Проект "Профессии"
проект

Проект "Профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

Проект

«Профессии разные нужны – профессии разные важны»

Подготовительная группа №5

 «Вырастайка»

г. Урай, 20019г.

Пояснительная записка

В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектная деятельность. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Дошкольное детство - важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. 
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

В начале работы с детьми проводилась беседа по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых». Более половины детей группы затруднялись в ответах, путали орудия труда, не имели представлений о трудовых  действиях и результатах труда. Высокий уровень: был 20%, средний уровень: 45%, низкий уровень: 35%.  

Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

По окончанию работы получены следующие результаты:  высокий уровень- 90%, средний уровень- 10%, низкий уровень - 0%.

В работе над данной проблемой была поставлена цель помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения  сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

Основная часть

Проект «Профессии разные нужны – профессии разные важны»

Цель взаимодействия с родителями в рамках проекта: объединение  усилий  детского сада и семьи в расширении и углублении знаний и представлений детей о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека,  уважения к труду взрослых.

Содержание проекта:

Содержание

Участники

Сроки

1

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм:

- «Школа»,

- «Ателье»,

- «Космонавты»,

- «Поликлиника»,

- «Принцессы и принцы», -

- «Нефтяники» и др.

Родители

Дети

1 месяц

2

Подбор дидактических игр:

- «Знаю все профессии»

- «Поваренок»

- «Кому, что нужно для работы»

- «Профессии»

Педагоги

Родители

Перед началом проекта

3

Познавательные занятия:

-«Чем пахнут ремесла»

- «Кто построил новый дом»

- «Буратино знакомит с профессией – резчик по дереву»

- «Каледоскоп профессий»

(итоговое)

Педагоги

Дети

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

4

Беседы:  

- «Профессии нашего города»

- «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?»

- «Безопасность на рабочем месте»

Педагоги

Дети

I неделя

II неделя

III неделя

5

Чтение книг:

- «Хочу стать поэтом»

- «Хочу стать математиком»

- «Хочу стать банкиром»

- «Хочу стать писателем»

- «Хочу стать дизайнером»

- «Кем мне стать?»

Родители

Дети

В течение реализации проекта

6

Встречи с  родителями

Родители

Педагоги

Дети

1 раз в неделю

7

Разучивание пословиц и поговорок о труде

Педагоги

Дети

В течение реализации проекта

8

- Составление рассказов о профессиях

- Составление рассказов на тему «Кем я хочу быть»

Родители

Педагоги

Дети

В течение реализации проекта

9

Развлечение «Профессии по-английски»

Педагоги

Преподаватель английского языка

Дети

Родители

III неделя

10

Отгадывание загадок

Педагоги

Дети

В течение реализации проекта

11

Рисование на тему «Кем я хочу быть»

Педагоги

Дети

IV неделя

Работа по проекту.

 В соответствии с новым Законом «Об образовании»  №  273 от 26 декабря 2012 г.  дошкольное образование  стало первой ступенью  общего образования. В  настоящее время  большое внимание уделяется  вопросу активного участия родителей в процессе воспитания и образования детей.  Кроме того, одним из приоритетных направлений ФГОС   является развитие самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности.       Таким образом, перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но также  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поставленные задачи могут быть выполнены в полной мере только при тесном взаимодействии семьи  и детского сада. Таким образом, вопрос социального партнерства ДОУ с родителями приобретает в настоящее время особую актуальность.

Механизмы включения родителей в проект:

Механизм взаимодействия: дети - родители - педагоги

В начале работы вызвала интерес у родителей к теме проекта. Обсудила содержание  проекта. Совместно с родителями разработали план мероприятий. Родители приступили к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях. На всех встречах с родителями дети проявляли активный интерес к профессиям, вели диалог со взрослыми.

 Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Представленный проект: «Профессии разные нужны – профессии разные важны», направлен на развитие познавательных и творческих способностей.

Этот проект поможет ребёнку  узнать о разнообразии профессий, их содержании, о том, что все работы интересны, доступны и о том, что любой труд важен и почётен.

На протяжении длительного времени уделяю большое внимание совместной деятельности детей и взрослых. И для решения этой задачи привлекла родителей к изготовлению атрибутов в рамках проекта «Профессии разные нужны – профессии разные важны». Проектная деятельность развивает творческую активность детей. В основе данного метода лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, потребность в умственных впечатлениях и наша задача – удовлетворить эти потребности детей, и привлечь родителей к этой работе.

  1. Цель проекта: формирование познавательной активности, расширение  представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека,  уважения к труду взрослых.
  2. Задачи:

- Формировать у детей интерес к различным профессиям

- Развивать активное речевое общение детей, расширять кругозор и обогащать словарный запас.

- Развивать творческие способности, самовыражение, интерес к совместной деятельности.

- Создать условия для дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

- Оптимизировать детско - родительские отношения.

3. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

  1. Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая,  творческая).
  2. Тип проекта:

Средней продолжительности (1 месяц), информационно-творческий, групповой. 

  1. Ценность проекта

- Создание особого  пространства, интересного и понятного детям  помогает им активно пополнить словарный запас, познать окружающий мир.

- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

- Вовлечение родителей в проектную деятельность.  

- Дети получают не только знания, но и развиваются творчески, проявляют активность и самостоятельность.

  1. Этапы работы

- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

- Составление плана работы.

- Обсуждение проекта с родителями.

- Подбор дидактических игр; методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы.

- Работа по плану с детьми, родителями.

- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

- Презентация проекта.

8. Пути реализации проекта

- Проведение  мероприятий с детьми и родителями в соответствии с             планом проекта.

- Совместная деятельность родителей  и детей.

- Совместная работа детей.

- Организация выставок рисунков, книг, Калейдоскоп профессий.

9. Ожидаемый результат

В процессе взаимодействия «педагоги – дети – родители» в реализации проекта:

Дети:

- овладевают знаниями  и представлениями о различным профессиям;

-  возрастает активность, самостоятельность детей в разных видах деятельности;

- проявляют интерес к творчеству.

Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги: использование новых способов организации детей.  

10. Конечный результат

Итоговое занятие «Калейдоскоп профессий».

Этапы работы  над проектом

1 этап – подготовительный

На данном этапе была определена тематика проекта, сформулирована проблема для детей; составлен перспективный план проектной деятельности по теме «Профессии  разные нужны – профессии разные важны», осуществлен подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2 этап – основной (практический)

Подразумевает реализацию основного содержания проекта по направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Проектная деятельность сама по себе подразумевает интеграцию различных видов детской деятельности.

Так, интеграция таких областей, как Социально-коммуникативная, Познавательное развитие, Труд проявилась в таких формах работы  с детьми как:

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Ателье», «Космонавты», «Кафе»,  «Принцессы и принцы», «Нефтяники» и др.

 Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Поваренок», «Кому, что нужно для работы», «Профессии».

Экскурсия в библиотеку;

Познавательные занятия: «Чем пахнут ремесла», «Кто построил новый дом»,  «Буратино знакомит с профессией – резчик по дереву».

Беседы:  «Профессии нашего города», «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?», «Безопасность на рабочем месте».

Работа с родителями на практическом этапе подразумевала:

Встречи в условиях ДОУ с целью рассказать детям о своей профессии, показать атрибуты, их назначение, обозначить важность данной профессии для людей. 

По реализации областей речевое развитие, художественно-эстетическое развитие с детьми проведено: чтение книг, разучивание пословиц и поговорок о труде и обсуждение их значения. Составление рассказов о профессиях родителей. Развлечение по английскому языку «Профессии по-английски», взаимодействие с преподавателем английского языка. Отгадывание загадок. Составление  рассказов на тему «Кем я хочу быть». Рисование на тему «Кем я хочу быть».

Работа с родителями включила:

Рассказы детям о своей профессии, показ фотографий с рабочего места. Подборка художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок о труде, профессиях.

Реализация области художественно-эстетическое развитие (музыка) включила такие формы работы с детьми, как:

беседа о профессиях: «Музыкант», «Композитор». Слушание песен.

Реализация области физическое развитие: 

подвижные игры: «Снайпер», «Вперед, ракеты», «Красный, желтый, зеленый». Динамические паузы «Космонавты», «Шофер».

3 этап – итоговый 

Подразумевает подведение итогов всей проведенной работы. На этом этапе проведено: итоговое занятие, которое прошло на базе Детской городской библиотеки, было подготовлено сотрудниками библиотеки  и называлось «Калейдоскоп профессий». Оно прошло в рамках традиционного сотрудничества детского сада с библиотекой. На этом мероприятии, состоявшем из различных конкурсов, загадок дети смогли обобщить и закрепить все полученные ранее знания.

 В группе была оформлена выставка, где была представлена художественная литература, которую дети подбирали вместе с родителями и отбирали сами при посещении библиотеки. Кроме того, в результате работы над данным проектом были оформлены следующие альбомы: «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем хотят стать девочки», «Кем хотят стать мальчики».

Дети совместно с родителями и педагогами оформили книжки-малышки: «Загадки о профессиях», «Стихи о профессиях», «Пословицы и поговорки о труде».

Учет гендерных особенностей в работе над проектом позволило создать дополнительную мотивацию детей к деятельности, а так же синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки наших детей.  Благодаря заинтересованности детей и родителей, пониманию с их стороны, отзывчивости, активности и творческим способностям, в группе пополнилась игровая среда.

В ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению в школе.

 После я провела рефлексию проведенного мероприятия. Увидела, что такая форма работы способствует более активному вовлечению родителей в образовательный процесс. Помогла сплотить коллектив родителей, дала возможность им осознать необходимость и важность игры для ребёнка в дошкольном возрасте. Поэтому я решила в дальнейшем так же использовать проектную деятельность.

Использованная литература

  1. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-Пресс», 2000.
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия/ авт.-сост. Е. В. Коробицына.- Волгоград: Учитель 2009.
  4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- -7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова.- Волгоград: Учитель, 2011.
  5. О. Д. Смирнова Метод проектирования в детском саду: Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.- М.: Аркти, 2011.