План по самообразованию
материал
План по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию на тему «Реализация преемственности в работе детского сада и школы». | 97.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 33» НМР РТ
План по самообразованию на тему
«Реализация преемственности в работе детского сада и школы».
Каримова А.К. старший воспитатель
План по самообразованию на 2016 – 2020 учебный год
Тема: «Реализация преемственности в работе детского сада и школы».
Пояснительная записка.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
∙организационно-методическое обеспечение; ∙работа с детьми;
∙работа с родителями.
Цели:
⮚реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придание педагогическому процессу целостного, последовательного характера;
⮚ уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования;
⮚повышение качественного уровня готовности ребенка к обучению в 1-м классе;
⮚создание условий для разработки единых подходов икритериально-оценочных показателей эффективности совместной работы.
Целью дошкольного этапа являются гармоничное развитие воспитанников и формирование у них школьной зрелости, т.е. интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.
Задачи:
⮚Создать единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало дошкольниками развитие социокультурных ценностей.
⮚Обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
⮚Развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; расширять знания об окружающем мире, стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другие виды активности.
⮚Совместная работа с семьями воспитанников
⮚Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
⮚Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:
- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания; - фонематического слуха.
⮚Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной
школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
Форма отчётности:
⮚Подготовить консультации в уголке для родителей: «Готовность ребёнка к школе», «Леворукий ребёнок в школе», «Ваш ребёнок идёт в 1 класс».
⮚Провести анкетирование среди родителей будущих первоклассников. ⮚Организовать родительское собрание совместно с психологом «Ваш ребёнок
будущий первоклассник».
⮚С воспитателями подготовительных групп провести взаимное консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к школе.
Организационно-методическое обеспечение включает:
∙Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. ∙Совместные заседания по вопросам эффективности работы учителей и
воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе. ∙Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных
форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Работа с детьми включает:
∙Организацию адаптационных занятий с детьми
∙Работу психолога по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
∙Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. Система взаимодействия педагога и родителей включает:
∙Совместное проведение родительских собраний. ∙Проведение дней открытых дверей. ∙Посещение уроков и занятий родителями. ∙Консультации психолога и учителя.
∙Организация экскурсий по школе.
∙Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Ожидаемые результаты
Целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать: ∙Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
-личностного развития ребенка;
-укрепления психического и физического здоровья;
-целостного восприятия картины окружающего мира;
-формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
-преодоления разноуровневой подготовки.
∙Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
∙Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.
Формы работы:
⮚Совместная работа с семьями воспитанников. ⮚Сотрудничество с учителями СОШ. ⮚Сотрудничество с социумом.
⮚Индивидуальная работа с детьми. ⮚Совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы работы:
⮚Экскурсии ⮚Беседы
⮚Чтение художественной литературы о школе ⮚Изобразительная деятельность
⮚Сюжетно-ролевые игры ⮚Словесные и дидактические игры
⮚Рассматривание школьных принадлежностей ⮚Праздники
Этапы:
I. Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный).
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с.
2. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.
3. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с.
4. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». М.: Знание, 2007. – 235 с.
5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007.-145с.
6. Рылеева Е.В.//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с.104-112
1. Нормативно – правовые документы:
∙ Закон «Об образовании»,
∙ Концепция модернизации Российского образования,
∙ Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), ∙ «Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы»,
∙ Письмо Министерства России от 25.03.1994 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».
∙ Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
∙ ПРИКАЗ от 23 ноября 2009г. N 655 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
2. Статьи:
журнал «Обруч» №1, 1997г
∙ Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности»,
∙ Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы»
∙ Л. Стрелкова «От «школы для маленьких» к школе «маленькой» и «большой»» ∙ Е.Сербина «Преемственность: так в чем проблема?»
Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность» Журнал «Начальная школа» №1, 2002г:
∙ Н.М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»
∙ О.И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования»;
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г:
∙ О.П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»; ∙ М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»;
∙ В.П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность» II. Этап внедрение в практику.
III. Этап представление опыта по теме.
Мною были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
⮚методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
⮚работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
⮚работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:
1. Периодически дети совершают экскурсию в СОШ № 14, 19. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
2. За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на
родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах, реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.
3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада -будущим ученикам.
4. Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
5. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.
Проблемы преемственности.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. С какими же проблемами сталкивается наш детский сад при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного выстраивать в «школьной" логике, вместо развития познавательных процессов.
2. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают неплохие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школы, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
В конце учебного года педагогом-психологом ДОУ проводится диагностика психологической готовности детей к школе, результаты которой показывают, что
наблюдается положительная динамика готовности воспитанников детского сада к обучению в школе.
Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная система работы с детьми в нашем ДОУ дает положительные результаты.
Модель выпускника
Развитие психических процессов | ||
Интеллектуальное развитие | Социальная зрелость | Личностные качества |
Ребенок: ⮚ способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; ⮚ может применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач; ⮚ владеет предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и образцу, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции; ⮚ проявляет осведомленность в разных сферах жизни. | Ребенок: ⮚понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; ⮚выбирает соответствующую линию поведения; ⮚умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; ⮚учитывает желания других людей; ⮚освоил различные виды детской деятельности; ⮚способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. | ⮚эмоциональность ⮚общительность ⮚креативность ⮚произвольность ⮚инициативность ⮚самостоятельность и ответственность ⮚самооценка ⮚отзывчивость ⮚свобода поведения. |
Индивидуальные особенности развития | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Состояние физического здоровья: группа здоровья; перенесенные заболевания; период после болезни. Творческие способности: музыка; рисование; художественный труд. Коррекция: физических отклонений; психических отклонений; речи. | Ребенок: ⮚в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; ⮚имеет представление о своем физическом облике и здоровье; ⮚владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость; ⮚соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. | Ребенок: ⮚ способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе; ⮚ эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Физическое развитие: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Социально-личностное развитие:
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие:
− способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
− имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
− овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
− овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Содержание работы | Срок | Ответственные |
Содержание совместной работы воспитателей детского сада и учителей школы | ||
Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков) | В течение года | Старший воспитатель Воспитатели подготовительной группы |
Участие в педагогических советах. | ||
Взаимное консультирование. | ||
Проведение совместных родительских собраний | ||
Содержание работы по ознакомлению детей со школой | ||
Посещение торжественной линейки в школе | Сентябрь | Воспитатели подготовительной группы |
Экскурсия к зданию школы | ||
Экскурсия в библиотеку школы | Октябрь | |
Беседа о школе | ||
Беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов) | ||
Чтение и рассказывание стихов о школе | Ноябрь | |
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь | ||
Изобразительная деятельность на тему школы | В течение года | |
Выставка детских работ «Что я знаю о школе» | ||
Сюжетно-ролевая игра «В школу» | ||
Словесные и дидактические игры школьной тематики | ||
Знакомство с пословицами и поговорками об учении | ||
Вечер загадок «Скоро в школу» | ||
Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» | ||
Экскурсия в спортивный зал школы | По плану школы | |
Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками | По плану школы | |
Посещение праздника «Прощание с букварем» | Январь | |
Экскурсия в актовый зал школы | ||
Выпуск детей в школу | Май |
Содержание работы по взаимодействию с родителями | ||
Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе» Правила для родителей. | Сентябрь | Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы |
Родительское собрание «Скоро в школу» | Сентябрь | Воспитатели подготовительной группы учителя начальных классов |
Консультация «Леворукий ребенок» | Январь | |
Консультация «Готовим руку к письму» | Февраль | |
Родительское собрание с присутствием учителя начальных классов с показом занятия воспитателей ДОУ | Март Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...