«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья

Хамтоху Фарида Асланбиевна

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреждении, взаимосвязаны и представляют единую стройную систему ( семинары, беседы, консультации и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Педагогическая культура родителей» -

это сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений,

навыков, рефлексивного отношения к себе.

О.Л. Зверева.

Педагогическое просвещение – это формирование у родителей знаний и

умений по педагогическому просвещению и воспитанию своих детей

И.П. Арнаутова

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреждении, взаимосвязаны и представляют единую стройную систему ( семинары, беседы, консультации и др.) Устанавливая обратную связь с родителями, я предлагаю им  после посещения  семейного праздника, открытого музыкального занятия  заполнить листы отзывов, с целью разработки более результативных и качественных форм  взаимодействия.

В работе с родителями используются все доступные формы взаимодействия с семьей, основанные на педагогике сотрудничества. Коллектив стремится к тому, чтобы родители были активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Работа ведётся в содружестве педагог - ребенок - родитель. Все формы с родителями подразделяются на:  коллективные (массовые),

  индивидуальные;

  наглядно-информационные;

  традиционные;

  нетрадиционные.

 Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей. К коллективным формам относятся родительские собрания, утренники, развлечения, открытые занятия и др.

  Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями.      

     Наглядно-информационные - знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

  Информационно-просветительская работа — направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Её специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок. В их использовании соблюдается принцип целенаправленности и принцип систематичности.

  Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.

    Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация:  расписание занятий, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:  материалы информационного характера: правила для родителей,  объявления различного характера;  консультации. Главное - содержание родительского уголка краткое, ясное, разборчивое, наполненное самой свежей и полезной информацией, красочное и привлекающее внимание - оно стимулирует у родителей желание обратиться к его содержанию. Существуют различные мнения о том, как оформлять музыкальные уголки для родителей. Для информационных уголков для родителей я подготовила консультации,  которые  как-бы дополняют друг друга. Консультации могут выполнять не только «информационную» функцию, но и «подготавливающую».  Я определяю тему открытого занятия, семейного праздника в нетрадиционной форме и в информационных уголках для родителей даю такие консультации, материал которых в дальнейшем ляжет в основу конспекта или сценария. И уже к самой встрече и родители, и дети приходят частично подготовленными. Они  чувствуют себя более свободно, уверенно, без опаски соглашаясь на предложенное задание. Например, мы с воспитателями готовим семейный праздник в форме познавательно-развлекательной  викторины «Адыгея моя родная». Темы консультаций выполняют именно ту самую «подготавливающую» функцию: «Семейный быт адыгов», «Сохраним традиции наших предков». Я считаю, что информационный  материал  не должен быть перегружен информацией. Консультация  должна быть выдержана в едином стиле, обладать ясной логикой и конкретной темой. Особо важные,  нужные фразы  подчеркиваю, выделяю полужирным шрифтом или курсивом.  Как заметили психологи, текст, оформленный таким образом,  запоминается непроизвольно и остается в памяти надолго.

Досуговые формы педагогического просвещения родителей с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьей эффективны, так как педагоги уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятий и устанавливают доверительное общение с родителями. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относится проведение педагогами дошкольного учреждения, таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья», «Ярмарка», вечера взаимодействий). Такие интерактивные формы помогают создать эмоциональный комфорт воспитанников, сблизить участников педагогического процесса. Родители активно проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они помогают выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.  

          Стендовые консультации «Как правильно проводить праздники дома с детьми» ,готовятся к праздникам: «Здравствуй, Новый год!», «У мамы руки золотые», «Скоро в школу» , а также они посвящаются определенным темам, например: «Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей» (для многодетных семей), «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас».

    Прежде всего, для пополнения домашней фонотеки любимой музыки ребенка я подобрала адыгскую музыку, которая является  источником  чистого и вечного. Ведь, в чем бы ни высказал себя адыгский народ - в танце, песне,  ясно одно - это идёт от души. А душа у него добрая и красивая!

                Подводя итог, можно сказать, что к концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в открытых просмотрах, семейных праздниках, индивидуальных беседах, как бы становятся на ступеньку выше. Они  уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь его ребенок, познают радость от совместной творческой деятельности с ребенком.  У них появляется уверенность в своих  силах и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать, таким образом, становятся нашими партнерами в педагогическом процессе.

           Я хочу, чтобы родители не считали, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома -  прогулка / в лучшем случае/, а в худшем – чрезмерное увлечение ребенком компьютерных игр, телевизором и других «прелестями» современного мира.

Конечно, работы по этому направлению еще много. Возникает  много идей, которые еще требуют немало времени и сил для того, чтобы их воплотить в жизнь.   Нам еще долго стремиться к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка.

 

            Вывод: Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий: - знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером; - педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. Хотелось бы отметить целесообразное сочетание разных форм работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями организовывается живое общение. Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Обновления в сфере дошкольного образования, связанные с новыми государственными стандартами, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

Консультации «Агрессия, злость и жестокость детей дошкольного возраста» для родителей детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет

Консультация поможет повысить педагогическую культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.Профилактика детской агрессии....

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...