Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые шесть лет жизни ребенка. Позднее обучение-звуковой дифферентации будет затруднительным, и ребенку будет намного труднее распознавать звуки по высоте и по тону. Таким образом, именно в этот период имеет смысл вооружать ребенка музыкальными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Один из лучших музыкальных инструментов для формирования музыкальных способностей - ксилофон. Постарайтесь остановить свой выбор на инструменте с деревянными пластинами. Качество звучания очень важно, так как любая фальшивая нота или аккорд мешают музыкальному развитию ребенка. Кроме того, не имея достойного образца, он никогда не научится хорошо разбираться в музыке.
Связь между пластинками и высотой звучания ксилофона может быть вполне очевидна для взрослого человека, но для ребенка остается загадкой. Он может многому научиться, экспериментируя самостоятельно, но мы бы хотели предложить вашему вниманию некоторые характерные игры, с помощью которых освоение инструмента пойдет лучше, успешнее.
1. Ребенок сидит рядом и внимательно наблюдает, как медленно и отчетливо взрослый ударяет по пластинке ксилофона. Попросите малыша показать пластинку, по которой вы только что ударили. Если это окажется трудным для него, попробуйте снять большинство пластинок ксилофона, оставив несколько. Лучше всего начать обучение со средней «си».
2. Теперь ударьте по пластинке, звук которой выше, и проверьте, сможет ли ребенок ее вам указать. Спросите его, одинаково ли звучали нотки. Чтобы помочь ему, проиграйте их еще раз, но не более четырех раз подряд.
3. Когда малыш научится различать звуки по высоте, настанет черед для музыкального стана. Для образности можно смастерить лесенку со ступеньками. Они должны быть достаточно большими, чтобы поместился игрушечный медвежонок или любая другая игрушка ребенка. Для этой цели можно также использовать обычную лесенку или ступеньки. Пусть ребенок перемещает медвежонка, начиная с нижней ступеньки, проходя поочередно через все. На каждую ступеньку приходится одна нотка. Одновременно с передвижением игрушки вы начинаете играть с нижней нотки, не пропуская ни одной, доходите до самой верхней. Повторите эту забаву вместе с ребенком несколько раз. Затем используйте этот прием в новой игре, но начиная уже с верхней нотки и постепенно спускаясь вниз. И, наконец, попробуйте перепрыгивать с медвежонком с верхней на среднюю и наоборот.
4. Самое сложное задание для ребенка - найти для медвежонка ту ступеньку, которая бы соответствовала звуку пластинки, по которой вы ударяете. Это достаточно трудное задание, даже если ребенок видит, по какой именно пластинке вы ударили. Можно облегчить это задание для ребенка, предварительно разрисовав соответственно ступеньки и планочки в разные цвета или расклеив картинки на них. Чередуйтесь с малышом в выполнении этих заданий. Дополнительно можно пропевать нотки. Наряду с умением различать звуки по высоте, важно научить ребенка различать качество звучания.
Здесь может пригодиться ксилофон. Вам нужно лишь изготовить не-сколько молоточков из различных материалов — дерева, пробки, резинки, металла и т.д. С их помощью, меняясь ролями с ребенком, вы можете угадывать, какой именно молоточек ударил только что по пластинке ксилофона.
Вскоре дети научатся понимать связь между различными молоточками и качеством исходящего звука при ударе по пластинкам инструмента. В шесть лет и старше дети могут разыгрывать симфонию, составленную из различных комбинаций звуков и записанную на магнитофон. Для этой затеи предложите им различные предметы и материалы. Пусть они используют сильно утрированную форму классической музыки - симфонии: тихая часть приходит на смену громкой, спокойная на смену быстрой, жизнерадостной, и в заключении громкая драматическая концовка.
У всех детей наблюдается врожденный интерес к музыке, к звукам: малыши любят музыку и могут тихо лежать, прислушиваться к играющей пластинке. Но перерастет ли этот интерес в любовь к музыке и желание творить ее самому, зависит в какой-то мере от взрослых.
На одной из детских пластинок я услышала такие слова:
Когда поет дрозд - это музыка,
Когда звенит телефон - это музыка,
Когда ты слышишь, как дождик стучит по оконному
стеклу – это мелодия счастья.
Музыка вокруг нас, она в любом звуке.
Главный смысл этой песенки в том, что нас всегда окружают звуки — стоит лишь прислушаться. Вы можете предложить даже своему сыну или дочери послушать тишину. Сядьте рядышком и прислушайтесь к звукам, на которые вы раньше не обращали внимание. Возможно, это занятие рассмешит малыша или он начнет хныкать через пару минут, но, может быть, он услышит, как тикают часы или ветка стучит в распахнутое окно. Это, конечно, не совсем то, что называется музыкой, но первая ваша задача - научить ребенка слышать звуки.
Когда дети обучаются игре на музыкальных инструментах в школе или студии, они обычно начинают с ударных инструментов: тамбуринов, треугольников, барабанов. Слушать и отстукивать ритм - и ничего более - это первый шаг к музыке. Так же как и музыка, ритм сопровождает нас повсюду. Нужно лишь выделить его и познакомить с ним ребенка. Во время чтения стихов делайте акцент на ударных словах, подкидывая ребенка на коленях или в такт, похлопывая его по спине. Покачивайте малыша в ритм песни. Позже пусть он делает это сам. Покажите ему, как отбивать ритм пальчиками по поверхности стола или прищелкивая языком. Пусть он танцует. Он может изображать «часы». У многих детей это получается произвольно. Особое удовольствие они испытывают, если кто-то присоединяется к ним. Поставьте пластинку, и пусть ребенок танцует и прихлопывает в такт вместе с вами. Если это занятие доставляет ребенку радость, попробуйте водить ребенка на уроки танцев.
Знакомя ребенка с разными звуками, дайте ему возможность воспроизвести их. Простучите для начала самый простой ритм детской песенки и попросите малыша повторить его. Помните, что музыкальная фраза должна быть совсем короткой, так как и память у малыша еще «коротка». Затем дайте ему жестяную банку с сухими бобами или самодельный барабан из жестяной коробки. Пусть он воспроизведет то, что услышал.
Следующей ступенькой к музыке может быть ваше пение (пусть даже и не самое правильное), так как вы являетесь постоянным примером для малыша. Некоторым детям уже к трем годам удается улавливать и запоминать мотив песенки. Другим - много позднее или, увы, совсем никогда.
В продаже немало различных игрушечных музыкальных инструментов: от гармоники до магнитофона, но не стоит торопиться с покупкой. Для двух трехлеток верно взятые нотки менее важны, чем разнообразие способов извлечения звуков: на этой стадии они учатся слушать различные звуки, а не воспроизводить мелодию. Приобретенный к трем-четырем годам ксилофон хорошего качества или электроорган позволит ребенку экспериментировать и открывать для себя гармонию звуков, различать октавы и сочинять свои собственные мелодии.
В том случае, если музыка серьезно увлечет вашего малыша, можно купить настоящий музыкальный инструмент. Японский метод Сузуки предлагает начинать обучение игре на скрипке с двухлетнего возраста, с самого начала давать им снова и снова повторять простые мелодии без всякой предварительной теоретической подготовки. Выбор скрипки непростое совпадение в мелодии Сузуки. На концертах она прекрасно звучит, как бы проста не была мелодия, в то время как пианино скорее сольный инструмент, не пригодный для группового исполнения музыки. Всеобщая поддержка (не путайте со стадным инстинктом) при совместном музицировании и элементы соревнования играют важную роль в привлечении детей к настоящему искусству.
Совершенно ясно, что если занятия музыкой начать слишком рано и относиться к ним формально, то талант малыша задушить в зародыше. Подобное общение со взрослым и слишком длительная концентрация внимания еще не по силам ему. Он быстро утомляется. Но если все-таки такое уроки музыки доставляют ему радость, постарайтесь дать ему возможность заниматься ею всерьез. Вы окажите ему плохую услугу, если позволите вольные эксперименты с выбранным вами инструментом. Перед тем, как начать музицировать, ребенок должен открыть для себя музыку.
Предлагаю следующие развивающие игры:
1. «Пузырь» (5-6 лет). Это развлечение трудно назвать музыкальным, но оно вполне подойдет для этой цели. Наполните водой большое ведро. Пусть ребенок попробует гудеть, опустив в него соломинку. Еще лучше, если вы дадите ему резиновый шланг или пластиковую трубку и позволите заниматься этим во время купания в ванне.
2. «Бумага и расческа». Это старинное развлечение, но большинство детей любят его и сегодня. Не забывайте, что ребенок должен гудеть, а не дуть.
3. «Бумажный тамбурин» (бубен). Пробейте гвоздиком дырочки в пробках от пивных бутылок. Пусть ребенок свяжет их попарно и закрепит по окружности бумажной тарелки.
Ценность перечисленных игр заключается в слуховом различии звуков и мускульном контроле.
4. «Музыкальные банки». Даже взрослые получают удовольствие от помешивания ложкой в стакане воды, от получаемого музыкального эффекта. Маленьким детям нравится это вдвойне. Во-первых, они в восторге от производимого шума, во-вторых, от чувства первооткрывателя этого явления. Но если вы предложите ребенку 10-12 одинаковых бутылок, поставленных вряд (бутылок из под молока или банок из под варенья), и несколько разных барабанных палочек и кувшин с водой, у него будет возможность для собственных систематических экспериментов, меняя при этом уровень воды в бутылках. Если при этом немного покрасить жидкость вареньем или соком, то будет еще интереснее! Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполненностью бутылки.