внимание на малоактивных. | Найди общее Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов. Описание игры: ведущий показывает по две карточки, а дети должны сказать, что общего между этими предметами. Например самолет и машина. Оба эти предмета сделаны руками человека, могут ездить, они из железа, топливо для них — бензин, не помещаются в квартире, больше человека, шумят, когда заводятся и т.д. Комментарий: в тех случаях, когда для рассмотрения детям предлагаются предметы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, ведущий должен простимулировать мыслительную деятельность детей наводящими вопросами, касающимися свойств/размеров, действий с этими предметами. | |
Если бы да кабы... Цель: развитие воображения. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы бы пошли гулять». И потом предлагает детям поиграть в «если бы», т. е. продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы»: Если бы крокодилы жили в городах... Если бы кошки умели летать... Если бы мальчики стали девочками... Если бы мы были инопланетянами... Если бы паутину плели слоны... Если бы люди никогда не ссорились... Если бы мы оказались на необитаемом острове... ⮲ | Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой»: Если был бы я девчонкой — Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмел, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!» Затем нужно настроить детей на то, что в этой игре может произойти все что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и предлагать самые необычные окончания фраз. Приниматься должны все варианты. Самые нестандартные обязательно должны быть отмечены взрослым. |
Подбор прилагательных Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: для самых маленьких детей — игрушка или картинка с изображением предмета. Описание игры: ведущий показывает игрушку (называет слово), а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов. Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная и т.д. Комментарий: игру лучше проводить в высоком темпе, иначе интерес детей будет низким.Можно усложнить задачу, если предложить детям описывать только какую-то деталь предмета (например одежду куклы, ствол дерева и т. д.). | Что бывает? Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше. Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком. Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д. Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д. Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре. | |
Что потом? Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или больше. Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как... Папа поймал большую рыбу... После этого: — Пруд стал мелкой лужей. — Рыба перекусила леску и уплыла. — Семья целый год ела рыбу. — Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той — еще рыба, а в следующей — еще, и т. д. Белоснежка кормила голубей... Папа Карло стругал полено… Аннушка пролила масло... Воробьишко выпал из гнезда... Бабушка испекла пирожки... Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения | Пуговичная поляна Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—9 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров. Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано». Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином. Игра может стать основой для придумывания сказок. Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения | |
Вывод Цель: развитие элементов логического мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: взрослый загадывает загадку, а ребенок должен отгадать. Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший? Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий? Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой? Лена читает лучше Кати, а Катя — лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто — хуже всех? Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше Вовы. Кто из мальчиков считает лучше всех? А кто считает хуже всех? Комментарий: в качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков. Также игра может использоваться в процессе закрепления знаний из различных областей (например, знания времен года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее, чем летом. Когда жарче всего?) | Вопросы Цель: развитие творческого мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или больше. Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными. Например: писатель — сорока. Почему писатель пишет о сороке? Что делает сорока на окне у писателя? Какие новости принесла писателю сорока? Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока? 1. Озеро — мысль. 2. Лампа — компьютер. 3. Шофер — тропинка. 4. Магнитофон — травинка. 5. Улица — пылесос. Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые. | |
Найди причину Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события. Например: Одна рыбка гонялась за другой. — Маша спала. Возможные причины: — Maшa не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом. — Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми. — Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула. Оля пошла в подвал за картошкой. — Мама уколола палец. Школа была закрыта. — У Васи закончилась красная краска. Гоша разбил чашку. — В зоопарке родились тигрята. Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события. | Лишнее зернышко Цель: развитие логического мышления, зрительной и тактильной памяти, внимания. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—9 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: различные зерна. Описание игры: Вариант 1. Перед ребенком кладут несколько разных зернышек, он должен запомнить их расположение. Затем ребенка просят отвернуться и изменяют расположение зернышек. Он должен разложить их Б прежнем порядке. Вариант 2. Перед ребенком кладут три зернышка, похожие по форме (рис, пшеница, рожь), и одно, отличающееся от них (гречиха). Ребенок должен сказать, чем похожи одинаковые зернышки и чем отличается от них зернышко гречихи. Вариант 3. Положить перед ребенком несколько зернышек, предложить ему их внимательно рассмотреть и запомнить, какие здесь лежат. Затем ребенок отворачивается, а ведущий либо убирает какое-нибудь зернышко, либо заменяет одно из них. Комментарий: этот вариант для детей более старшего возраста. Для малышей можно использовать более легкий: предложить три зернышка риса и одно — гречихи. | |
Смысловые ряды Цель: развитие познавательных способностей. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце — день, луна — ... (ночь), т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью. 1. Волк — заяц, кошка — ... (мышка). 2. Быстро — быстрее, медленно — ... (медленнее). 3. Лиса — лисенок, волк — ... (волчонок). 4. Белка — орешки, медведь — ... (мед). 5. Человек — дом, крот — ... (нора). 6. Лес — деревья, луг — ... (трава). 7. Пальто — зима, шорты — ... (лето). 8. Море — вода, суша — ... (земля). 9. Вода — кран, свет — ... (выключатель). 10. Учитель — школа, воспитатель — ... (детский сад). ⮲ | Комментарий: смысловой ряд может касаться какой-либо одной группы предметов или явлений, тогда игра требует подготовки со стороны взрослого. Например: ботинки — шнурки, куртка — ... (пуговицы); шапка — голова, колготки — ... (ноги); пианино — клавиши, балалайка — ... (струны); скрипка — смычок, барабан — ... (палочки) и т. д. В этом случае игра будет узконаправленной, поможет в ознакомлении детей с какой-либо группой предметов. | |
Дополни фигуру Цель: развитие творческих способностей, воображения. Нарущение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши. Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д. Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие. В процессе игры нужно обсуждать с ребенком каждый рисунок, чтобы малышу было легче остановиться на какой-нибудь идее. А чтобы помочь ребенку придумать что-то действительно оригинальное, предложите ему мысленно рассмотреть окружающие предметы с разных ракурсов — сверху,сбоку, снизу. | Два предмета Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки). Описание игры: детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой — небо, хрусталь. 1. Сладкий, легкий, приятный. 2. Сильный, добрый, умный. 3. Звонкий, радостный, громкий. 4. Светлый, блестящий, ранний. 5. Бодрый, веселый, энергичный. Комментарий: групповая игра развивает у детей умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения. | |
Три предмета Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки). Описание игры: детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь. 1. Теплый, пушистый. 2. Сладкий, мягкий. 3. Зеленый, ароматный. 4. Звонкий, веселый. 5. Черный, мрачный. Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам | Кто больше? Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: двое и более. Описание игры: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убежать и т. д.), а они должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например, убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т. д. Комментарий: задание можно разнообразить, если предложить подбирать не только существительные, но и прилагательные или наречия. Например: бежать (как?) быстро, медленно, сломя голову, спотыкаясь и т. д. | |
Группировка слов Цель: развитие слухового восприятия, мышления, памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям составить группы из слов, например: ветка, тигр, пестик, воробей, тычинка, соловей, лист, волк, ствол, попугай, соцветие, лиса. Эти слова можно объединить в группы: 1) птицы: воробей, соловей, попугай; 2) животные: тигр, волк, лиса; 3) части растения: ветка, пестик, тычинка, лист, ствол, соцветие; 4) имеющие пеструю окраску: лист, попугай, тигр, соцветие. Комментарий: игра может не получиться сразу, так как детям-дошкольникам трудно одновременно слушать, выделять необходимое и запоминать. Поэтому для облегчения задачи можно сократить или количество слов, или количество групп. | Три предмета Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки). Описание игры: детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь. 1. Теплый, пушистый. 2. Сладкий, мягкий. 3. Зеленый, ароматный. 4. Звонкий, веселый. 5. Черный, мрачный. Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам | |
Назови отличие Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов. Описание игры: ведущий показывает карточки, а дети должны сказать, чем один изображенный предмет отличается от другого. Например: птица и карандаш. Птица имеет крылья, а карандаш не имеет, птица поет, а карандаш — нет. Карандашом можно рисовать, а птицей — нет. Птица живая, а карандаш — нет. И т. д. Комментарий: набор предметов может быть случайным, а может специально подбираться ведущим для решения каких-либо образовательных задач | Лишнее слово Цель: развитие операции анализа и классификации. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно — лишнее. 1. Карась, ставрида, сельдь, краб. 2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня. 3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена. 4. Рысь, тигр, леопард, ягуар, шакал. 5. Шайба, коньки, клюшка, мяч. 6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели. 7. Рука, нога, шея, голова, тарелка. 8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец. 9. Петух, кошка, собака, овца, медведь. Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, так как часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому. | |
На что похоже? Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: карточки с изображением геометрических фигур. Описание игры: ребенок выбирает карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры. После этого он должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру. Например, он выбрал круг. Предметами, похожими на круг, будут: блюдце, мячик, апельсин, пуговицы. Если ребенок предпочел треугольник, то вариантами могут быть: елка, пирамидка, парус, крыша дома и т. д. Комментарий: правила игры могут варьироваться, один вариант — предметы должны находиться в комнате, в которой проходит игра; другой — только на улице. Игру полезно использовать в процессе изучения геометрических фигур и в дальнейшем, при организации индивидуальной работы с детьми, у которых наблюдаются трудности в их усвоении | Чем играем? Цель: развитие слухового восприятия. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 4-15. Необходимые приспособления: любые, способные издавать звуки. Описание игры: дети выбирают водящего, который становится спиной ко всем остальным. Играющие по одному подходят сзади к водящему, спрашивают: «Чем играем?» — и с помощью приспособлений (бубен, ложки, дудочка, бумага) издают звуки. Водящий должен угадать, чем были произведены эти звуки. Водящий может трижды пытаться определить, чем был произведен звук, если у него это не получается, то предмет заменяют (вместо бубна берут гармошку и т. д.), и так до тех пор, пока водящий не отгадает. Если он угадал, то становится играющим, а его место занимает тот, кто издавал звуки. Комментарий: перед игрой с детьми нужно провести занятие, на котором им показывают и предлагают запомнить, какие звуки что издает. Начинают с самых простых звуков: скрип двери, свисток, шелест бумаги, а заканчивают сложными, возможно, даже сочетанием нескольких звуков | |
Запомни имя Цель: развитие воображения, двигательной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: 6—10. Описание игры: играющие становятся в круг, затем один из них выходит вперед, называет себя и рассказывает о том виде спорта, который ему нравится. Рассказ сопровождается показом движений, которые совершают спортсмены, занимающиеся этим видом. Потом называет себя и представляет любимый вид спорта другой ребенок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, какой вид спорта кто любит. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны угадать имя того, кто их выполняет; или ведущий называет имя, а дети выполняют движения, показанные ребенком с этим именем. Комментарий: эта игра способствует сплочению группы детей. Действия детей можно разнообразить, если предложить им показывать любимых героев сказок, виды занятий и т. д. | Опиши по памяти Цель: развитие памяти, умения сосредотачиваться на деталях. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Необходимые приспособления: кукла. Описание игры: ведущий (взрослый) показывает детям куклу. За 30 секунд они должны внимательно рассмотреть ее и попытаться запомнить мельчайшие детали: сидит она или стоит; во что она одета; какого цвета одежда куклы, ее волосы, глаза; распущены или заплетены ее волосы и т. д. — а затем ответить на вопросы ведущего. Комментарий: лучше, если вопросы будут общими, не содержащими намека на ответ. Наводящие вопросы необходимо задавать лишь в случае затруднений. | |
Четвертый лишний Цель: развитие мышления, умения классифицировать предметы. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово. Комментарий: для младших детей лучше подбирать группы, имеющие четкие различия, например: одежда — музыкальный инструмент, фрукты — животные. Для детей постарше задачу можно усложнить. Например, найти лишнее в группе: тополь, ель, береза, дуб (лишней будет ель, так как она относится к хвойным деревьям, а остальные названия — к лиственным). Если дети затрудняются ответить, нужно предложить им порассуждать. Взрослый должен помогать детям наводящими вопросами, потому что дети часто выделяют второстепенные признаки, не обращая внимания на главные. | Что изменилось? Цель: развитие навыков счета, зрительной памяти. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 6—8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: палочки. Описание игры: из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что-то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено. Комментарий: игра дает простор фантазии ребенку и к тому же позволяет лишний раз поупражняться в счете. Важно оговорить с детьми, что фигурки не должны меняться абсолютно, изменяется лишь какая-нибудь деталь. | |
Шкатулка со сказками Цель: развитие воображения. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 5—6. Необходимые приспособления: шкатулка (коробочка), 8—10 разноцветных кружков, платок. Описание игры: кружки складывают в коробочку, накрывают ее платком, а затем дети по одному вытаскивают кружочки и придумывают 2—3 предложения сказки. Причем, если ребенок вытащил красный кружок, то он начинает рассказ о чем-то красном: солнышке, цветке, мячике и т. д. Потом второй ребенок вытаскивает кружок (например зеленый) и рассказывает сказку дальше, но уже с новым героем (огурчиком, кузнечиком, яблоком) и т. д. Когда дети вытащат все кружки, их можно собрать и снова вытаскивать — пока сказка не получит логического завершения. Комментарий: взрослый должен следить, чтобы дети не повторялись, придумывали разных героев и разные ситуации на один и тот же кружок. | Внимательные руки Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: взрослый читает слова, а дети должны поднять правую руку, если в слове есть буква «И», и левую руку, если есть буква «И». Если таких букв в слове нет, руки лежат на коленях. Брат, сестричка, монитор, йод, каймак, офис, работа, сайка, животное, тигр, петух, игра, ларек и т.д. Комментарий: часто неуверенные дети ориентируются в ответах на других более активных детей, которые, тем не менее, могут допускать ошибки. В таком случае игру необходимо остановить и напомнить детям о том, что каждый из них многое знает и умеет, поэтому должен сам решать, как ответить | |
Прямой счет Цель: развитие интеллекта и навыков общения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: два или более. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: первый играющий бросает мяч другому ребенку, говоря: «Один». Тот, кто ловит мяч, должен сказать: «Два», — и потом, бросая мяч следующему играющему, сказать: «Три», — и т. д. Комментарий: игра помогает усвоению навыков прямого счета. Темп игры зависит от развития детей, но лучше, если он будет достаточно высоким. Это будет способствовать концентрации и сосредоточенности детей | Продолжи слово (В. Петрушинский) Цель: развитие речи, внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: дети садятся в круг. Бросая мяч кому-либо, играющий произносит половину слова, а тот, кому он бросил, должен быстро слово закончить. Бросать мяч можно любому ребенку. Комментарий: игра проходит интереснее, если ведется в высоком темпе. Детям постарше можно предложить придумывать разные слова по одному началу: мото-роллер, мото-циклист, мото-р, мото-к; фото-аппарат, фото-ателье, фото-граф, фото-графия, фото-галерея | |
А что потом? (А. Бондаренко) Цель: развитие ориентировки во времени. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: колечко (камешек, любой маленький предмет). Описание игры: дети садятся полукругом. Затем взрослый предлагает им рассказать, как проходит день, что за чем они делают в течение дня. Рассказывать начинает тот, кому взрослый положит в руки колечко, каждый играющий должен назвать одно действие. Если ребенок ошибается, он садится последним. Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут: «Ложусь спать». ⮲ | Комментарий: игре предшествует беседа о режиме дня, о последовательности действий в течение суток, обязательно нужно перечислить все времена суток — утро, день, вечер — и соотнести их с действиями, характерными для этого времени. Взрослый не обязан передавать колечко последовательно, он может пропустить кого-то, а потом вернуться к этому ребенку — это заставляет детей быть более внимательными. Игра может быть включена в процесс сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как многие дети испытывают чувство тревоги, не зная, что их ждет впереди, как скоро могут прийти родители, а такие абстрактные понятия, как «скоро», «через час» детям недоступны. Если же время обозначить через конкретные действия, ребенку будет понятно | |
Добавь слово (А. Бондаренко) Цель: развитие ориентировки в пространстве. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: двое и более. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: Вариант 1. Дети садятся в одну линию (чтобы все предметы по отношению к ним находились в одинаковом положении). Затем взрослый (или кто-то из детей) бросает им мяч со словами: -«Стол (стул, кровать, ваза, горшок с цветами) стоит...». Ребенок должен ответить: справа, слева, сзади и т. д. Если ребенок ошибся, он должен встать, поднять руку и показать этой рукой на предмет, назвав при этом, правая это рука или левая. | Вариант 2. Игра проходит так же, как описано выше, только взрослый загадывает не предмет, а сторону, в которой расположен предмет: «Справа от вас стоит...», а дети должны сказать: «Стол, стул и т. д.)». Комментарий: игре должна предшествовать беседа, в ходе которой дети вспоминают, какая рука у них правая, какая — левая. Детей более старшего возраста можно посадить в кружок, это усложнит игровую задачу, причем в этой игре можно сделать акцент на внимательном отношении к словам сидящих напротив | |
И хорошо, и плохо (И. Барташникова, А. Барташников) Цель: развитие умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый предлагает ребенку (детям), пользуясь категориями «хорошо» и «плохо», оценить явления природы, действия или предметы: — зима, весна, лето, осень; — огонь, солнце, вода, снег, ветер; — есть, спать, гулять, дружить, переезжать в другую квартиру; — чистить зубы, умываться, делать зарядку; — ложка, тарелка, чайник, окно, укол. ⮲ | После того как ребенок ответит на все предложенные вопросы, можно предложить ему самостоятельно назвать какие-либо предметы и охарактеризовать их по той же схеме. Комментарий: часто дети, как и взрослые, «страдают» однотипностью мышления, стереотипностью. Им трудно сразу найти что-то хорошее в чем-то, на первый взгляд, неприятном. Эти стереотипы распространяются, к сожалению, и на восприятие жизни вообще, определяют пессимистичную точку зрения многих людей. Яркое подтверждение этому — известный пример о наполовину полном и наполовину пустом стакане воды. Эта игра учит находить приятное в неприятном, искать выход из проблемы, а не виноватого. | |
Кем был? Цель: развитие мышления, речи, воображения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был... (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д.)?». Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки. | Кто кем будет? Цель: развитие внимания, воображения, мышления,речи. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет... (пока — ученик, подмастерье, яйцо, утенок, желудь, мальчик, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, моржонок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т. д.)?». Комментарий: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т. д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконий ника и т. д. Детям также можно предлагать предметы, объединенные одной тематикой (растения, животные и т. д.). | |
Я положил в мешок Цель: развитие памяти, внимания, операции классификации. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: взрослый начинает игру словами: «Я положил в мешок яблоки», — следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и ананасы», — третий говорит: «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины», — и т.д. Комментарий: игру можно усложнить, предложив детям называть предметы в алфавитном порядке. Для этой игры непринципиальным является то, кто станет победителем. Важно, чтобы у ребенка процесс игры вызывал положительные эмоции. Задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (школьные принадлежности, овощи и т. д.). | Говори наоборот Цель: расширение кругозора и сообразительности, развитие речи. Нарушение: ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: один играющий называет прилагательное, а другой должен придумать слово с противоположным значением. Например: Уродливый — красивый. Мокрый — сухой. Белый — черный. Громкий — тихий. Скучный — веселый. Слабый — сильный. Игривый — тоскливый. Верхний — нижний. Активный — пассивный. Комментарий: детей можно построить зигзагом, чтобы разнообразить их месторасположение. Игра проводится быстро. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов. | |
Только на эту букву (А. Бондаренко) Цель: развитие внимания, грамматического строя речи, произвольности. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 6—7 человек. Описание игры: ребенок загадывает какую-то букву и в дальнейшем на вопрос ведущего должен отвечать только словами, начинающимися на эту букву. Например, девочка Лена выбрала букву С. Ведущий спрашивает: «Как тебя зовут?». Девочка должна ответить: «Света». Отвечать надо быстро, не раздумывая. Вот примерные вопросы: — Как зовут твою бабушку? (Серафима) — Кем работает твой папа? (Слесарем) — В каком городе ты живешь? (В Самаре) — Что там делают на заводах? (Сахар) — А река там какая течет? (Самарка) — Какой твой любимый цветок? (Сирень) — Какую птицу ты любишь слушать в лесу? (Соловья) ⮲ | — Куда ты ездила отдыхать летом? (В Сочи) — Что будешь делать осенью? (Собирать грибы) — Кому принесешь грибы? (Саше) — А что он тебе за это даст? (Сладости) Затем взрослый задает вопросы другому ребенку, и он дает ответы в соответствии с выбранной им буквой. Если ребенок ошибается, назвав вместо имени на загаданную букву свое имя, другие дети молча поднимают руки. Если он ошибается дважды, то его просят, не дожидаясь конца игры, сделать что-либо (попрыгать на скакалке 10 раз, проскакать на одной ножке вокруг стула и т. д.). Ответить на вопросы ведущего должны все дети. Комментарий: вопросы должны быть разными. Это требует от взрослого такой же сосредоточенности, как и от детей. Темп игры может варьироваться в зависимости от характерологических особенностей детей | |
И я (народная) Цель: развитие сообразительности, выдержки, чувства юмора. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончании игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта. Взрослый начинает: — Гуляла я как-то по лесу... Дети: — И вдруг из-за дерева выскочил волк! (Тишина.) — Он лязгнул зубами... (Тишина.) — Я испугалась... — Но в этот момент из-за кустов выехала машина... (Тишина.) | — Волк убежал... (Тишина.) — А я села в машину... — Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась... Комментарий: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего. Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам. — Я принесла новую игрушку. — И я! — Вадик попросил поиграть. — И я! — Я не дала ему игрушку. __ ?.. | |
Как это можно использовать Цель: развитие воображения, творческого мышления. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например: взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, построить кораблик, шапку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д. Комментарий: детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета | Наоборот (А. Бондаренко) Цель: развитие скорости мышления, сообразительности. Нарушение: ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» (можно придумать пары слов: вверх — вниз, далекий — близкий, храбрый — трусливый, клеить — рвать, север — юг и т.д.). Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ. Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча | |
Мячик с путаницей Цель: развитие речи, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: группа из 6—8 человек. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: дети садятся в кружок. Ведущий называет одушевленное существительное, дети должны поймать мяч, а затем бросить его ведущему, назвав при этом глагол, который абсолютно не подходит по смыслу этому существительному. Например: собака... мяукает, медведь... чирикает, врач... стрижет и т. д. Примеры одушевленных существительных: девочка, корова, свинья, птица, архитектор, ворона, бабочка, сталевар, воспитатель, мама, сыщик, клоун, черепаха, кит, рыба, устрица, кошка и т. д. ⮲ | Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Айдара Хусаинова «Городской мальчик в деревне»: — Гав-гав, — закричал я корове, И корова нахмурила брови, — Кис-кис, — промурлыкал собаке, И она приготовилась к драке. — Мяу-мяу, — прошептал я цыпляткам. Разбежались они без оглядки. Как же папа и Радик-абзы1 С ними общий находят язык? Такие игры-путаницы способствуют развитию творческого мышления, учат детей видеть необычное в обычном, а самое главное — не пользоваться стереотипами и штампами. Абзы — по-башкирски «дядя». | |
Цвет Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: трое или более. Описание игры: выбирается водящий и устанавливаются размеры площадки, за пределы которой нельзя выходить. Он становится спиной к играющим, а те образуют полукруг на расстоянии 5—6 м от водящего. Водящий громко называет любой цвет и быстро поворачивается к игрокам. Те, у кого в одежде есть этот цвет или есть предмет этого цвета, должны ухватиться за этот предмет. Дети, у которых нет предмета нужного цвета, убегают от водящего. Если водящий дотронется до кого-то из них, осаленный игрок становится водящим. Комментарий: если игра проводится в помещении, оно должно быть достаточно большим, чтобы предотвратить столкновения в процессе игры. Также необходимо убрать с игровой площадки все лишние предметы. | Я знаю Цель: развитие ловкости движений, развитие мышления. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6-10 лет. Количество играющих: 2—5. Необходимые приспособления: резиновый мяч. Описание игры: ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять... (цветов, городов, стран, растений и т. д.)», — и перечисляя названное. Если ребенок ошибается или уронит мяч, очередь переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто первым сделает все правильно. Комментарий: усложнить игру можно, если бить мяч не ладошкой, а ребром ладони, тыльной стороной руки и т. д. Мальчики могут подбрасывать мяч ногой, как футболисты. Можно также усложнить игру, если к заданию добавить условие: пройти такое-то расстояние, пока называешь предмет | |
Поезд (И. Томашпольская) Цель: развитие мышления, операций анализа и синтеза. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4,5—8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов. Описание игры: картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях. Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами. | Муха (И. Томашпольская) Цель: развитие цветовосприятия, умения ориентироваться на плоскости. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: от 2-х лет. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: квадрат размером 5x5 клеток, окрашенных в разные цвета, фишка, на которой нарисована муха. Описание игры: фишку с мухой ставят на центральную клетку, затем ведущий говорит, что муха вышла погулять и называет маршрут мухи (в каком направлении и насколько она продвинулась). После 3—4 ходов дети должны сказать, на клетке какого цвета сидит муха, клетка какого цвета находится справа, слева и т. д. Комментарий: вопросы взрослый задает детям вразброс, а не по очереди, чтобы они удерживали внимание и были сосредоточены. Кроме того, детям младшего возраста игра поможет освоить эталоны цвета. | |
Обезьянки (И. Томашпольская) Цель: развитие внимания, памяти, координации движений. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 1,5—7 лет. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть в обезьянок. Обезьяны любят повторять движения, передразнивать. Ведущий складывает из счетных палочек какую-либо фигуру, а затем предлагает детям повторить ее. Комментарий: чтобы повысить эмоциональную насыщенность игр, можно увеличить ее темп. Для детей 6-7 лет игру можно усложнить, если не предлагать готовый образец, а описывать задуманное. Например: «Я хочу построить домик, основой которого будет прямоугольник, а крыша будет треугольной», — и т. д. | Измени конец сказки (И. Климина) Цель: развитие воображения. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: все необходимое для рисования. Описание игры: ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его. Комментарий: в игру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка | |
Сложи сказку (И. Климина) Цель: развитие воображения, мышления. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 6—7 человек. Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам. Описание игры: 1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет. 2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет. Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное — дать им возможность оторваться от стереотипов. | Видеоскоп (М. Сигимова) Цель: развитие зрительной памяти. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа (4—10 человек). Необходимые приспособления: 2—3 картинки с несложным сюжетом. Описание игры: дети рассаживаются в круг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза. Комментарий: для детей 5-ти лет временной промежуток можно увеличить до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок.С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти. | |
Делаем по-разному Цель: развитие мышления, воображения, внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: любое. Описание игры: дети показывают, как можно сделать что-то по-разному. Например: идти — быстро, прогуливаясь, вприпрыжку, устало; прыгать — через скакалку, на одной ножке, через барьер, в высоту и т. д. Комментарий: команду к выполнению какого-либо действия может давать взрослый, а может и кто-то из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей, можно ввести дополнительное правило: ребенок, не успевший быстро сменить движение, выбывает из игры. | Мой необыкновенный фотоаппарат (М. Сигимова) Цель: развитие внимания, активного словаря. Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети соединяют указательные и большие пальцы рук в виде фотоаппарата, а затем сквозь него рассматривают окружающие предметы и рассказывают о том, что они видят, пытаясь не упустить подробностей. Затем расширяют рамку и рассказывают, что изменилось. Потом пытаются «фотографировать» в движении и запомнить движущуюся картинку. После этого можно посмотреть вокруг, придвигая и отодвигая «фотоаппарат». Увиденное обязательно сопровождается рассказом. Комментарий: игра развивает у детей способность видеть в обычном необычное, замечать детали привычной обстановки. Необходимо стимулировать детей к развернутому рассказу, с использованием разных частей речи. На это следует особо обратить внимание, так как речь современных детей очень бедна. Если рассказ у ребенка не получается, ему нужно помочь наводящими вопросами и подсказками, дать образец. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие познавательных процессов и мыслительных операций
в картотеке представлены игры на развитие памяти, внимания, мышления, которые можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной и подгрупповой деятельности детей в ...
Картотека игр на развитие познавательных процессов.
Использование игровых заданий, упражнений благоприятно влияют на организм детей.Развивают восприятие, память, внимание, речь и мышление, воображение и фантазию, создают положительный настрой и снимают...
Картотека игр на развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы
Подборка игр на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы...
Картотека игр по развитию познавательных процессов
Для родителей и педагогов...
Картотека игр на развитие познавательных процессов
Старшие и подготовительные группы...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. Успех в школьном обучении во многом зависит от качества и умений, которые сформиро...
картотека игр на развитие познавательных процессов
Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения.Предлагаемые упражнения не потребуют больших затрат времени и подготовки. Некоторые из н...