Рабочая программа воспитателя на 2020-2021 г.г
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Татарский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: Речевое развитие детей в педагогической системе М. Монтессори
(тема)
Выполнена студентом (кой) Ниной Александровной Аксёновой
(И.О.Фамилия)
507
(номер группы)
Основная профессиональная образовательная программа по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
(шифр и наименование специальности/профессии)
Форма обучения: Заочная
Руководитель: Светлана Михайловна Некрасова ____________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Работодатель (социальный партнер):
____________________________ ______________
(организация, должность И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Заведующий кафедрой:________________________________________
г. Татарск 2018 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
2.Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе…… 10
Заключение………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………… 33
Приложение №1……………………………………………………………… 34
Приложение №2……………………………………………………………… 48
Введение
«Помоги мне сделать это самому!».
Главный принцип системы М. Монтессори.
В соответствии с «Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования» содержание дошкольного образования должно быть направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, владение речью как средством общения и культуры.
Результатом этого становится актуальна проблема развития речи и коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста с социумом.
Дети стали очень плохо говорить и зачастую это из-за того, что плохо развита мелкая моторика рук, артикуляционный аппарат.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом возрасте складываются основные достижения этого периода - произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь. Использование элементов педагогической системы Марии Монтессори в работе с дошкольниками позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности ребёнка, максимально учитывая его индивидуальные особенности.
Следовательно, проблема состоит в определении и выборе оптимальных педагогических методик, упражнений по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Названная проблема определила выбор темы: «Речевое развитие детей в педагогической системе М. Монтессори».
Цель исследования: рассмотреть практические и методические основы развития речи детей в педагогической системе Марии Монтессори.
Субъект воспитания (обучения): дети от рождения до школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогической литературы по проблеме исследования. Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели были сформированы следующие задачи исследования: 1.Провести, рассмотреть теоретический анализ, синтез, обобщение литературы в изучении сущности и особенности педагогической системы М. Монтессори.
2.Рассмотреть сходство либо различия системы М. Монтессори со стандартом нового поколения – ФГОС ДОО.
3.Изучить развитие речи детей по системе М. Монтессори.
Объектом исследования: процесс формирования речевого развития у дошкольников.
Практическая значимость: изучение и использование материалов по педагогической системе Марии Монтессори в педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования: речевое развитие детей дошкольного периода в педагогической системе М. Монтессори.
Теоретическая значимость. Значимость базовых ценностей, таких как: права каждого ребенка быть субъектом обучения; факта, что в образовании велика роль личностного компонента, его содержание создается индивидуально каждым человеком; необходимости осуществлять в образовательном процессе гармоничное сочетание знаний и нравственности, тем самым готовя ребенка к взаимопомощи и сотрудничеству с другими людьми, для российской системы образования создает предпосылки для адаптации педагогической системы М. Монтессори, но поднимает вопрос о наличии психологического и методико-дидактического механизма реализации этих ценностей в реальном образовательном пространстве России.
1.Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС ДО
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.). Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Различают четыре вида речевых умений:
- Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
- Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
- Умение излагать свои мысли в письменной речи;
- Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
Первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха
- развитие лексики
- формирование грамматики речи
- развитие связной речи дошкольников
- обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету
- знакомство с различными жанрами детской литературы
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Методы работы по развитию речи дошкольников:
Метод обучения по образцу (имитационный):
- обучение произношению, интонациям
- составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
- составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение),пересказ литературных произведений.
Метод проблемный:
- вопросы, творческие задания
- упражнения, дидактические игры и др.
Метод коммуникативный:
- беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
- создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
- ролевые игры, экскурсии
- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.
Из этого следует, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем лучше и богаче будет развита речь ребёнка, расширится круг общения и взаимодействия. Ребёнок, овладевший хорошей, богатой развитой речью до школы, будет чувствовать себя свободным и полноценным ребёнком. Он не будет стесняться других детей, у него хорошо развита память и мышление, ему легче высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими его людьми. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.
2.Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?
В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.
Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.
Е.И. Тихеева говорила «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»
Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты — предложения, слова и т. д.
Л.С. Выготский писал: «В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений».
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Причинами низкого речевого уровня являются:
1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.
2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
3. Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
Для успешного развития речи необходимо:
1. Интересно организовать жизнь ребёнка.
2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.
3. Создавать соответствующую обстановку.
4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.
Исходя из вышесказанного, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.
1.В общении с взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать детям образцы правильной литературной речи:
• речь сотрудников должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
• в речь включены разнообразные образцы речевого этикета.
2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
• следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдать за темпом и громкостью речи детей.
3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:
• создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
• помогать ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
• знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.
4. Развивать связную речь:
• побуждать детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;
• организовывать диалоги между детьми и взрослыми.
5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и поощрять детское словотворчество.
Но не только эту проблему нужно решать в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями.
Таким образом, ранний и дошкольный возраст самый благоприятный период для развития устной речи, т. к именно в этот момент закладывается
«фундамент» для письменной формы речи и последующих речевого и языкового развития ребёнка.
3.Методика Марии Монтессори: её сущность и особенности
Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения педагогов, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорики, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В период раннего детства важно и нужно развивать те умения и навыки, которые потребуются ребенку позже, при овладении навыков письма, формировании правильной речи, для развития мышления, воспитания чувств. Эти умения можно формировать в ходе разнообразных игр и упражнений, в которых происходит накопление двигательного и чувственного опыта, развивается мелкая моторика, активизируется речь.
Монтессори создала педагогическую систему, в основу которой положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности, максимально приближенная к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, педагог. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Педагог же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
Главная цель педагогики Монтессори: воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом.
Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу .
Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки) и очень многое другое….
При развитии у детей навыков речи, очень важно, чтобы те слова, которые они слышат, были не чем-то абстрактным, а называли им какое-то прочувствованное понятие. Для этого нужно играть с детьми в игры-разговоры и игры-вопросы. При этом ребенок начинает вживаться в речь, учится сочинять свои истории, упорядочивать мысли и строить логически связные предложения. Развитие речи всегда сопровождается развитием мышления, поскольку оба навыка тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними. Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста.
Во всем мире интерес к ее идеям то поднимался, то спадал, тем не менее они не только нашли применение и развитие, но и оказали существенное влияние на современное образование. С конца 80-х-начала 90-х гг. ХХ в. В связи с происходящими в обществе процессами демократизации в обществе процессами демократизации и тенденцией гуманизации отечественного образования происходит возрождение системы М. Монтессори и распространение ее в различных регионах России. Ребенок постепенно становиться субъектом образования, а не объектом воздействия на него взрослых.
Из вышесказанного, понятно, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, нужно дать ребёнку свободу, чтобы он учился жить, творить, накапливая при этом свой жизненный опыт, но эта свобода должна быть не «от», а «для». И, конечно, обязательное присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ними.
4.Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
Убежденный противник классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети.
Наряду со специальной профессиональной подготовкой педагога М. Монтессори придавала особое значение организации в детском саду и школе развивающей предметно-пространственной среды: «Подготовка среды и подготовка учителя есть практический фундамент нашего воспитания». Перечислим основные правила создания подобной среды, хорошо известные Монтессори - педагогам всего мира.
При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение как таковое; помещение как место работы; помещение как общественное место. Она приблизила обстановку комнат - групп в домашнюю, заменив всю мебель практически на комфортную домашнюю: мягкая мебель, коврики, диванчики и т.д. Этот метод порвал со старыми традициями: он уничтожил скамью, ребёнок не должен больше сидеть неподвижно и пассивно слушать педагога.
Широкое применение дидактических средств, созданных Монтессори, - так называемых материалов - достаточно быстро дало поразительные результаты. Непрерывно экспериментируя - не над детьми, а только над материалами, - она все более и более совершенствовала их. Метод наблюдения покоится на одном главном основании, на свободе воспитанников в их самопроизвольных. Непосредственных проявлениях.
И эта свобода не только внешняя обстановка, но и средство воспитания. Если ребенок неловким движением опрокинет стул, который с шумом рухнет на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости; это же движение, случись оно среди неподвижных скамеек, прошло бы мимо его внимания. Таким образом, у ребенка имеется средство поправлять себя, и, делая это, он получает наилучшее свидетельство умения, приобретенного им: столики и стульчики стоят неподвижно, без шума, на своих местах. Нетрудно видеть, что ребенок научился управлять своими движениями.
Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. М. Монтессори создала дидактические материалы, которые, будучи важнейшей частью "педагогической среды", становились органичной частью жизнедеятельности ребенка. Они служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте .
Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребенка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений, обогащали и активизировали родную речь.
Пространство для занятий по Монтессори разделено на пять зон, которые запросто можно организовать в домашних условиях.
Зона развития практических навыков. Завязывание шнурков, работа с пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка – все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания, находятся на этом участке. В практической жизни ребенок приобретает навыки самообслуживания и ухода за собой (обучаются застегивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, застегивать ремни на специальных стендах-пособиях); закрепляют культурно-гигиенические навыки (мытье рук, чистка зубов, чистка обуви); осуществляют уход за окружающей средой (пересыпание, переливание, мытье посуды, вытирание стола, подметание); получают навыки социальной жизни.
Зона сенсорного развития. Здесь подобраны материалы, которые задействуют органы чувств ребенка: слух (музыкальные инструменты), зрение (разноцветные игрушки), обоняние (вкусовые, пахнущие баночки), осязание. Играя с материалами этой зоны, ребенок учится различать предметы по характеристикам. В процессе занятий развивается внимание, память, мелкая моторика и речь.
Основная цель использования этого материала – усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений, уточнение своих чувств, при помощи которых ребенок упражняет: внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является не знание, а верные и точные пути- навыки распознания [прил.№2,рис.1-2].
Зона математического развития. Собранные здесь предметы и игрушки знакомят ребенка с понятием количества (один-много), фигурами, развивают пространственное и логическое мышление. На этом участке самое место конструкторам, кубикам и матрёшкам. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно математические действия на сложение, вычитание, умножение и деление [прил.№2,рис.3].
Зона естественно-научного развития (космоса). Материалы этой зоны знакомят детей с окружающим миром: мир растений, животный мир, география, солнечная система. Здесь можно поставить глобус, карты, растения, организовать «живой уголок»[прил.№2,рис.4]
Зона языкового развития представляет собой подборку книг и пособий с заданиями, развивающих речь и письмо. Материал в языковой зоне имеет особое значение, так как шаг за шагом позволяет расширять языковое развитие и образование детей. Дети, например открывают для себя, что слова состоят из звуков, которые с помощью специальных знаков(букв) можно сделать видимыми. Эти ключи ведут детей к осознанному овладению родной речью. Родной язык для детей исключительно важен - он даёт им реальный доступ в мир, а также пробуждает интерес к изучению других языков
Помощь саморазвитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму и чтению, математика, а также раздел, посвященный так называемому космическому воспитанию - знакомству с окружающих миром и человеческой культурой.
Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи. Значительный интерес представляет также подход М. Монтессори к обучению дошкольников письму и чтению. При этом обучение письму в системе Монтессори, на основе использования определенных методик, предшествует обучению чтению, что уже само по себе было и остается инновационным в дошкольной педагогике.
Таким образом, развивающая среда, разработанная М. Монтессори содержит 5 основных уголков, каждый из которых имеет свою задачу и направленность, богатый выбор наглядностей и упражнений. Это очередное сходство со стандартом ФГОС ДО даёт право на существование этой методики. Современные детские сады очень многие используют в своей работе с детьми элементы системы М. Монтессори.
5.Задачи обучения детей родному языку в дошкольном периоде по системе М. Монтессори
Главные цели обучения родному языку - расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. Это не только цели родителей и педагогов, но и потребности ребенка в сензитивный период восприятия языка. Речь организует познавательную деятельность и понятийное мышление. Чтобы ребенок мог полноценно общаться и расширять представления об окружающей его жизни, он должен овладеть речью. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, их сочетания и парадигматику, но бесконечное множество понятий и отношений. Дети усваивают из родного языка и способов его употребления воззрения на предметы.
Не секрет, что нет особого периода в жизни человека, когда он только и делает, что изучает язык. Это происходит в каждый момент его жизни, с самого рождения. В дошкольном детстве очевиден перевес в сторону усвоения устной речи (говорение, слушание), а в школьном – в сторону письменной (чтение и письмо). Вместе с тем, Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая и овладение родным языком.
Обучение родному языку начинается с овладения устной речью. Для трехлетки это – развернутая фраза, хорошо интонированная, понятная окружающим людям. Для пятилетнего карапуза важен богатый словарный запас, чистое звукопроизношение, умение пересказывать. В Монтессори-педагогике, как и в традиционных методиках обучения чтению, принято уделять много времени различению звуков речи на слух, так как заучивание букв и слияние их в слог предполагает развитый фонематический слух.
Эта методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности малыша, дающая ему свободу выбора. В таких группах малыш научится читать и писать грамотно и в соответствии с темпами своего индивидуального развития. Выпускники Монтессори-групп владеют беглым чтением текстов разной сложности, разобрать слово по составу, найти члены предложения, с удовольствием изучают энциклопедии, умеют подготовить небольшой доклад к занятию, написать его самостоятельно. Даже если родителям не близка идея обучения письменным буквам, сам принцип последовательного обучения письму и чтению можно применить и к печатным буквам – вреда от этого не будет. Учиться читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от чтения человек должен получать удовольствие. Давайте будем радовать своих малышей!
Самый интересный для маленьких детей навык — навык общения. С первых дней жизни ребенок слышит, как разговаривают окружающие его люди, и привыкает к определенным звукам. Постепенно он запоминает речевые обороты, которые используют взрослые и в его сознании формируется подготовительная среда для развития речи. По этой причине дети начинают рано говорить в тех семьях, в которых члены семьи много общаются между собой и ребенком. К началу детского сада, ребенок уже находится в сензитивном периоде развития речи. В этом периоде дети испытывают огромное желание пополнять свой словарный запас.
До пяти – шести лет ребенок недостаточно владеет языком, на котором разговаривают окружающие его взрослые. От рождения и до этого времени у малыша длится так называемый сензитивный период развития материнского языка. Для взрослых владение языком – важнейшая необходимость и пожалуй, нет здоровых взрослых людей, которые не умели бы говорить и понимать речь других.
Вряд ли кто-нибудь усомнится, что развитие речи ребенка естественным образом связано с процессом становления его мышления. Сначала – некое впечатление, воздействующее на органы чувств. Затем внутреннее ощущение, рождающее представление. Затем – запоминание его в сознании. И наконец – анализ и синтез, то есть, собственно, процесс мышления.
Педагогическая система М. Монтессори ставила свои задачи по изучению родного языка у дошкольников:
- Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.
- Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
И через многие годы они стали актуальны и в нашей системе образования ( ФГОС речевое развитие):
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Без особого напряжения, только «живя», ребенок абсорбирует (впитывает, поглощает) всё, что его окружает, включая язык. Задача взрослых - создать условия для такого «впитывания». Мария Монтессори выделяла две фазы:
- от рождения до трёх лет- бессознательное «впитывание»;
- от трёх до шести лет- осознанное «впитывающее мышление».
Открытие, что ум ребёнка способен впитывать подобно губке, совершило настоящую революцию в области воспитания и образования. Теперь понятно, почему первый период человеческого развития, в котором формируется характер, является таким важным. Функция взрослого, который выступает как образец, как «модель» для подражания, имеет тоже важнейшее значение, особенно в каждодневном социальном поведении. И если дети увидят в поведении взрослых и переживут позитивные проявления, это благотворно скажется на всем их дальнейшем развитии.
Ученые уже давно научились подробно описывать сензитивный период в жизни ребенка, по каждому поколению родителей интересно знать основные его точки. Обычно мы ждем не дождемся, когда малыш начнет произносить слоги, затем скажет первое осмысленное слово, затем маленькую фразу и так далее. Потом мы будем старательно пытаться понимать, что именно ребенок сказал на своем «детском языке». И затем увидим, как замечательно складно рассуждает шестилетний ребенок.
Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде, чем чтением. Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно.
Наблюдение за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно назвать материальными для развития «интуитивного чтения», так как целью работы с ними является, прежде всего развитие языковой интуиции.
Таким образом, хорошо подобранный дидактический материал играет огромную роль в развитии речи ребёнка. Весь смысл работы состоит в том,
что говорит ребёнок, а педагог лишь поправляет и наблюдает. У детей есть выбор свободы, дети заинтересованы. Правильно подобранная методика и сотрудничество педагога и детей приносят хорошие результаты.
Педагогическая система Монтессори дала предпосылки для стандарта современного образования.
6.Речевое развитие детей в дошкольном периоде по педагогической системе М. Монтессори
Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу.
Основным средством общения, а также базисом обучения чтению является устная речь. Чтобы адекватно выразить свои мысли, чувства, желания, ребенку нужен достаточный словарный запас и умение грамматически правильно строить предложения.
Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!».
Изначально методика М. Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.
Отметим, что в Монтессори – группах говорят дети. Ребенок впитывает речь из окружающей среды, поэтому ему нужно слышать вокруг себя правильную речь. В детском саду образцом для детей служит воспитатель. Педагог стараемся говорить четко, ясно, грамматически правильно и не слишком много. Одна из наиболее распространенных форм общения и занимательного дела детей по развитию речи в Монтессори – группе – общение, « беседа в кругу». Дети садятся в кружок и вместе с воспитателем обсуждают что-либо. Темы обсуждений могут быть самыми разными.
Знакомство с правилами в обществе нередко также производится в форме «игры в кругу ». Дети вместе с педагогом разыгрывают, например, ситуацию прихода гостей или преподнесения подарка, прощания с другом или появления нежданного посетителя. Между ними спонтанно возникают интересные диалоги. Эти занятия, относятся к числу упражнений в практической жизни, но способствуют также развитию речи.
Расширение словарного запаса ребенка опосредованно происходит на упражнениях в практической жизни, при работе с сенсорными математическими материалами. Обогащение словарного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребенком новой информации.
Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем: обучение в форме игры и самостоятельная работа над упражнениями; внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку; дети развиваются каждый в своем ритме, самостоятельно подбирают дидактические игрушки и регулируют продолжительность занятий; создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность; роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка; ребенку позволяется самому найти и исправить свои ошибки; материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику; коллективные игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей.
Большое значение в методике М. Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на "хорошие" и "плохие", "полезные" и "бесполезные" и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность "впитать" правильную речь.
Сензитивными периодами называют периоды особой чувствительности, восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, которые встречаются в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится. В процессе развития всех детей возникают сенситивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей:
- период развития речи (0-6 лет);
- период восприятия порядка (0-3);
- период сенсорного развития (0-5.5);
- период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5);
- период развития движений и действий (1-4);
- период развития социальных навыков (2.5-6).
Ученые уже давно научились подробно описывать сензитивный период в жизни ребенка, по каждому поколению родителей интересно знать основные его точки. Обычно мы ждем не дождемся, когда малыш начнет произносить слоги, затем скажет первое осмысленное слово, затем маленькую фразу и так далее. Потом мы будем старательно пытаться понимать, что именно ребенок сказал на своем «детском языке». И затем увидим, как замечательно складно рассуждает шестилетний ребенок.
В детском саду Монтессори педагоги с детьми разговаривают немного, при этом речь у малышей развита. Дело в том, что Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности.
В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для развития речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику . Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно увеличивается словарный запас.
Детям постарше (от 3 до 6 лет) преподаватели рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на развитие моторики рук и «спонтанного (или импульсного) письма».
Что такое «импульсное письмо»? Это когда ребенок пишет буквы, иногда слова, при этом не зная азбуки. Следует отметить, что дети в возрасте 4-5 лет, занимающиеся по системе Монтессори, часто начинают самостоятельно выводить буковки или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Мария Монтессори подчеркивала, что письмом дети владеют интуитивно, и специально учить писать не надо. Достаточно лишь дать возможность тренировать мелкую моторику и обращаться с письменными принадлежностями. Именно поэтому некоторые игрушки, созданные по методике Монтессори, по форме напоминают карандаш или ручку.
Чтение является более сложным процессом, поэтому Мария Монтессори предлагает сначала осваивать спонтанное письмо и лишь потом переходить к чтению. В числе наиболее эффективных материалов, развивающих чтение, письмо и речь по Монтессори, можно выделить:
- несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов),
– карточки с рельефными и шершавыми буквами,
– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.
Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде, чем чтением. Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно.
Заключение
В современной жизни у детей наряду с передовыми возможностями интеллектуального развития, встала серьезная проблема овладения средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Ребенок, с легкостью разбирающийся в компьютерах и других современных гаджетах, зачастую не владеет элементарными способами общения, такими как, диалогическая речь, конструктивные виды взаимодействия с детьми и взрослыми. Но данная проблема решаема благодаря использованию методики известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори.
Педагогическая система М. Монтессори основывается на глобальной идеи: ребенок - уникальная личность, которая имеет свой определенный план развития, заложенные способности и сроки усвоения навыков. Перед педагогами и родителями стоит основная задача – максимально обогатить среду специальными развивающими материалами и организовать в ней плодотворную деятельность ребенка.
В методике Монтессори уделяется большое внимание тренировке мелкой моторике и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренная физическая нагрузка положительно влияют на развитие речи и умственные способности.
При этом, задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить, что дети - другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.
В заключении хотелось бы отметить следующее: когда малыш занимается по системе Монтессори, он постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Как считают специалисты, метод Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который он готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет малышу избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем.
Педагогика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку. Эта методика позволяет не только раскрыть способности ребёнка, но и благодаря свободному воспитанию ребёнок раскрывается как личность.
Таким образом, проведенный мною в ходе работы теоретический анализ литературы по выбранной теме способствовал решению поставленных в работе задач и цели в полном объеме.
Список использованной литературы
1.Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №7.-С.35-51.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г.№1155//Дошкольное воспитание.-2014.№2.-С.4-17.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Е.Н., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.-3-й съезд.- М:Мозаика -Синтез, 2014г.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.-М: Академия, 2016г.
5. Смирнова Е.О. Детская психология. М: Владос, 2013г.
6. Афанасьева, Т.И. Учить по Монтессори
(из опыта работы)/Афанасьева Т.И.- М., 1996г.
7. Дичковская И.Н. Воспитание для жизни/ Дичковская И.Н., Понимавская Т.И.-М., 1996г.
8. Якимова М.Н. Монтессори-педагогика в практике детского сада/ Якимова М.Н.-Новокузнецк: Издательство ИПК, 1999.-91 с.
9. Орлова Д.И. « Большая книга Монтессори. Система раннего развития, которая потрясла мам».-СПБ.: Прайм- Еврознак, 2007.
10.Якимова М.Н.« Региональная система дошкольного образования: сенсорное воспитание детей в адаптивном Монтессори - образовательном пространстве ».- Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2009.
11.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
12.Афанасьева Т. Учить по Монтессори (из опыта работы).- М., МЦМ, 2011. - 48 с.
13.Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2004. – 146 с.
14.Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 269 с.
15.Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. - М. 2013 – 235с.
16.Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. - 1995.
17.Развитие речи, обучение письму и чтению, введение в грамматику. Для педагогов дошкольных Монтессори – групп. : учеб, пособие.- Снежинск: 2012. – 54 с.
18.Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2003.- 384 с.
18.Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). - М., 1999.
19.Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2007. - 368 с.
20.Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 75-78.
21.Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М., 2000.
22.Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей– М. : Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.
Приложение 1
Игры для развития мелкой моторики по методике Марии Монтессори
Шершавые буквы
Возраст: с 3 лет
Вам потребуется: шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает использовать письменный шрифт. Фон табличек для согласных звуков голубой, для гласных — розовый.
Правила игры:
1. Дайте ребенку возможность рассмотреть игру. Затем покажите ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, назовите букву сами. Малыш может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.
2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы и пытается угадать, как они называются.
Это упражнение подготавливает руку ребенка к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Стоит отметить, что второе упражнение дети выполняют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.
Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощущения, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву.
Упражнение-игра помогает: развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.
Письмо на крупе
Возраст: 2-5 лет
Вам потребуется: набор табличек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица.
Как играть.
1.Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.
- То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы по манке.
- Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.
Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.
Шершавые слова
Возраст: 4-6 лет
Вам потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.
Как играть.
Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, прочитывает его.
С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.
Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентрировать внимание.
Придумай слово
Возраст: с 4 лет
Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначающих согласные звуки, и розовый, обозначающие гласные звуки.
Как играть.
Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и называет слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше. Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.
Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.
Карточки Монтессори с буквами
Б | ш |
Д | А |
Домино из букв
Возраст: с 4 лет
Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте соответствующую картинку.
Как играть.
Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их словами вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например-МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ. Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и соответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.
Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на табличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка. С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.
Слова в трёх коробочках
Возраст: 2,5-4 года
Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величиной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеленого или др; маленькие фигурки животных; искусственные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного картона. Можно использовать покупные лото и картинки.
Как играть.
Положите в красную коробочку маленькие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека. Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то предмет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.
Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление об этой вещи. Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попросите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ребенок берет фигурки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.
Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2-4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.
Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.
Картинка слово
Возраст: с 4 лет
Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать покупные лото с картинками.
Как играть.
Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.
Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмета.
Что написано?
Возраст: с 4 лет.
Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с напечатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в гости и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова.
Как играть.
Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания. В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.
Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыслению и проживанию прочитанного.
ЗАВТРА МЫ ИДЁМ В ГОСТИ |
ПОД ПОДУШКОЙ ЛЕЖИТ ПОДАРОК |
МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ |
Звуковые коробочки
Прежде чем начинать обучение чтению и письму, М. Монтессори предлагала детям ряд подготовительных упражнений. Так, для усвоения звуковой стороны родного языка необходимо запастись большим количеством мелких игрушек и предметов, например, игрушками из «Киндер-сюрприза», ненужными подвесками от мобильных телефонов, наборами мелких предметов для куклы Барби, предметами обихода. Эти игрушки-предметы нужно разложить в маленькие коробочки, например из-под йогурта. Подойдет и одна большая коробка с выдвижными ящичками (обычно используется для инструментов). На каждой коробочке (ящичке) наклейте букву, которая будет обозначать звук, различаемый в той или иной игрушке. В ящичке с буквой С будут лежать все игрушки и предметы, в названии которых слышится этот звук в начале, середине и конце слова: лиса, сапог, пёс, а в ящике с буквой Ш такие игрушки: кошка, шуруп, мышь.
С малышами 3-3,6 лет с такими игрушками играть просто: спрячьте их в глубокой большой миске, доверху наполненной фасолью. Ручки ребенка погружаются в фасоль и выкапывают игрушки. Задача мамы – назвать незнакомый предмет и попросить малыша повторить, четко проговаривая звук С. Помните, что нельзя требовать от трехлетки произнесения звуков Р, Л, Щ, Ч.
А вот с малышом 4-5 лет игра значительно усложняется:
- выложите перед ребенком игрушки из 2-х разных ящичков и попросите отложить в сторону те, в которых слышится звук Л (или Ш)
- выложите игрушки только из одного ящичка и попросите разложить их на 3 кучки: в одну кучку кладутся игрушки, где нужный вам звук находится в начале слова, в другую кучку – в середине слова и в третью – в конце слова: самолет, сыр, сумка, солдат; лиса, носок, бусы; пёс, глобус, автобус.
Игрушки для расширения словарного запаса
Эти же предметы или массу других можно классифицировать по-другому, разложив по лексическим (словарным) темам. Например, в одном ящичке у вас будут предметы, относящиеся к животным, в другом – к птицам, в третьем – к транспорту. Играя с этими предметами, классифицируя их, составляя рассказы, малыш пополняет свой активный словарь.
Учимся писать.
От точки к точке
Положите на поднос листки бумаги с различным набором точек и карандаш. Уже в 3 года малыш с удовольствием будет проводить линии от точки к точке, угадывая в получившихся узорах знакомые предметы. Работа не простая, требует определенной тренировки.
Переписывание
Механически переписывать или перерисовывать фигуры –одно из любимых занятий многих ребят-дошкольников. Эта работа не имеет ничего общего с настоящим письмом, так как ребенок еще не имел дела с образами письменных букв и не знает их названия. На подносе должны лежать чистые листы бумаги, некоторые из них в клетку, другие в линейку, есть и неразлинованные. Рядом с ними – стопка с картами для переписывания. На некоторых из них письменные склады в две буквы, на других – в три и четыре. Все склады написаны письменными буквами, не очень мелко, черными чернилами на белом фоне с наклоном и правильными соединениями. На этом же подносе лежит подставка с карандашом. Лучше, когда ребенок начинает писать простым карандашом, так как хорошо тренируется сила нажима. Итак, малыш переписывает на листки отдельные склады, слова и даже коротенькие предложения. По наблюдениям ученых, даже если специально не обучать детей 5-6 лет азбуке, они спонтанно начинают воспроизводить на бумаге слова, написанные кем-то ранее в их присутствии письменным шрифтом. Это свидетельство того, что ребенок пытается перейти к общению с помощью письменного языка. Фактически, овладение этим упражнением – высшая ступень всем хорошо известной штриховки.
Таким образом, ребенок научается писать не в процессе письма, а с помощью целого ряда подготовительных упражнений.
Шершавые буквы
Этот материал хорошо известен многим учителям и воспитателям: пожалуй, это единственное Монтессори - пособие, используемое в школьной практике в советские годы. Шершавые буквы можно изготовить из наждачной бумаги или бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Буквы, как вы уже догадались – письменные, заглавные и строчные. Согласные буквы наклеиваются на голубой картон, а гласные – на розовый. Трех-четырехлетний малыш просто обводит пальчиком такую букву, ощупывает вырезную из наждачной бумаги. Пяти-шестилетнему карапузу уже интересно, как называются эти буквы. Для лучшего запоминания используется тактильная память, для чего можно поиграть в игру «Угадай букву на ощупь». Завяжите ребенку глаза (можно и просто закрыть, но тогда будет велико искушение схитрить) и попросите угадать, какую букву вы ему дадите. Не обязательно заучивать сразу все буквы алфавита, достаточно поиграть с 10 самыми частотными, то есть наиболее часто встречающимися в русском языке: а, о, у, е, к, м, н, т, с, р.
Письмо букв и слов на подносе с манкой
Один из основных принципов Монтессори-педагогики гласит: все полученные знания должны сразу применяться в жизни. Вот почему игры с шершавыми буквами плавно перетекают в уже осознанное письмо. Предлагать такую работу уместно уже в 5 лет, но и до этого возраста рисование пальчиком на подносе с тонким слоем манки на нем – дело полезное и увлекательное. Монтессори полагала, что рисование и письмо – процессы крайне схожие в плане психофизиологии: в обоих случаях ребенок выражает мысль с помощью графических символов.
Учимся читать
Как только вы предложили малышу игру с шершавыми буквами, сразу же из этих букв выкладывайте слоги для чтения. Например, озвучив букву М и букву А, поупражнявшись в ощупывании с закрытыми глазами, соедините эти буквы, прочитайте: МА. Затем с буквой М соединяются и читаются остальные гласные, получается: МО, МУ, МЫ. И сразу же – чтение первого слова: МАМА. Таким образом, малыш учится составлять свои первые слова и озвучивать их, то есть – читать.
Розовая, зеленая, голубая и белые серии для чтения
Все слова для чтения в Монтессори-методе делятся на 4 блока, в каждом блоке одни и те же материалы. В розовой серии предлагаются для чтения и письма слова, не содержащие трудности, то есть «как слышится – так и пишется», например «стол», «ваза», «кошка». В зеленой серии слова, имеющие в написании трудность - йотированные гласные ю, ё, я, е (рис, мята). В голубой серии читают и пишут слова с другими трудностями - оглушением звонких согласных на конце слов (дуб, пруд) и безударные гласные в корне слов (молоко, столы). Белая серия включает все слова, со всеми трудностями. Сначала малыш учится бегло читать слова самой простой – розовой серии, затем – зеленой, затем – голубой. Обычно к 5-6 годам ребенок свободно читает слова любой сложности. Теперь можно приступить к изготовлению материалов, следуя вышеуказанным правилам.
Списки слов
Слова каждой серии пишутся от руки на карточке, получается своего рода список из 15-20 слов. Эту карточку нужно обвести по контуру розовым фломастером. Списки слов зеленой серии будут на карточке с зеленым контуром, голубой серии – с голубым контуром, ну а белая серия никак не оформляется. Списки малыш читает в любое время, переписывает из них слова.
Следы
Вырежьте из картона контуры отпечатков стоп и ладоней с написанными на них словами. Слова розовой серии будут написаны на следах с розовой каймой, зеленой серии – с зеленой и т.д. Малыш «идет» по дорожке из следов, одновременно читая их. Нельзя наступать на след, предварительно не прочитав слово.
Задания
Напишите на полосках бумаги предложения - инструкции из 2-3-х слов для каждой серии. Например, для розовой серии подойдут предложения «Дай стул», «Нарисуй куклу». Предложите малышу прочитать задание и выполнить его. Подсказки с вашей стороны исключаются. Если ребенок выполнит задание верно, значит, он овладел не только технической стороной чтения, но и смысловой, то есть понял, что прочитал. Это важнейший момент при обучении чтению. Конечно же, полоски с заданиями обводятся контуром в соответствии с трудностями в словах: зеленым, розовым, голубым.
Книжки
Можно самостоятельно изготовить 1-2 книжечки для каждой серии. Не забудьте, что к коротенькому тексту нужно нарисовать картинку, подойдет и наклейка. Книжку можно писать вместе с малышом: на отдельных листочках пишутся слова и фразы, рисуется картинка, и все листочки скрепляются степлером. Не забудем и по обложку!
Грамматические коробочки
Когда малыш уже неплохо читает и пишет, самое время познакомить его с азами грамматики. Подготовьте коробочку или ящичек с 3 маленькими отделениями и с одним большим. Напечатайте на компьютере много слов – имен существительных, прилагательных и глаголов. Сложите эти карточки в большое отделение вперемежку. Расскажите, что слова в русском языке делятся на 3 группы: слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Прочитайте первое слово, допустим, ЯБЛОКО. Можно объяснить, что слова - предметы можно потрогать или увидеть (это, конечно, очень упрощенное представление), поэтому ЯБЛОКО мы положим в первое отделение. Следующее слово – БЕЖАТЬ, мы положим в отделение к словам-действиям, а вот слово БЕЛЫЙ – к словам-признакам. Так вместе с малышом разложите все карточки. Дальше он упражняется сам. Грамматические коробочки можно сделать для изучения рода (раскладывание слов в ячейки «мой», моя», моё», «он», «она», «оно»), числа (ячейки «один», «много»). После такой практической работы школьная терминология усвоится быстро и прочно.
Эта методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности малыша, дающая ему свободу выбора.
Приложение 2
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3. Рисунок 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа воспитателяобщеразвивающей направленности МБДОУ "Ильинский детский сад"Для воспитанников с 4-7 летРазработчик: Черепенина Н.КРабочая программа воспитателей группы общ...
Рабочая программа музыкального руководителя 2020-2021
Основная идея рабочей программы - гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.Цель: создание условий для развития предпосылок...
Рабочая программа музыкального руководителя 2020-2021 учебный год
рабочая программа для детей от 2-7 лет...
Рабочая программа воспитателя на 2020 - 2021 учебный год для детей среднего дошкольного возраста.
Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. "МОЗАИКА-СИ...
Рабочая программа воспитателя в 2020-2021 учебном году
Представлена рабочая прогамма воспитателя...
рабочая программа 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022
рабочая программа педагога...
Рабочая программа воспитателя на 2020-2021 учебный год (старшая группа)
Оглавление1. Целевой раздел ……………………………………………………&helli...