Проект "Профессии"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Проект
«Профессии разные нужны – профессии разные важны»
Подготовительная группа №5
«Вырастайка»
г. Урай, 20019г.
Пояснительная записка
В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектная деятельность. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Дошкольное детство - важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
В начале работы с детьми проводилась беседа по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых». Более половины детей группы затруднялись в ответах, путали орудия труда, не имели представлений о трудовых действиях и результатах труда. Высокий уровень: был 20%, средний уровень: 45%, низкий уровень: 35%.
Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
По окончанию работы получены следующие результаты: высокий уровень- 90%, средний уровень- 10%, низкий уровень - 0%.
В работе над данной проблемой была поставлена цель помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
Основная часть
Проект «Профессии разные нужны – профессии разные важны»
Цель взаимодействия с родителями в рамках проекта: объединение усилий детского сада и семьи в расширении и углублении знаний и представлений детей о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, уважения к труду взрослых.
Содержание проекта:
№ | Содержание | Участники | Сроки |
1 | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: - «Школа», - «Ателье», - «Космонавты», - «Поликлиника», - «Принцессы и принцы», - - «Нефтяники» и др. | Родители Дети | 1 месяц |
2 | Подбор дидактических игр: - «Знаю все профессии» - «Поваренок» - «Кому, что нужно для работы» - «Профессии» | Педагоги Родители | Перед началом проекта |
3 | Познавательные занятия: -«Чем пахнут ремесла» - «Кто построил новый дом» - «Буратино знакомит с профессией – резчик по дереву» - «Каледоскоп профессий» (итоговое) | Педагоги Дети | I неделя II неделя III неделя IV неделя |
4 | Беседы: - «Профессии нашего города» - «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?» - «Безопасность на рабочем месте» | Педагоги Дети | I неделя II неделя III неделя |
5 | Чтение книг: - «Хочу стать поэтом» - «Хочу стать математиком» - «Хочу стать банкиром» - «Хочу стать писателем» - «Хочу стать дизайнером» - «Кем мне стать?» | Родители Дети | В течение реализации проекта |
6 | Встречи с родителями | Родители Педагоги Дети | 1 раз в неделю |
7 | Разучивание пословиц и поговорок о труде | Педагоги Дети | В течение реализации проекта |
8 | - Составление рассказов о профессиях - Составление рассказов на тему «Кем я хочу быть» | Родители Педагоги Дети | В течение реализации проекта |
9 | Развлечение «Профессии по-английски» | Педагоги Преподаватель английского языка Дети Родители | III неделя |
10 | Отгадывание загадок | Педагоги Дети | В течение реализации проекта |
11 | Рисование на тему «Кем я хочу быть» | Педагоги Дети | IV неделя |
Работа по проекту.
В соответствии с новым Законом «Об образовании» № 273 от 26 декабря 2012 г. дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. В настоящее время большое внимание уделяется вопросу активного участия родителей в процессе воспитания и образования детей. Кроме того, одним из приоритетных направлений ФГОС является развитие самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности. Таким образом, перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но также инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поставленные задачи могут быть выполнены в полной мере только при тесном взаимодействии семьи и детского сада. Таким образом, вопрос социального партнерства ДОУ с родителями приобретает в настоящее время особую актуальность.
Механизмы включения родителей в проект:
Механизм взаимодействия: дети - родители - педагоги
В начале работы вызвала интерес у родителей к теме проекта. Обсудила содержание проекта. Совместно с родителями разработали план мероприятий. Родители приступили к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях. На всех встречах с родителями дети проявляли активный интерес к профессиям, вели диалог со взрослыми.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Представленный проект: «Профессии разные нужны – профессии разные важны», направлен на развитие познавательных и творческих способностей.
Этот проект поможет ребёнку узнать о разнообразии профессий, их содержании, о том, что все работы интересны, доступны и о том, что любой труд важен и почётен.
На протяжении длительного времени уделяю большое внимание совместной деятельности детей и взрослых. И для решения этой задачи привлекла родителей к изготовлению атрибутов в рамках проекта «Профессии разные нужны – профессии разные важны». Проектная деятельность развивает творческую активность детей. В основе данного метода лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, потребность в умственных впечатлениях и наша задача – удовлетворить эти потребности детей, и привлечь родителей к этой работе.
- Цель проекта: формирование познавательной активности, расширение представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, уважения к труду взрослых.
- Задачи:
- Формировать у детей интерес к различным профессиям
- Развивать активное речевое общение детей, расширять кругозор и обогащать словарный запас.
- Развивать творческие способности, самовыражение, интерес к совместной деятельности.
- Создать условия для дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.
- Оптимизировать детско - родительские отношения.
3. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители
- Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, творческая).
- Тип проекта:
Средней продолжительности (1 месяц), информационно-творческий, групповой.
- Ценность проекта
- Создание особого пространства, интересного и понятного детям помогает им активно пополнить словарный запас, познать окружающий мир.
- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
- Дети получают не только знания, но и развиваются творчески, проявляют активность и самостоятельность.
- Этапы работы
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана работы.
- Обсуждение проекта с родителями.
- Подбор дидактических игр; методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы.
- Работа по плану с детьми, родителями.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
8. Пути реализации проекта
- Проведение мероприятий с детьми и родителями в соответствии с планом проекта.
- Совместная деятельность родителей и детей.
- Совместная работа детей.
- Организация выставок рисунков, книг, Калейдоскоп профессий.
9. Ожидаемый результат
В процессе взаимодействия «педагоги – дети – родители» в реализации проекта:
Дети:
- овладевают знаниями и представлениями о различным профессиям;
- возрастает активность, самостоятельность детей в разных видах деятельности;
- проявляют интерес к творчеству.
Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги: использование новых способов организации детей.
10. Конечный результат
Итоговое занятие «Калейдоскоп профессий».
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
На данном этапе была определена тематика проекта, сформулирована проблема для детей; составлен перспективный план проектной деятельности по теме «Профессии разные нужны – профессии разные важны», осуществлен подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
2 этап – основной (практический)
Подразумевает реализацию основного содержания проекта по направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Проектная деятельность сама по себе подразумевает интеграцию различных видов детской деятельности.
Так, интеграция таких областей, как Социально-коммуникативная, Познавательное развитие, Труд проявилась в таких формах работы с детьми как:
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Ателье», «Космонавты», «Кафе», «Принцессы и принцы», «Нефтяники» и др.
Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Поваренок», «Кому, что нужно для работы», «Профессии».
Экскурсия в библиотеку;
Познавательные занятия: «Чем пахнут ремесла», «Кто построил новый дом», «Буратино знакомит с профессией – резчик по дереву».
Беседы: «Профессии нашего города», «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?», «Безопасность на рабочем месте».
Работа с родителями на практическом этапе подразумевала:
Встречи в условиях ДОУ с целью рассказать детям о своей профессии, показать атрибуты, их назначение, обозначить важность данной профессии для людей.
По реализации областей речевое развитие, художественно-эстетическое развитие с детьми проведено: чтение книг, разучивание пословиц и поговорок о труде и обсуждение их значения. Составление рассказов о профессиях родителей. Развлечение по английскому языку «Профессии по-английски», взаимодействие с преподавателем английского языка. Отгадывание загадок. Составление рассказов на тему «Кем я хочу быть». Рисование на тему «Кем я хочу быть».
Работа с родителями включила:
Рассказы детям о своей профессии, показ фотографий с рабочего места. Подборка художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок о труде, профессиях.
Реализация области художественно-эстетическое развитие (музыка) включила такие формы работы с детьми, как:
беседа о профессиях: «Музыкант», «Композитор». Слушание песен.
Реализация области физическое развитие:
подвижные игры: «Снайпер», «Вперед, ракеты», «Красный, желтый, зеленый». Динамические паузы «Космонавты», «Шофер».
3 этап – итоговый
Подразумевает подведение итогов всей проведенной работы. На этом этапе проведено: итоговое занятие, которое прошло на базе Детской городской библиотеки, было подготовлено сотрудниками библиотеки и называлось «Калейдоскоп профессий». Оно прошло в рамках традиционного сотрудничества детского сада с библиотекой. На этом мероприятии, состоявшем из различных конкурсов, загадок дети смогли обобщить и закрепить все полученные ранее знания.
В группе была оформлена выставка, где была представлена художественная литература, которую дети подбирали вместе с родителями и отбирали сами при посещении библиотеки. Кроме того, в результате работы над данным проектом были оформлены следующие альбомы: «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем хотят стать девочки», «Кем хотят стать мальчики».
Дети совместно с родителями и педагогами оформили книжки-малышки: «Загадки о профессиях», «Стихи о профессиях», «Пословицы и поговорки о труде».
Учет гендерных особенностей в работе над проектом позволило создать дополнительную мотивацию детей к деятельности, а так же синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки наших детей. Благодаря заинтересованности детей и родителей, пониманию с их стороны, отзывчивости, активности и творческим способностям, в группе пополнилась игровая среда.
В ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению в школе.
После я провела рефлексию проведенного мероприятия. Увидела, что такая форма работы способствует более активному вовлечению родителей в образовательный процесс. Помогла сплотить коллектив родителей, дала возможность им осознать необходимость и важность игры для ребёнка в дошкольном возрасте. Поэтому я решила в дальнейшем так же использовать проектную деятельность.
Использованная литература
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-Пресс», 2000.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия/ авт.-сост. Е. В. Коробицына.- Волгоград: Учитель 2009.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- -7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова.- Волгоград: Учитель, 2011.
- О. Д. Смирнова Метод проектирования в детском саду: Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.- М.: Аркти, 2011.