Публикация "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бакина Елена Валентиновна

Игра – это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Игра – это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, наиболее эффективная форма его социализации.

Среди множества детских игр особое место занимают подвижные игры, которые разнообразны по своему содержанию и организации.

Подвижные игры в детском саду проводятся ежедневно, но их, как правило, организует воспитатель. Обычно проводятся знакомые подвижные игры. Стимулирование детей на придумывание вариантов игр используется редко, без подбора оптимальных методов и приемов.

Исходя из этого, возникают противоречия:

  1. Между требованием стандарта по реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры и неумением использовать потенциал подвижной игры на практике.
  2. Между пониманием значимости подвижной игры для развития личности ребенка и традиционным подходом к организации и проведению подвижных игр.
  3. Между необходимостью развития воображения детей как одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования и недостаточным использованием для этого подвижных игр. [15, с. 61]

Пути решения данных противоречий заключаются в повышении профессиональной компетентности воспитателей в организации и проведении подвижных игр с детьми. Поэтому методической службой дошкольного учреждения был разработан и проведен практико-ориентированный семинар-практикум «Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО».

Для тщательного изучения воспитателям на семинаре-практикуме в течение месяца были предложены следующие темы:

  • подвижная игра как форма социализации ребенка-дошкольника;
  • методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста;
  • творческие подвижные игры в развитии детей старшего дошкольного возраста;
  • подвижная игра как средство вовлечения родителей в образовательный процесс.

По мнению В.С. Мухиной, творческое воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческие способности детей.

Имея определённый запас знаний, умений и навыков, дети примерно к концу средней группы делают попытку придумывать варианты игр. Наивысшим уровнем детского творчества являются творческие подвижные игры - игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Физическое воспитание как учебный процесс в своей основе отражает овладевание определенными двигательными действиями.

Ведущими при первоначальном усвоении данного двигательного задания являются облегченные условия обучения. Обязательно необходимо обеспечить относительно постоянные условия для многокрантого творческого повторения.

Если данные требования не соблюдаются, дети не получат представления и полной картины хронологии двигательного потока. У них будут трудно развиваться необходимые сдерживающие процессы, помогающие восприятию пространственно-временных величин. В результате этого изучаемые движения не будут усваиваться, а превращение их в строительный элемент невозможно. Напротив, строительный навык может оказаться деструктивным, что очень неприятно и не должно быть допущено.

Умение представляет собой способность выполнять правильные действия на основе полученных знаний и опыта. С психологической точки зрения умение есть специфическое звено между процессом познания и действием. Характерной особенностью приспосабливаемости человека к существующей действительности является то, что он не только верно ее отражает, но и активно ее изменяет и преобразует. Данный факт придает особую важность действительной стороне человеческого познания. Отсюда вытекает огромное значение формирования умения в процессе обучения. При обучении по физическому воспитанию формируются двигательные умения. Они дают возможность детям выполнять с необходимым пониманием двигательные действия повышенной трудности и творческого характера. Полученные при обучении по физическому воспитанию двигательные умения, по своему содержанию и степени формирования могут быть разделены на два вида, которые условно называем «первичные умения» и «обобщенные умения».

Первичное двигательное умение дает возможность правильному осознанию двигательного действия на основе осмысленного опыта и полученных знаний об общих требованиях, или схемах, к двигательному действию. Первичное умение появляется первым по сравнению с двигательным опытом.

Обобщенное двигательное умение предоставляет возможность выполнять правила двигательных действий в меняющихся условиях.

Оно выстраивается на основе уже полученных знаний и представляет собой основу для навыка. Именно обобщенное умение дает возможность свободным и творческим двигательным действиям в разнообразных и нестандартных условиях, сообразно конкретным требованиям ситуации. Отличия между двумя умениями заключаются в характере их обобщенности и степени автоматизированности соответствующим их компонентов.

Навык представляет собой заученное, закрепленное действие, чьи составные элементы доведены до степени автоматизма. В результате чего двигательное действие может выполняться без прямого сознательного контроля, а навык протекает легко и экономно. Навык имеет место как в умственной, так и в двигательной деятельности человека. [15, с. 62]

Двигательный навык – это выученное, закрепленное действие, которое, благодаря автоматизму составляющих его движений, выполняется легко, экономно, без необходимости разделения на отдельные движения. Сознательный характер при создании двигательных навыков во время обучения физическому воспитанию предполагает предварительное наличие двигательных умений. На базе усовершенствованных двигательных навыков в дальнейшем формируется обобщенное умение. Существенным условием для перехода двигательных навыков в обобщенные двигательные умения является их осмысление и обобщенность.

Подвижные игры как общее подготовительное средство связывают во едино навык и умение, развивают их во взаимной связи. Это происходит из-за особенностей их построения.

Игровые действия реализуются при постоянно меняющейся игровой обстановке, которая, в свою очередь, устанавливает все новые и новые взаимоотношения между играющими. Следя за развитием игры, каждый участник стремится занять наиболее выгодные позиции для действия и, в то же время, поставить других участников в затруднительное положение. Для осуществления своих намерений он должен проявить активность, смекалку, самостоятельность и творчество, высокую концентрацию для быстрого анализа и осмысления воспроизведенных явлений, передать намерения своим и чужим игрокам. Это и есть условия, которые определяют культуру игры и отдельного участника, а также предпосылка к осуществлению необходимых умений в различных ситуациях. Подвижные игры не желательно использовать на начальном этапе обучения движению. Игровая обстановка непостоянная, двигательное действие часто имеет случайный характер, то есть, налицо повторяемость ради состязательного элемента, участники находятся в напряженном состоянии. Кроме того, для успешного участия в играх требуются хорошо усвоенные навыки, а, как известно, формирование и усовершенствование двигательного навыка постигается, лучше всего, через физические упражнения и путем упражнений.

Вопреки выше сказанному, мы считаем, что игра, в известной степени, участвует в создании и укреплении двигательных навыков. В большей степени это относится к детям первого и второго классов. В их играх преобладают естественные формы движения, в реализации которых они имеют известный предварительный опыт. Как при всех остальных возрастах, так и при упомянутых, основное предназначение игры – создать и воспитать умения, научить детей управлять и контролировать собственные движения, согласовывать свои действия с действиями коллектива. Важной чертой подвижной игры является то, что через нее проявляется устойчивость двигательных навыков и умений, их способность связываться между собой, а также умение использовать их в новых различных условиях. В этом отношении подвижные игры являются незаменимым средством контроля. В игровой обстановке дети могут показать максимально свои моментные возможности, в отличие от стандартной обстановки при учете результатов их физической дееспособности. Полученные результаты, таким образом, будут более реальными и корректными, так как стандартные условия являются искусственной средой для детей.

На основе вышесказанного предлагаем следующие выводы:

  1. Подвижные игры не желательно использовать на начальном этапе обучения. Игровая обстановка непостоянная, двигательное действие часто имеет случайный характер, то есть, налицо повторяемость ради состязательного элемента, и участники находятся в напряженном состоянии. Для успешного участия в игре требуются хорошо усвоенные навыки, а, как известно, формирование и усовершенствование двигательного навыка достигается, лучше всего, через физические упражнения и путем упражнений.
  2. Важной чертой подвижной игры является то, что через нее проверяется устойчивость двигательных навыков и умений, а также их способность связываться между собой, ее способность быть использованной в новых различных условиях. В этом отношении подвижные игры – незаменимое средство контроля. В игровой обстановке дети могут максимально показать свои моментные возможности в отличие от стандартной обстановки при учете результатов их физической дееспособности.
  3. Правильно построенная система подвижных игр с творческим характером, акцентирует внимание на развитии двигательных качеств при учете индивидуальных возможностей детей и на особенностях материальной базы, которой располагает данное учебное заведение. [15, с. 63]

Процесс коренных преобразований, происходящий в нашей стране, породил глубокий кризис многих сторон жизни общества, в том числе и в сфере здоровья нации. Основную тревогу вызывает здоровье детей и подростков.

Данные Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют о том, что за последние пять лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12 %, а общей – на 15 %, до 80 % хронических заболеваний развивается в раннем возрасте.

При этом ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей и взрослых, распространенность гиподинамии среди детского населения России к 2003 г. составила 80%.

Считается общепринятым, что дошкольное детство – один из драгоценных периодов в жизни человека.

Именно в этот период в условиях естественного развития и социализации ребенка закладываются основы его здоровья, физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, основ культуры и др.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим направлением формирования физической культуры.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка и одно из условий развития его культуры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. В играх развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества, а также проявляется естественная потребность в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Анализ содержания образовательных программ для дошкольных учреждений и результаты социологических исследований указывают на то, что подвижные игры используются в практике физического воспитания в основном для закрепления полученных навыков и развития психофизических качеств. Между тем подвижные игры содержат ряд условий, обеспечивающих также формирование адекватной регуляции поведения и деятельности, психических и биологических процессов, так необходимых человеку для успешного функционирования в обществе. Это объясняется следующим образом:

  • подвижные игры связаны с движениями, и факт выполнения (или невыполнения) правил становится очевидным;
  • многие игры носят сюжетно-ролевой характер, а значит, движения служат средством выполнения игровой роли и связанных с ней требований;
  • игровые действия осуществляются совместно и одновременно, подражательность одного играющего остальным и воспитателю помогает первому быстро освоить необходимые требования;
  • наглядность правил позволяет ребенку контролировать их выполнение сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима. [23, с. 122]

Поэтому, анализируя различные способы подбора игрового материала для занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, мы предлагаем иной подход в использовании подвижных игр.

Критериями отбора служат соответствие содержания игр задачам физического воспитания; доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала; включенность в двигательную деятельность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Содержание игр составляют основные двигательные действия – ходьба, бег, прыжки, метания, что позволяет формировать «школу движений» детей.

Играм с мячом мы отводим особую роль, так как мяч оказывает разностороннее воздействие на психофизическое развитие ребенка. По мнению Ф. Фребеля, почти всё, в чем нуждается ребенок для разностороннего развития, ему дает мяч: развиваются глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуется деятельность коры головного мозга.

Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, доставляет удовольствие.

Следует учитывать также, что в старшем дошкольном возрасте у детей возникает интерес к состязательности, соперничеству в различных видах деятельности, связанный с проявлением потребности в самоутверждении, мотивации к достижениям.

Однако у части детей в процессе игры отмечаются негативные проявления. Возможно, это обусловлено слабым развитием произвольности поведения, влиянием эмоций. Поэтому участников игры или соревнования следует с самого начала ориентировать на нормы нравственного поведения. Это очень важно, так как дети, которые воспитываются в свободной от соперничества обстановке, в современном обществе будут попадать в ситуацию соперничества, не будучи ориентированными в том, как им следует себя вести. Поэтому в работе с дошкольниками необходимо строить педагогический процесс таким образом, чтобы в нем гармонично сочеталось соперничество детей с их сотрудничеством. виды (игры-манипуляции, сюжетноролевые игры), мы используем подвижные игры, основанные на элементах спортивных игр, во всем многообразии их возможностей только в старшей и подготовительной группах. При этом основная направленность работы в старшей группе – обучение техническим приемам, в подготовительной – командным тактическим действиям. [23, с. 124]

Таким образом, в процессе игровой деятельности осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на формирование осознанной саморегуляции детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»

«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Народные подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы...