Картотека пальчиковых игр с детьми раннего возраста
картотека (младшая группа)

Кунакужина Гульназ Робертовна

развиваем мелкую моторику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_melkuyu_motoriku.docx99.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Развиваем мелкую моторику

Картотека пальчиковых игр

с детьми раннего возраста

Составил: Воспитатель МКДОУ Д/с № 33  

 Кунакужина Г.Р

Гусь                                                              

                                                                        Гусь стоит и все гогочет, 

C:\Documents and Settings\MiniUser\Рабочий стол\Новая папка\IMG_20170112_144955_1.jpg

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указанияЛадонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу

Дерево

C:\Documents and Settings\MiniUser\Рабочий стол\Новая папка\IMG_20170112_144826_1.jpg

                                                У дерева ствол,

                                           На стволе много веток,

                                              А листья на ветках

                                                Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

                                             Лес

                                      Здравствуй, лес, дремучий лес,

                                           Полный сказок и чудес.

Методические указания. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Корзинка

C:\Documents and Settings\MiniUser\Рабочий стол\Новая папка\IMG_20170112_144523.jpg

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны-ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

                                       

                                      Стул

                                                C:\Documents and Settings\MiniUser\Рабочий стол\Новая папка\IMG_20170112_145438.jpg

Ножки, спинка и сиденье –

                                   Вот вам стул на удивленье.

Методические указания. Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

Стол

                                         

                                         C:\Documents and Settings\MiniUser\Рабочий стол\Новая папка\IMG_20170112_145614_2.jpg

У стола четыре ножки,

                                      Сверху крышка, как ладошка.

Методические указания .Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правую руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

                                                    Пароход 

C:\Documents and Settings\MiniUser\Рабочий стол\Новая папка\IMG_20170112_145249.jpg

                                Пароход плывет по речке,

                                        И пыхтит он, словно печка.

Методические указания. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

 

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«КУРОЧКА»

 

«Курочка - рябушечка                 не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,                          пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«МЫШКИ»

 

«Вот как наши ребятишки                     дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»                                         трут ладошкой о ладошку

 

«ЦВЕТОЧКИ»

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

 

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

 

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»

«Сорока – белобока                    дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

 

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!                        показывают большой палец

 

Ты воды не носил,                    грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!                       разводят обе руки в стороны

 

Вот тебе горшок пустой,         сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»             указательным пальцем показывают на угол

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

 

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

«КИСКА»

 

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

«Семья»

       Этот пальчик — дедушка,

       Этот пальчик — бабушка,

       Этот пальчик — папочка,

       Этот пальчик — мамочка,

       Этот пальчик — я

       Вот и вся моя семья

(загибаем пальчики по очереди, начиная с большого пальца.)

 «Вот помощники мои»

Вот помощники мои

Их сожми и разожми

Поверни их этак, так

Помани слегка вот так

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

 « Наши пальчики устали.»

(Пошевелить всеми пальцами.)

Долго, долго рисовали.

(Постучать пальчиками друг о друга - мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т.д.)

Мы немного отдохнём (Поглаживание ладошкой правой руки по левой рук

 И рисовать опять начнём. (Подуть на пальчики.)

«Дождик»

  сидя  за  столом,  кисти  рук  лежат  на  столе.

        Дождик – дождик,

        Полно  лить,

        Малых  детушек

        Мочить.

(Постукивать  по  поверхности  стола  подушечками  пальцев  обеих  рук:

 сначала  большим  пальцем,  потом  указательным  и  т.д.)

«Детки»

   Тише, тише, не шумите,

   Наших деток не будите!

   Птички станут щебетать,

   Будут пальчики вставать.

(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. )

  Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

«Мы  играем  на  рояле»

        Мы  играем  на  рояле,

        Посмотрите  все  на  нас.

        Ловко  двигаются  пальцы,

        Играть  научим  мы  и  вас.

Предложите  детям  «поиграть  на  рояле»  (имитация).  Меняйте  темп  игры:  «играйте»  медленное  произведение,  затем  быстрое.

«Дождик,  дождик,  веселей»

Дождик,  дождик,  веселей!

(Указательным  пальцем  правой  руки  стучать  по  ладошке  левой  руки.)

 Капли,  капли  не  жалей.

(Стучать  указательным  пальцем  по  каждому  пальцу  левой  руки,  начиная  с мизинца  и  обратно.)

 Только  нас  не  замочи,

(Указательным  пальцем  левой  руки  стучать  по  ладошке  правой  руки.)

 Зря  в  окошко  не  стучи.

(Стучать  указательным  пальцем  по  каждому  пальцу  правой  руки,  начиная  с  мизинца  и  обратно.)   

Птичка.

Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке) Вот тебе водичка Вот тебе крошки на моей ладошке. (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания).

 

Пальчиковые игры на основе фольклора

 

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду – бульк!- уроните руку вниз.

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей, ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и залетает жук.

Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

 

Кораблик

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.- ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.- указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь.

Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь-стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.-машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал и головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка, машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко.- ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко!

Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.

Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.- показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение восп...

Картотека пальчиковых игр для раннего возраста

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Они дарят нашим детям здоровье, воздействуя на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными орга...

картотека пальчиковой гимнастики для раннего возраста

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....

картотека пальчиковых игр для раннего возраста

Пальчиковые игры — это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше....

Картотека пальчиковых игр в раннем возрасте

laquo;Пальчики здороваются»Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянно...

Картотека пальчиковых гимнастик для раннего возраста

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста по теме проекта (составлено на основе рекомендации Программы "Первые шаги")....