Консультация для родителей "Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Голубицкая Людмила Николаевна

Консультация для родителей в помощь педагогам "Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становиться осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на социальное развитие ребенка. При отборе материала для предметно-пространственной среды большое значение имеет его познавательная ценность. Наиболее целесообразный путь социального развития детей раннего возраста – это расширение опыта с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью, так как первые подлинные обобщения предметов по их назначению, функциям и т.д. сначала возникают у детей практически, в действиях с ними, а затем закрепляются в слове.

Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. При создании среды развития необходимо учитывать антропометрические, физиологические и психологические особенности детей того или иного возраста.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти свое занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Дети второго-третьего года жизни плохо реагируют на пространственные изменения в группе, поэтому предметно-игровой материал, дидактические пособия должны иметь постоянное место. Малыши еще не умеют хорошо взаимодействовать друг с другом, предпочитая игры рядом, но не вместе. Обычно каким-либо видом деятельности может одновременно заниматься не более 2-3 детей.

Нужно создавать для малыша такие условия, чтобы он мог использовать различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать их заместители, обозначать словами замысел игры и понимать ее условность. Кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который обслуживает игру, - предметы-заместители. В качестве предметов-заместителей могут использоваться отдельные детали вышедших из употребления игрушек – колечки от пирамидки, часть бочонка, а также пластмассовые крышки, флаконы, банки, природный материал.

Необходимо помнить, что основной толчок к действию ребенка раннего возраста – внешний стимул. Поэтому материалы должны быть крупными, яркими, внешне привлекательными. Менять их нужно не реже одного раза в неделю. Не следует выкладывать все материалы сразу. Развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор детей театральные игрушки. Карнавальные шапочки-полумаски побуждают малыша выразительно передавать движения, характерные для данного животного, способствуют развитию речи.

Игрушки, изображающие предметы бытовой техники, технические игрушки (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения), конструкторы и наборы строительных материалов способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству.

Чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку, элементарному счету и т. д. нужны специальные дидактические игры. Рекомендуется собственно дидактические игрушки для дальнейшего закрепления представлений о форме, величине, цвете, массе предметов, их расположению в пространстве.

Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке хорошо использовать музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и голосовые книжечки.

Для детей 2-3 года жизни уже необходимо предоставлять возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Для этого подойдут конструкторские и строительные наборы (напольные и настольные), легкий модульный материал.

Создание предметной среды для продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивной) способствует проявлению детской активности, стремлению к самостоятельности, желанию создавать что-то своими руками – нарисовать, вылепить, сконструировать.

Для стимулирования двигательной активности ребенка необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование: мячи, горки, качели, гимнастические маты.

Таким образом, ранний возраст- это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Удовлетворение этой потребности, база, заложенная в этом периоде, во многом определяют успешность ребенка в будущем. Задача взрослых – ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ним замечательные возможности. Огромное влияние в этом оказывает окружающая среда, специально организованная взрослыми, где нет лишних или случайных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая среда в группе детей раннего возраста.

Из заметки можно узнать, как и с какой целью можно организовать в группе уголок с висящим каскадом....

Консультация. Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста

Консультация. Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста...