Проект "Семья"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Детско – родительский проект
«Моя семья. Семейные традиции»
Составлен
воспитателями:
Кучеренко Т.Г.
Яровой Л.Д.
с. Левокумское
2019г.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта:- воспитатели группы;
- воспитанники группы;
- родители воспитанников;
Актуальность проекта:
В современном темпе жизни родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи. Дети недостаточно осведомлены о членах своей семьи, семейных традициях.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
- разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта:
Воспитание чувства привязанности и любви к своим родственникам, родителям.
Задачи проекта:
- формировать у детей представление о семье;
- закреплять имена, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- создание в группе условий, способствующих лучшему общению детей-родителей;
- воспитать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- повышение педагогической культуры родителей;
- повысить качество отношений «семья - детский сад».
Предполагаемый результат:
- знание детьми информации о своей семье, о ее членах;
- понимание детьми значимость семьи в жизни;
- проявление каждым ребенком заботы и уважения ко всем членам семьи;
-создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ;
-повышение педагогической грамотности родителей;
-повышение профессиональной компетентности педагогов;
-обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта
«Моя семья. Семейные традиции»
1 этап - подготовительный
Участники проекта
Задачи этапа
Средства решения, мероприятия
Дети
Выявить уровень представлений детей о семье.
Обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация - метод 3-х вопросов.
Что мы знаем о семье?
Семья - это люди, семья - это когда рядом близкие люди, семья - это мама, папа, дети.
Что мы хотим узнать?
Какие люди относятся к членам одной семьи?
Что такое традиции семьи? Как сделать приятно близким людям?
Что для этого надо сделать?
Обратиться за информацией к разным источникам.
Разработка проекта.
Родители
Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
Анкетирование: «Семейные традиции».
Пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап - основной
Понедельник
Дети
Беседа «Наша дружная семья»
Заучивание пословиц о семье.
Чтение рассказа « Мамина работа» С. Баруздин.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Рисование простым и цветными карандашами (совместная с воспитателем деятельность): «Как мы гуляем вместе с семьей в парке»
Цель: вызвать интерес детей к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.
Родители
Оформления фотоальбома «Моя семья».
Составление рассказа о семье.
Вторник
Дети
Беседа по пословицам.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Физкультминутка: «Зарядка папина»
Чтение и заучивание пословиц о семье.
Чтение и заучивание загадок о семье.
Организация условий для дежурства по группе.
Чтение: В.Белов Мамина дочка
Рисование Моя семья
Родители.
Разучивание в домашних условиях стихотворений о семье.
Детско родительские работы «Родословное древо».
Подбор пословиц и поговорок про семью.
Среда
Дети
Беседа «Мой папа лучше всех»
Д/игра «Родство».
Высказывания детей о своей семье.
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».
Чтение Л.Толстой «Косточка».
Чтение и заучивание стихов о семье.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «У нас гости».
Рисование «Моя сесья».
Родители
Оформления фотоальбома «Моя семья».
Подготовка к выставке «Родословное древо».
Четверг
Дети
Беседа «Дом, в котором я живу».
Дидактическая игра: «Родство».
Аппликация с элементами оригами:
«Подарок близким и родным»
Цель: продолжать знакомить детей с элементами оригами, учить составлять композицию. Воспитывать желание делать приятно родным и близким.
Чтение стихотворений «Мамина улыбка», «Мамины глаза».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Сюжетно - ролевая игра: «Дочки - матери».
Организация условий для дежурства по группе.
Родители
Подготовка к выставке «Родословное древо».
Пятница
Дети
Беседа «Наши бабушки и дедушки».
Д/игра «Запоминаем имена близких родственников».
Составление рассказа о семье.
Чтение В.А. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
Чтение А.Барто «Как Вовка бабушек выручил»
Чтение Л.Толстой «Сказка Старый дед и внучек».
Игра - ситуация «К нам пришли гости».
Пословицы и поговорки на тему «Семья»
Родители
Детско родительские работы «Родословное древо».
3 этап - заключительный
Дети
Воспитание чувства привязанности и любви к своим родственникам, родителям.
Рассказы о своей семье.
Оформление коллажа «Семья – глазами детей»
Родители
Включать родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Оформления фотоальбома «Моя семья».
Оформление выставки «Родословное древо».
Результаты реализации проекта
«Моя семья. Семейные традиции»
В ходе подготовки к реализации проекта были проведены несколько встреч с родителями, анкетирование родителей и опрос детей. В результате были выявлены знания детей о своей семье.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о семейных традициях, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность: составление семейного древа и оформление выставки «Родословное древо», фотоальбома «Моя семья».
Были изготовлены дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», «Профессии».
В группе проведен ряд бесед по темам: «Наша дружная семья» «Мой папа лучше всех», «Наши бабушки и дедушки».
Для формирования у детей интереса к своей родословной создали «родословное древо» каждого ребенка.
И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Игра 3. «Родство». Цель: формирование у детей понятий о семье.
Задачи образовательные:
-закрепить у детей представления о семье, ее членах;
-воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;-развивать коммуникативные навыки детей;
-воспитывать уважение к повседневному труду родителей;
-воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).
Предварительная работа: -Беседы: «Наша дружная семья», «Дом в котором ты живешь», «Семейные традиции», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».
Словарь: род, родич, родословная, старинные уважительные обращения к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
Коррекционная работа: физкультминуток, «Кто живет у нас в квартире?»
1-вариант.Узнавание признаков. Дидактическая задача –отгадать загадки. Она уже не молода и вовсе мне не мама. Мама мамина она. Ее зову я просто...баба. Бабушка, любимая, заботливая, милая. Мы с ней не знаем скуки. Зовет она нас...внуки. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка. Ответьте теперь точно, друг другу мы...сестренки. Он дружит с моим папой, зовут его Геннадий. Меня зовет племяшкой, его я зову...дядей. Папа зовет его папой, он строги немного сед. Он в шахматы мат мне ставит. Любимый и добрый мой...дед.
2 –вариант. Дидактическая задача-построить две пирамиды, расположив членов семьи Рыжовых и Беловых по возрасту; понимать смысл слов «внучка», «правнучка», «бабушка», «прабабушка», «дедушка», «прадедушка» и т.д.
Игровое действие. Показать на пирамидках, кто, где находится: «Где находится бабушка Рыжова, мама Рыжова, дедушка Рыжов, прадедушка Белов, если девочка по фамилии Рыжова –самое маленькое рыжее кольцо в пирамидке, а мальчик по фамилии Белов –самое маленькое белое кольцо в пирамидке».
Материал. Две пирамидки, белая и рыжая (оранжевая).
3-вариант. Сериационные отношения.
Дидактическая задача–разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка...)Методические рекомендации. Целесообразно предварительно договориться, что в семье папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы. Формирование суждений и умозаключений. Все мамы родителей –бабушки. Когда у меня будут дети, моя мама станет бабушкой. Все папы родителей –дедушки. Когда у меня будут дети, мой папа станет дедушкой. Все женщины, имеющие детей, -их мамы. Когда у Светы появятся дети, она станет мамой. Все мужчины, имеющие детей, -их папы. Когда у Ярослава появятся дети, он станет папой. Все сыновья в одной семье –братья. У Олиной мамы два сына, значит, у Оли два брата. Все дочери в одной семье –сестры. У Светиной мамы две дочери, значит у Светы одна сестра. Если у Коли есть сестра, значит у его сестры есть брат. Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ –отвечает след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.