Статья: Малоподвижные игры для детей подготовительного возраста.
статья (подготовительная группа)

Максимовская Наталия Викторовна

Статья о роли малоподвижных игр для детей подготовительной группы. Цель этих игр- снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойнму. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. Спецификой данного вида игр является способ организации детей:круг,врасыпную, шеренга; движения которые включаются в игру, методика проведения игры, темп в котором она ведется - медленный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Малоподвижные игры  для детей подготовительного возраста.     

   Малоподвижные развлечения направлены на снижение интенсивности физической нагрузки и постепенный переход от состояния возбуждения к спокойной деятельности. В них воспитателю не нужно объяснять правила, достаточно несколько раз самостоятельно показать движение или продемонстрировать его на любом ребенке.

   Особенности нервной системы детей не позволяют им в нужном размере контролировать свои эмоции и мышечное возбуждение. Поэтому в детском саду всегда усваивается правило — каждая подвижная деятельность имеет завершающий отрезок, в процессе которого активность снижается. Достигается это проведением малоподвижных игр.

         Цель этих игр – снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

  В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. Спецификой данного вида игр является способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3-6 раз). Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из детей. Игры малой подвижности подразделяются на игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики, внимания (слухового, моторно – двигательного), интеллекта, слуха, зрения и речи. Игры малой подвижности способствуют развитию памяти и внимания, сообразительности, наблюдательности, координации движений, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, формированию и закреплению двигательных умений. Они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной, вечерней прогулке, в физкультурных минутках и физкультурных паузах, самостоятельной двигательной деятельности детей. Предлагаемые игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют младшие дошкольники с помощью воспитателя и старшие - самостоятельно.     
Проведение игр в подготовительной группе с малой подвижностью делится на несколько периодов:

  1. Собрать детей для начала игры. Призывом служит свисток. По желанию добавляется сюрприз — воспитатель показывает маленькое письмо или записанное сказочным персонажем видео, настраивающее на тематику выбранной из картотеки с целями малоподвижной игры в старшей или подготовительной группе.
  2. Начало. Если присутствовал сюрприз, то следует познакомиться с его содержанием (прочитать письмо, посмотреть видео от сказочного героя). Далее провести беседу и показать на примере видео или фото, что требуется делать в предлагаемой игре. При этом воспитатель с выражением читает стихотворение на соответствующую тему. Если упражнение знакомо детям — предложить им отгадать название по картинкам.
  3. Объяснение в подготовительной группах происходит словесно, без показа движений. Знакомые детям упражнения объясняются в формате вопросов на знание правил.
  4. Процесс игры. В первое знакомство роль ведущего лежит на воспитателе. При повторении дети выбирают главного самостоятельно, а педагог лишь направляет их по ходу действия.
  5. В завершении стоит подвести итоги и задать вопросы: «Насколько интересна была игра?»; «Что чувствовали в процессе?».

Малоподвижные игры для подготовительной группы.   

1. «Угадай, что делали» Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети!

 Где вы бывали?

Что вы видали?

 Дети отвечают: Что мы видели – не скажем, А что делали – покажем.

 Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.

2. «Колечко». Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. В ладонях он держит колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей: ладошками, сложенными лодочкой, по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. Тот, кому досталось колечко, не должен выдать себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. Тогда игру продолжает прежний водящий.

3.«Ручки-ножки». Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения. Дети выполняют.

Все захлопали в ладоши Дружнее, веселее! (Хлопают в ладоши.)

 Застучали наши ножки Громче и быстрее! (Стучат ногами.)

 По коленочкам ударим Тише, тише, тише! (Хлопают по коленкам.)

 Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше! (Медленно поднимают руки.) Завертелись наши ручки (поворачивают кисти вправо-влево),

 Снова опустились. Покружились, покружились И остановились (опускают руки).

 4.«Запрещенное движение».  Играющие образуют круг. Воспитатель заранее уславливается с ними, какое движение нельзя делать, например приседать, хлопать в ладоши, махать руками. Затем под музыку показывает различные движения, которые дети должны в точности повторить. Чем разнообразнее и забавнее эти движения, тем интереснее игра. Педагог может показать запрещенное движение – тот, кто по невнимательности повторит его, должен сплясать, спеть или прочесть стихотворение. Игру можно усложнить: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, дети должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед – два раза хлопнуть в ладоши.

5.«Три, тринадцать, тридцать» Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий – в середине круга. Когда игра проводится впервые, желательно, чтобы водящим был педагог. Педагог объясняет: «Если я скажу: три, все разводят руки в стороны; если тринадцать – ставят руки на пояс; если тридцать -поднимают руки» (можно выбрать любые движения). Педагог быстро называет то одно, то другое движение. Ребенок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда останутся один-два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.

6.«Вершки и корешки». Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребенок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель. 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

7. «Ворота» Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «Ворота!» останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Игра продолжается.

8. «Стоп!» Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки. На противоположной стороне кружком (диаметр два-три шага) обозначается дом водящего, который стоит спиной к детям и говорит: «Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!». Пока он говорит, дети шагают вперед. Как только произнесет: «Стоп!» – останавливаются. Водящий смотрит: кто не успел замереть на месте и шевельнулся? Называет этих детей – они возвращаются на исходную линию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай!». Все продолжают шагать вперед, начиная с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Вернувшиеся на исходную линию двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!». Тот, кому это удастся, становится водящим.

9.«Кто ушел?» Дети стоят кругом или полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

10. «Найди мяч!» Все играющие встают в круг вплотную друг к другу лицом к центру. Один ребенок (по выбору педагога) становится в центр -это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из них педагог дает в руки мяч. С этого момента дети начинают передавать его друг другу за спиной. Играющий, стоящий внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого показать свои руки, сказав ему: «Руки!». Ребенок мгновенно протягивает обе руки вперед ладонями кверху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в центр, а на его место идет водящий.

11.«Тик-так-тук!» Дети стоят врассыпную по залу. По сигналу «Тик!» все делают наклоны влево- вправо, по сигналу «Так!» останавливаются, а по сигналу «Тук!» подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

12.«Хлопки» Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два – присесть, на три – встать с поднятыми руками (допустимы любые другие варианты движений).

13. «Четыре стихии» Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: «Земля!» – руки вниз; «Вода!» -руки вперед, «Воздух!» – руки вверх; «Огонь!» – вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

14. «Как живёшь?» 

 Мы играем целый день.  Цель день играть е лень.  Ты смотри, не отставай.  Всё за нами повторяй. 

 Как живёшь?  Вот так! 

 Как идёшь! – маршировать на месте.  Вот так! 

 Как бежишь? – бег на месте.  Вот так! 

 Ночью спишь? – присесть, руки под щёку.  Вот так! 

 Как в ладоши хлопаешь?  Вот так! 

 Как ногами топаешь?  Вот так! 

 Как скачешь на носочках?  Вот так! 

 Руки ниже опусти  И достанешь до земли, как? – гуськом.  Вот так! 

 Шире рот откроем как?  Вот так! 

 И гримасы все состроим как?  Вот так! 

 Как скажу я 1, 2, 3,  Все с гримасами замри  Вот так!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ   ОГЛАВЛЕНИЕ   с бегом: «Ловишки»«Уголки»  «Парный бег»«Мы...

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА...

Комплексы ОРУ, подвижные игры и малоподвижные игры для детей подготовительной к школе группы

Комплексыобщеразвивающих упражненийдля детей подготовительной к школе  группы (Рябинка, клубничка) Общеразвивающие упражнения без предметов...

«Народные Башкирские малоподвижные игры для детей дошкольного возраста»

Такие игры помогают привить дошкольникам любовь к родному краю, сформировать интерес к изучению игр разных национальностей, воспитать чувство толерантности....

Статья : "Малоподвижные игры для детей 2-3 лет"

статья для ознакомления с малоподвижными играми....