"Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Ольга Сергеевна Житихина
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГАУ ДПО РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИКИ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
Начальное и дошкольное образование в современном меняющемся мире Материалы Всероссийской научно-практической конференции
Житихина О. С. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…5 декабря 2019 года 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Житихина Ольга Сергеевна

МОУ СОШ №35(предшкола) - воспитатель

Аннотация. Художественная литература раскрывает в ребенке мир разнообразных чувств и взаимоотношений. Развития мышления, речи, нравственных качеств и обогащения словарного запаса. Воспитывает умение, слушать, следить за развитием сюжета, отвечать  на вопросы по содержанию сюжета, сопереживать героям сказок. Приобщать детей к рассматриваю иллюстраций в книгах, побуждать их называть знакомые предметы и называть их.

Ключевые слова. Художественная литература, дошкольный возраст, всесторонние развитие, морально- ценностные ориентиры, развитие речи.

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребёнок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или ситуацией предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребёнок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.  

Особое место в развитии ребёнка занимает ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру и интереса к книге.  Исследование ученых показали (А.В. Запорожец, Т.И. Титоренко, О.О. Хоменко) дети лучше чувствуют границы между сказочными и реалистичными жанрами, ощущают законы сказочной фантастики. В связи с этим на данном этапе формируются первые познания о некоторых особенностях жанра. В данный возрастной период хорошо развито воображение, оно становится независимым, что помогает понятию авторского замысла, создает правильное виденье героев и событий, воспитывает эстетические чувства. Для восприятия произведения ребёнку уже не требуются иллюстрации к каждому сюжету, как это было необходимо на предыдущем этапе. [10; 45]. По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать [5, с. 58]. Эмоциональность ребёнка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у детей сознательных форм выразительности речи, поэтому необходима  специальная работа, чтобы научить ребёнка способами выражения в слове определенного художественного содержания.

Культура речи- явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком (Б.Н. Головин, Г.А. Золотова, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев).[1] Огромное влияние, которое может оказать эстетическое восприятие художественного произведения на ребёнка, приводит к тому, что ребенок приобретает отдельные знания и умения, формируются психические процессы, но и изменяется отношения ребёнка к действительности. Правильное донесения до ребёнка литературного произведения помогает ему осознать прослушание и глубже пережить содержание художественного произведения.  Только при целенаправленном педагогическом руководстве можно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребёнком содержание и средств художественной выразительности.

Для развития интереса у детей к поэзии, необходимо представить их вниманию высокохудожественные произведения, а при ознакомлении с ними использовать такие приемы, которые обеспечили бы эстетическое восприятие детьми стихов, развивали у них поэтических слух, активизировали мыслительные процессы.  Восприятие стихотворных произведений, позволяет подготовить детей к пониманию эмоционального содержания, обогатить их словарь образными выражениями.

               Флёрина Е.А., видела тесную зависимость между развитием эстетического восприятия и художественным творчеством. Она подчеркивала, что наше художественное восприятие имеет в виду на пассивное эстетическое любование, а включение красоты и искусства в деятельную творческую жизнь ребёнка.

В широком понимании слова образность к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребёнка интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные средства в своей речи и при создании собственных сочинений становится одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве. Формировать эмоциональный отклик на обзорное содержание литературных и фольклорных произведений влияет на построение связных высказываний и использование образных средств. У детей значительно повышается уровень логического и наглядно- образного мышления, так как усвоение переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях, дает мощный толчок мыслительной деятельности.  Ко всем занятие нужно подобрать фольклорные, литературные и музыкальные произведения, углубляющие впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляющие их находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.

Изучив методическую литературу и работы учёных можно сделать выводы:  речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, предположения, желания. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт. На занятиях не принимать односложные ответы детей, давать возможность отвечать развернуто, используя только что выученные слова и понятия.



Список литературы

  1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.
  2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.
  3. Гурович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.
  4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга» М., 1999.
  5. Дошкольная педагогика. / Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 2012
  6.  Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников»Учебное пособие. 2-е издание. М.: Академия, 2008.
  7. Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка»Дошкольное воспитание. 2007, №6.
  8. Езикеева В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.
  9. Жигулев А. «Пословица в развитии речи дошкольника» Дошкольное воспитание, 1975, №7 – 10.
  10. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г
  11. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004.
  12. Федоренко Л.П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2007.


[1] Ушакова О.С. ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изн., допол. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 288 с.- (Развитием речи).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...