Традиции русского народа
проект (подготовительная группа)
краткосрочный проект в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_russkogo_naroda.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Краткосрочный проект «Традиции русского народа»
СОГЛАСОВАННО:
ВРИО заместитель заведующего по УВР_________ Прокопьева О.С.
Разработала воспитатель: Дрюкина А.Ф.
Творческий проект в подготовительной группе.
Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.
«Обычаи и традиции русского народа»
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории.
Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: чтение сказок и былин, беседы, заучивание стихов и потешек, театрализованная деятельность, викторины, игры, познавательная деятельность, продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как на занятиях специально организованных, так и в самостоятельной деятельности. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, развитие предметно – пространственной среды.
Тема проекта:
«Обычаи и традиции русского народа»
Сроки реализации: краткосрочный (26.10.2020-6.11.2020)
Вид проекта: творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Цель:
создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций
Задачи:
- способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории;
- продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков);
- способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
- создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми);
- способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Направление проекта:
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Актуальность проблемы:
Проблема педагогическая: одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время
Проблема детская: Как жили люди на Руси?
Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки. Раз. Два. Три. Кто там спрятался внутри», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Ивашка, Ивашка синяя рубашка», «Колпачок» и др.
6. Познакомятся с традициями русского народа: гостеприимство, почитание старости.
7.Узнают русские народные пословицы, поговорки.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
11. Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Подготовительный этап:
- создать в группе предметно-пространственную среду для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности детей;
Основной этап. Реализация проекта: (таблица №1)
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Театрализованное представление русской народной сказки «Теремок»
Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)
Дни недели | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями и | |
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
26.10.2020. Понедельник «Эти мудрые русские сказки». | Беседа об истории русского народа. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» Экскурсия в музей русской избы | «Слава русской старине» Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери». Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры. | Познакомить детей с прялкой и веретеном. Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено. Хоровод «На горе-то калина» | Познакомить с предметами русского быта. Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители). |
27.10.2020Вторник «В гостях у Василисы Премудрой» | Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Знакомство детей со старинным русским обычаем «Гостеприимство» | Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. | Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу» Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду». Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка». Обыгрывание песни «Где был Иванушка? » | Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве. |
28.10.2020. Четверг «Золотые руки мастеров». | Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта» Рисование «В гостях у народных мастеров» | Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства). | Изготовление предметов быта. Закрепление знаний о народных промыслах. | Подготовка консультации для родителей «Подготовка детей к русским посиделкам». «Советы для родителей, что нужно к посиделкам». |
29.10.2020 Пятница «Золотые руки мастеров» | Рисование «В гостях у народных мастеров» | Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла. | Украшение узором игрушки-матрёшки. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана. | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. Консультация для родителей «Игры детей с матрешками» |
2.11.2020 Понедельник | Беседа об обычаях и традициях русского народа. | Выставка книг в группе. Русские народные сказки. | Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр. | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки. |
3.11.2020 Вторник | Лепка. Изготовление блюдца в технике папье маше | Хороводная игра «Ивашка, Ивашка синяя рубашка». | Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи тарелочки. Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка). | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой» |
6.11.2020 «Веселая карусель» | Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок» | Театрализованная постановка «Теремок» Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. | Музыкально – ритмические движения под музыку «Теремок». | Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). |
Результат:
- Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-пространственной среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
2.Сплотился коллектив родителей, воспитателей и детей.
Используемая литература:
1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.
2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.
3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.
5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.
8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004г.
9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.
Интернет - ресурсы:
http://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...