Арттерапия
материал
Артерапия-синтез нескольких областей научного знания: икусства,медицина и психологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники, куда входит и такое направления как песочная терапия.
Песочная терапия — это вид современной арт – терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.
Песок — прекрасный материал для работы сдетьми любого возраста.
Для коррекции и развития психологического здоровья детей в детском саду существуют различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, игротерапия, сказкотерапия. Все это я использую в повседневной работе. Свой выбор я остановила на работе с песком в комплексе с сказкотерапией. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике.
Цель психолого-педагогической работы: коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии.
Задачи:
- совершенствование предметно-игровой деятельности;
- формирование учебной деятельности;
- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, речи и моторики)
- коррекция речи и поведения;
- повышение интереса к занятиям;
- создание ситуации успеха,
В основу работы по работе средствами песочной терапии и сказкотерапиибыли положены следующие принципы:
-единства диагностики и коррекции;
-ориентация на будущее.
Использование песочной терапии позволяет расширять зону ближайшего развития ребёнка.
Песочная терапия дает ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде, выбирать то, что ему по душе.
В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей.
Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. Подробно эти игры описаны в книгах Т. Д. Зинкевич, Евстигнеевой
и Т. М. Грабенко («Песочная игротерапия», «Игры в сказкотерапии»)
В качестве песочной терапиия использую следующее оборудование:
1. Световой стол для рисования на сухом песке.
2. Песочница для построения песочных картин из кинетического песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Кинетический песок.
5. «Коллекция» миниатюрных фигурок.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений использую музыкальное сопровождение,например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Работа с песком требует определенных правил поведения. Обычно они обговариваются в начале занятия специально подобранным песчаным персонажем. Он приглашает в песочную страну и определяет правила поведения в ней.
Персонажем может быть песчаная фея, король песка, черепашка, верблюд. Здесь же песчаный персонаж дает задание ребенку. Основная часть это выполнение задание. В заключительной части, которая называется ритуалом, прощания песочный персонаж объявляет об окончании путешествия или игры.
Преимущество песочной терапии выражаются в том,что она:
• способствует процессу индивидуализации;
• снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства,обостряет восприятие и актуализируетвоспоминания;
• развивает воображение.
Приемы,используемые мной на занятиях:
- «Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т. д.)
- «Пройтись» ладошками, оставляя свои следы
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.)
- «Пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки.
Индивидуальные игры - позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Групповые игры - игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Методика песочной терапии может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, сказкотерапии успешно корректировать поведение своих детей.
Все возможности использования песочницы с миниатюрными игрушками в психологической работе еще далеко не изучены, и это открывает перспективы для новых исследований и творческих находок.
Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволяет создавать предпосылки, способствующиегармонизации психологической сферы детей. Работа с этим методом показывает, что она дает положительные результаты.
Используемая литература:
1. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.
2. Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. " Чудеса на песке. Песочная игротерапия", СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
4. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5.
5. Зинкевич-Евстегнееева Т., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб: «Речь», 2006.
6. .Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2010. - 176 с. 18.
Упражнения для песочной терапии
1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.
«В гости к солнышку»
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
Коррекционные задачи: стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники. развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.
Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;
Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Образовательные области: "Здоровье" продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование: стол с песком; столы и стулья на каждого ребенка; салфетки;подносы с песком по количеству детей: магнитная доска; палочки для рисования на песке, магнитофон, диск с записью звуков природы; цветной песок; мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль).вода и салфетки для мытья рук.
Педагог-психолог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята,а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх) Солнышко лучик тебе протянул, (Протянуть руки в центр круга) Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки) Доброго дня нам всем пожелало (Прижать ладони к груди)
Ребята скажите, а какое сейчас время года?
Ответы детей: осень.
А в какое время играют снегом?
Ответы детей: зимой.
А в какое время года играют песком?
Ответы детей: летом.
Лета ждать долго.
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
Ответы детей: да.
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закрывайте глаза,а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвратимся сделав круг, Лишь коснемся мы земли, Быть по нашему вели!
Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно-это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним
Правила игры с песком
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! 2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы. 3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза! 4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать! 5. После игры с песком – помой руки!
Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог-психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите ребята у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите ребята какие геометрические фигуры вы знаете. Ответы детей.
Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.
Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник?Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры. (показать иллюстрации).
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами.
Педагог-психолог: Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца) После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца) Пусть на белом свете Ярче солнце светит! А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. п.) Я рисую на песке Носик и глаза в кружке. Это солнце яркое, Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбается, давайте мы тоже улыбнемся им
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит релаксационная музыка)
Впереди у нас волшебный сон, Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем, Наши ручки отдыхают, Наши ножки отдыхают, Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляются.
Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.
Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Проходите к лейке.
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.
Полетим, полетим, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвратимся сделав круг, Лишь коснемся мы земли, Быть по нашему вели!
Рефлексия.
В какой стране мы с вами сегодня побывали?
Чем вам запомнилась эта страна?
Чем мы занимались в этой стране?
Давайте вспомним какой песок на ощупь?
Ребята вам понравилось играть с песком?
А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите зеленый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно то возьмите желтый смайлик.
Ребята спасибо вам за работу на занятии!
+❤ В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Консультация для родителей по использованию песочной терапии.....
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что такое песочная терапия? Песочная терапия - это......
Арттерапия
АРТТЕРАПИЯ Хотя у природы нет плохой погоды,Стрессы грозят нам в любое время года.Зимою некстати приходит мороз,Весною мешает авитаминоз.Лето, жара – сбой в сердцебиенье.А может быть слякот...
"Арттерапия" (стихи)
АРТТЕРАПИЯ Хотя у природы нет плохой погоды,Стрессы грозят нам в любое время года.Зимою некстати приходит мороз,Весною мешает авитаминоз.Лето, жара – сбой в сердцебиенье.А может быть слякот...
Перспективные планы по арттерапии в средней группе
Перспективное планирование для детей средней группы ДОУ по сказкотерапии, игротерапии, изотерапии....
Изотерапия, как одна из граней арттерапии.
Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....
Использование арттерапии в работе с детьми
Опыт работы по использованию арттерапевтических техник...