консультация для воспитателей Сенсорная комната
консультация
Сенсорная комната – это особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.
Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, подводный мир.
Задачи, решаемые в условиях сенсорной комнаты:
Создать эмоционально-положительный настрой в группе.
Снять эмоционально-мышечное напряжение.
Воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым.
Развивать наблюдательность, внимание.
Обогащать пассивный и активный словарь детей.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать игровые навыки, произвольность поведения.
Развивать тактильную чувствительность, слуховое и зрительное восприятие.
Способствовать формированию адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_komnata.docx | 12.86 КБ |
sensornaya_komnat1.docx | 213.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная комната
Консультация для воспитателей
Воспитатель: Прядеина Тамара Геннадьевна
МКДОУ ЦРР- детский сад №10
Предварительный просмотр:
Сенсорная комната – это особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.
Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, подводный мир.
Задачи, решаемые в условиях сенсорной комнаты:
Создать эмоционально-положительный настрой в группе.
Снять эмоционально-мышечное напряжение.
Воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым.
Развивать наблюдательность, внимание.
Обогащать пассивный и активный словарь детей.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать игровые навыки, произвольность поведения.
Развивать тактильную чувствительность, слуховое и зрительное восприятие.
Способствовать формированию адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии.
В сенсорной комнате ребенок пребывает в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении педагога исследует окружающее. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние: как расслабляющее, так и стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Оборудование комнаты:
Развивающая игра "Сенсино" (настольная) для развития тактильных ощущений
Игра развивает тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, позволяет развивать коммуникативные навыки.
На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке. Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки с металлическим шариком внутри, которую раскручивает игрок. Возможно много вариантов игры, в одних фишки раскладываются в каждую из 12 норок, при других лишь в некоторые норки. Игра развивает тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, позволяет развивать коммуникативные навыки. Наборы из 12 пар магнитных и немагнитных фишек шести видов приобретаются отдельно: животные, латинские буквы, простые и сложные геометрические формы, различные поверхности, цифры
Развивающая игра "Баррикадо"
Игра формирует стратегическое мышление. Взаимодействуя, дети учатся координировать свои движения, общаться друг с другом, уступать, находить компромисс.
Игрокам нужно провести диск с отверстием через все препятствия. Управлять диском можно только с помощью канатов, на которых держится диск. Напольная игра полезна для коллективной работы и развития коммуникативных навыков, улучшает координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.
Устойчивая деревянная подставка с вертикальной осью, ходовой диск с большим отверстием и восемь деревянных дисков-препятствий различной формы. На оси расположены пять “сучков”, на которые и надеваются диски-препятствия. Диск удерживается и управляется четырьмя шнурами, закрепленными узлами снизу диска.
Задача игроков - провести ходовой диск через все препятствия так, чтобы два шара-груза не упали с него. Продвигать диск можно сверху вниз или, наоборот, снизу вверх. Играть в эту игру могут от одного до четырех участников. Если играет один ребенок, ему придется держать в каждой руке по два шарика.
Игра формирует стратегическое мышление. Взаимодействуя, дети учатся координировать свои движения, общаться друг с другом, уступать, находить компромисс.
Развивающая игра "Пицца"
Игра развивает наблюдательность, внимание, зрительную память, логическое мышление, способствует развитию мыслительной деятельности, внимания, понимания пространственных отношений, навыка цветоразличения.
Игроку требуется собрать все кусочки пиццы в один пирог, при этом кусочки должны подходить один к другому. Нужно угадать принцип, на котором строится соответствие. Комплект представляет собой деревянный ящичек, в котором находятся 4 деревянные основы для собирания пиццы и 8 наборов карточек. Каждый набор состоит из 8 карточек-секторов. Критерием для соединения двух карточек в разных наборах являются:
- единый, четко симметричный рисунок;
- размер и взаимное расположение частей рисунка;
- чередование цветов в цепочке;
- количество точек в узоре.
Игра развивает наблюдательность, внимание, зрительную память, логическое мышление, способствует развитию мыслительной деятельности, внимания, понимания пространственных отношений, навыка цветоразличения.
Развивающая игра "Сырный ломтик" (напольная)
Игра способствует развитию внимания, терпения.
Мольберт с вырезанными в нем отверстиями разной формы. Игрок должен доставить от старта к финишу фишку, уложенную на подставку, которая двигается при помощи двух длинных шнуров. Приходится лавировать между отверстиями, чтобы не уронить фишку. Особенно интересен парный вариант работы, когда шнуры выдают двум разным игрокам. Игрок кладет фишку или шарик на тонкую подставку, удерживаемую двумя шнурами, проходящими через петли с левой и правой сторон доски. К каждому шнуру прикреплен шар, за эти шары игрок держит подставку и управляет ею. Его задача - провести подставку с фишкой (шариком) от нижнего края доски к верхнему (или наоборот), не уронив шарик в отверстие.
В игре развивается координация движения рук, понимание принципа балансировки и пространственных отношений: «влево-вправо», «вверх-вниз», умение различать и соотносить геометрические размеры и формы. Игра способствует развитию внимания, терпения.
Песочная терапия, юнгианская песочница, игры с песком, кинестетический песок, рисование песком – вот лишь несколько видов применения песка для «работы» с детьми, которые сейчас на слуху и в которых так легко запутаться родителям. Несмотря на использование одного и того же материала, они существенно различаются по своим целям и результату. Если игры с песком или рисование на песке можно отнести скорее к развивающим занятиям, то песочная терапия – это всегда глубокая психологическая работа. А психотерапия начинается там, где возникает психологическая проблема. Если семья не может справиться с трудностями малыша самостоятельно и усилия родителей оказываются неэффективными, это может стать показанием для обращения к детскому психотерапевту.
«Сенсорная тропа»
Описание:
Воздействует на рецепторы стопы, стимулирующие внутренние органы, способствует профилактике плоскосотопия, оказывает оздоровительный эффект. Развитие вестибулярного аппарата, координации движений, речи, умения передавать ощущения, эмоции, речи.
Фиброоптическая тактильная панель
Предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, развивает осязательные навыки. Формирует представление о цвете, позволяет снять эмоциональное напряжение. Фиброоптическое волокно, создает эффект мерцания при полном или частичном отсутствии освещения. Панель многофункциональна, может использоваться для развития воображения, творческих способностей, внимания, памяти, сенсорно - перцептивных ощущений, а также для стимуляции тактильно – визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, создания положительного настроя на работу.
Сухой душ
Разноцветные шелковые ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Ленты приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Сухой душ способствует снятию нервно-психического и эмоционального напряжения. Например, ребенку можно предложить представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.
Сухой пальчиковый бассейн
Данная методическая разработка представляет опыт использования «Сухих пальчиковых бассейнов» для развития мелкой моторики при работе с детьми с ОНР в возрасте от 3-х до 7-и лет.
Цель: создание условий для речевого развития через сенсорно-игровое действие с дидактическим пособием «Сухой пальчиковый бассейн».
Задачи: создать эффективный дидактический комплекс для развития сенсорных способностей; пополнить образовательную среду группы вариациями «Сухого пальчикового бассейна»; оборудовать в ДОУ сенсорно-игровое пространство для развития мелкой моторики как средства речевого развития детей; реализовывать игровой подход при организации процесса формирования речевых навыков и умений; обеспечивать интеграцию содержания психолого педагогической работы, видов детской деятельности, форм работы с детьми в процессе развития речи. В последнее время всё больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребёнка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи и на их интеллектуальном развитии. Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая), песком, солью. Используя пальчиковый бассейн,
следует помнить: 1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. Педагогическая ценность дидактического пособия заключается: в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности; в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы); в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом); в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник; в организации массажа рук; в развитии самооценки; в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников). Возможности применения пособия «Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность «Пальцы играют»
Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов. Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью.
Ход игры: Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи. Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами. Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём. Продуктивная деятельность Рисование пальчиками «Солнышко»
Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развить воображения, мышления, мелкой моторики. Воспитание усидчивости, терпения.
Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой.
Ход игры Детям загадывается загадка про солнце: Не высоко, не низко, Не далеко, не близко. Проплывает в небе шар- Раскалённый, как пожар. Дети рисуют солнышко с определённым количеством лучиков. Коммуникативная деятельность «Отгадай, что спрятано»
Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы.
Ход игры: Вариант 1. Воспитатель даёт словесное указание ребёнку, что спрятано. Ребёнку нужно найти предмет (на середине, в правой части бассейна и так далее).
Вариант 2. Воспитатель предлагает ребёнку схему, по которой тот ищет предмет. Усложнение: предмет прячет сам ребёнок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему. Двигательная деятельность «Кто быстрее передаст игрушки»
Цель: развитие общей подвижности, укрепление мышц ног, ловкости и координации верхних конечностей.
Ход игры: Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные игрушками из сухого бассейна. В конце шеренг — пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одной игрушки, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей. Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
Консультация для воспитателей по сенсорике...
Консультации для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...
Консультация для воспитателей «Сенсорная комната в ДОУ»
Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, со...
Консультация для воспитателей «Сенсорная комната в ДОУ»
Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, со...
Консультация для воспитателей "Сенсорная комната"
quot;Сенсорная комната"...
Консультация для педагогов "Сенсорная комната в ДОУ и ее значение для здоровья и развития дошкольников"
Консультация для педагогов "Сенсорная комната в ДОУ и ее значение для здоровья и развития дошкольников"...