«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреждении, взаимосвязаны и представляют единую стройную систему ( семинары, беседы, консультации и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosveshchenie_roditeley_doshkolnikov_cherez_raznye_formy_raboty.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Педагогическая культура родителей» -
это сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений,
навыков, рефлексивного отношения к себе.
О.Л. Зверева.
Педагогическое просвещение – это формирование у родителей знаний и
умений по педагогическому просвещению и воспитанию своих детей
И.П. Арнаутова
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреждении, взаимосвязаны и представляют единую стройную систему ( семинары, беседы, консультации и др.) Устанавливая обратную связь с родителями, я предлагаю им после посещения семейного праздника, открытого музыкального занятия заполнить листы отзывов, с целью разработки более результативных и качественных форм взаимодействия.
В работе с родителями используются все доступные формы взаимодействия с семьей, основанные на педагогике сотрудничества. Коллектив стремится к тому, чтобы родители были активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Работа ведётся в содружестве педагог - ребенок - родитель. Все формы с родителями подразделяются на: коллективные (массовые),
∙ индивидуальные;
∙ наглядно-информационные;
∙ традиционные;
∙ нетрадиционные.
∙ Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей. К коллективным формам относятся родительские собрания, утренники, развлечения, открытые занятия и др.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями.
Наглядно-информационные - знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Информационно-просветительская работа — направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Её специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок. В их использовании соблюдается принцип целенаправленности и принцип систематичности.
∙ Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: расписание занятий, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части: материалы информационного характера: правила для родителей, объявления различного характера; консультации. Главное - содержание родительского уголка краткое, ясное, разборчивое, наполненное самой свежей и полезной информацией, красочное и привлекающее внимание - оно стимулирует у родителей желание обратиться к его содержанию. Существуют различные мнения о том, как оформлять музыкальные уголки для родителей. Для информационных уголков для родителей я подготовила консультации, которые как-бы дополняют друг друга. Консультации могут выполнять не только «информационную» функцию, но и «подготавливающую». Я определяю тему открытого занятия, семейного праздника в нетрадиционной форме и в информационных уголках для родителей даю такие консультации, материал которых в дальнейшем ляжет в основу конспекта или сценария. И уже к самой встрече и родители, и дети приходят частично подготовленными. Они чувствуют себя более свободно, уверенно, без опаски соглашаясь на предложенное задание. Например, мы с воспитателями готовим семейный праздник в форме познавательно-развлекательной викторины «Адыгея моя родная». Темы консультаций выполняют именно ту самую «подготавливающую» функцию: «Семейный быт адыгов», «Сохраним традиции наших предков». Я считаю, что информационный материал не должен быть перегружен информацией. Консультация должна быть выдержана в едином стиле, обладать ясной логикой и конкретной темой. Особо важные, нужные фразы подчеркиваю, выделяю полужирным шрифтом или курсивом. Как заметили психологи, текст, оформленный таким образом, запоминается непроизвольно и остается в памяти надолго.
Досуговые формы педагогического просвещения родителей с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьей эффективны, так как педагоги уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятий и устанавливают доверительное общение с родителями. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относится проведение педагогами дошкольного учреждения, таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья», «Ярмарка», вечера взаимодействий). Такие интерактивные формы помогают создать эмоциональный комфорт воспитанников, сблизить участников педагогического процесса. Родители активно проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они помогают выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Стендовые консультации «Как правильно проводить праздники дома с детьми» ,готовятся к праздникам: «Здравствуй, Новый год!», «У мамы руки золотые», «Скоро в школу» , а также они посвящаются определенным темам, например: «Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей» (для многодетных семей), «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас».
Прежде всего, для пополнения домашней фонотеки любимой музыки ребенка я подобрала адыгскую музыку, которая является источником чистого и вечного. Ведь, в чем бы ни высказал себя адыгский народ - в танце, песне, ясно одно - это идёт от души. А душа у него добрая и красивая!
Подводя итог, можно сказать, что к концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в открытых просмотрах, семейных праздниках, индивидуальных беседах, как бы становятся на ступеньку выше. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь его ребенок, познают радость от совместной творческой деятельности с ребенком. У них появляется уверенность в своих силах и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать, таким образом, становятся нашими партнерами в педагогическом процессе.
Я хочу, чтобы родители не считали, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка / в лучшем случае/, а в худшем – чрезмерное увлечение ребенком компьютерных игр, телевизором и других «прелестями» современного мира.
Конечно, работы по этому направлению еще много. Возникает много идей, которые еще требуют немало времени и сил для того, чтобы их воплотить в жизнь. Нам еще долго стремиться к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка.
Вывод: Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий: - знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером; - педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. Хотелось бы отметить целесообразное сочетание разных форм работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями организовывается живое общение. Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Обновления в сфере дошкольного образования, связанные с новыми государственными стандартами, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультации «Агрессия, злость и жестокость детей дошкольного возраста» для родителей детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет
Консультация поможет повысить педагогическую культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.Профилактика детской агрессии....
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...