Рабочая программа средней группы №12 на 2020—2021уч.г.
рабочая программа (средняя группа)

Шишмакова Наталья Робертовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Крепыш» Рассмотрено и принято Утверждаю: на педагогическом совете ____________ Е.В.Кондратьева Протокол №___ от «__»______20__г. И.о.заведующего МБДОУ детский сад67 Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе № 12 общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 уч.г. Составители: Шишмакова Н.Р., воспитатель Подлегаева М.В., воспитатель г. Нижний Новгород 2020 г. Содержание: 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Планируемые результаты освоения РП. 2. Содержательный раздел. 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП. 3. Организационный раздел. 3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 3.2. Режим дня. 3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий. 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Приложения. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет. Цели и задачи Рабочей программы: 1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; - Обеспечивать охрану здоровья - Способствовать физическому развитию - Способствовать физиологическому развитию 2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; - Способствовать становлению деятельности - Способствовать становлению сознания - Закладывать основы личности 3 – обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. - Создавать атмосферу эмоционального комфорта - Создавать условия для творческого самовыражения Программные задачи по образовательным областям. Социально-коммуникативное развитие См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 56 – 60 Познавательное развитие См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 76-77,82 Речевое развитие См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 93 – 94 Художественно-эстетическое развитие См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 102 – 103 Физическое развитие См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.Стр. 110 Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников. См. ОП «Радуга» - «Я сам!»– стр.29-33 Основные принципы. Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС: 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. 3. Уважение личности ребенка. 4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Основные принципы дошкольного образования. 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). 3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Сотрудничество ДОУ с семьей. 6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9.Учет этнокультурной ситуации развития детей. Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»: Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Принципы: 1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка; 2. Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики; 3. Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей; 4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников; 5. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей; 6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества. Планируемые результаты освоения Рабочей программы. Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения освоения РП. Возрастной портрет ребенка к концу средней группы: • имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография); • владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; • понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей; • познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов; • самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью; • заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; • эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы; • общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью моно-логической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его; •способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия; • соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поли-клиника, транспорт и т. п.); • имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении; интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи; • инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; • имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях; • обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности; • доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам; • осознаёт себя гражданином России; • психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности; • хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости; • имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других; • обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах. Особенности проведения педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач: - индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг: - не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений; -позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; - учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; - позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; - учитывает представленные в РП целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного возраста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года – с момента их прихода в группу в течение двух-трех недель. Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Методическое обеспечение педагогической диагностики. Для оценки индивидуального развития детей проводится педагогическая диагностика. Объект мониторинга Содержание мониторинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 67 «Крепыш»

Рассмотрено и принято                                                             Утверждаю:

на педагогическом совете                                                         ____________  Е.В.Кондратьева                          

Протокол №___ от «__»______20__г.                         И.о.заведующего МБДОУ детский сад67

Рабочая программа

образовательной деятельности

в средней группе № 12

общеразвивающей направленности

на 2020 – 2021 уч.г.

                                                                               Составители:

                                                                                              Шишмакова Н.Р., воспитатель

                                                                                              Подлегаева М.В., воспитатель

г. Нижний Новгород

2020 г.

Содержание:

1.Целевой раздел.

 1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения РП.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.

3. Организационный раздел.

3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.2. Режим дня.

3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Приложения.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

   Цели и задачи Рабочей программы:

1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

- Обеспечивать охрану здоровья

- Способствовать физическому развитию

- Способствовать физиологическому развитию

2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

- Способствовать становлению деятельности

- Способствовать становлению сознания

- Закладывать основы  личности

3 – обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

- Создавать атмосферу эмоционального комфорта

- Создавать условия для творческого самовыражения

Программные задачи по образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие

См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). —  Москва, Просвещение,  2014г. Стр. 56 – 60

Познавательное развитие

См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). —  Москва, Просвещение,  2014г. Стр.  76-77,82  

Речевое развитие

См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). —  Москва, Просвещение,  2014г.  Стр. 93 – 94  

Художественно-эстетическое развитие

См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). —  Москва, Просвещение,  2014г.  Стр. 102 – 103  

Физическое развитие

См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). —  Москва, Просвещение,  2014г.Стр. 110  

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.

См. ОП «Радуга» - «Я сам!»– стр.29-33

   

                                                          Основные принципы.  

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.

  3.  Уважение личности ребенка.

  4.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

Основные принципы дошкольного образования.

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество ДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принципы:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;

2. Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

3. Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

5.  Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных  областей;

6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

  1.  Планируемые результаты освоения Рабочей программы.

                       

   Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения освоения РП.

Возрастной портрет ребенка к концу средней группы:

• имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);

• владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;

• понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

• познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;

•  самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;

• заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

 •  эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;

•  общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью моно-логической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную  деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;

•способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;

• соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поли-клиника, транспорт и т. п.);

•   имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;

интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;

• инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

• имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;

• обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;

•   доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;

•   осознаёт себя гражданином России;

• психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;

• хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;

•   имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;

• обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.

Особенности проведения педагогического мониторинга.

    Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

    Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;

-позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;

- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;

- позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;

- учитывает представленные в РП целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

    В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного возраста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года – с момента их прихода в группу в течение двух-трех недель.

    Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей.

Методическое обеспечение педагогической  диагностики.

     Для оценки индивидуального развития детей проводится педагогическая диагностика.

Объект мониторинга

Содержание мониторинга

Ответственные

Периодичность

Физическое развитие.

Критерии, сформулированные в программе «Радуга».

Инструктор по физической культуре

Май

Речевое развитие

Критерии, сформулированные в программе «Радуга»

Воспитатели

Сентябрь

Формирование математических представлений

Критерии, сформулированные в программе «Радуга»

Воспитатели

Май

Художественно-эстетическое развитие

Критерии, сформулированные в программе «Радуга»

Воспитатели,

Май

Музыкальное развитие

Критерии программы Э.Костиной «Камертон»

Музыкальные руководители

 Май

Социально-коммуникативное  и познавательное развитие

Критерии, сформулированные в программе «Радуга»

Воспитатели

Май

                         2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Описание образовательной деятельности с детьми 4– 5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

     Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр. 56 – 60 ).

    Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.115 - 116

   Методическое обеспечение данной образовательной области.

   

Автор

Наименование издания

Издательство

О.А.Карабанова, ТН.Доронова, Е.В.Соловьева

Развитие игровой деятельности детей 2 – 8 лет.

Москва, Просвещение, 2015

Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова

Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет

Москва, «Просвещение», 2015г.

Т.Г Кобзева

И.А. Холодова

Г.С.Александрова

Организация деятельности на прогулке. Средняя группа.

Волгоград «Учитель» 2013г

Бондаренко Т.М.

Приобщение дошкольников к труду

Воронеж, Метода, 2014

Образовательная область «Познавательное развитие»

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр.75 – 76, 81 – 82).

Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга»  Мир природы и мир человека-стр.119; математические представления – стр.122 - 123

Наименование издания

Автор

Издательство

Познавательное развитие детей  2 – 8 лет: математические представления

Е.В.Соловьева

Просвещение, Москва, 2016

Познавательное развитие 2 – 8 лет: мир природы и мир человека.

Т.И.Гризик

Москва, Просвещение, 2015

Методическое обеспечение данной образовательной области.

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (см.  стр.126-127 в ПООП «Радуга»).

Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.126 – 127

Методическое обеспечение данной образовательной области.

Автор

Наименование издания

Издательство

Развитие речи детей 4-5лет.

В.В.Гризик

Москва, Просвещение, 2015

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (см.  в ПООП «Радуга» стр. 102 – 103).

Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.130 - 131

Методическое обеспечение данной образовательной области.

Рисование

Т. Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-8 лет.» Методическое пособие для воспитателей. ФГОС. Просвещение. Москва 2015 г.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», Москва, 2013г.

Сентябрь

Занятие1, 2, 3, 4 «Что мы умеем и любим рисовать» (4 занятия).

Октябрь

Занятие 1 «Забор вокруг заячьего домика» стр56

Занятие 2 « Травка и цветы, которые растут у забора» стр57

Занятие 3 «Клумбы с красивыми цветам».

Занятие 4 «Яблоко – спелое, красное, сладкое» стр44

Ноябрь

Занятие 1 «Зайчата выращивают лимонные деревья» стр61

Занятие 2 «Зайчата выращивают лимонные деревья».

Занятие 3 «Домик для листовичков» стр63

Занятие 4 «Домик для листовичков».

Занятие 5 «Кисть рябинки, гроздь калинки» стр48

Декабрь

Занятие 1 « Флажки для украшения группы» стр67

Занятие 2 «Украшение пригласительных билетов» стр68

Занятие 3 «Роспись головных уборов для новогоднего праздника» стр68

Занятие 4 « Морозные узоры».

Январь

Занятие 1 «Моя новогодняя ёлочка» стр71

Занятие 2 «Моя новогодняя ёлочка».

Занятие 3 «Красивое панно для украшения группы к новогоднему празднику игрушек».

   « Украсим пакет для новогодних подарков игрушкам».

Февраль

Занятие 1 «Ящики с морковью» стр75

Занятие 2 «Рисуем портрет своей мамы» стр76

Занятие 3 «Рисуем портрет своей мамы».

Занятие 4 «Открытка – приглашение на праздник 8 Марта» стр78

Март

Занятие 1 «Цветы для украшения группы к празднику 8 Марта» стр80

Занятие 2 «Как зайчата перехитрили волка» стр81

Занятие 3 «Преврати свой лоскутик в поле, лес или …» стр82

Занятие 4 «Весёлые матрёшки»

Апрель

Занятие 1 «Нарисуй, что хочешь, краской зеленого цвета» стр84

Занятие 2 «Украшение коробочек для хранения «ценностей» стр85

Занятие 3 «Коробки с апельсинами для медвежат» стр85

Занятие 4 « Красивые салфетки» стр112

Май

Занятие 1 «Рисуем красивые цветы, используя разные оттенки розового цвета» стр88

Занятие 2 «Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек» стр89

Занятие 3 «Красивые весенние цветы, которые нам понравились» стр89

Занятие 4 «Радуга – дуга, не давай дождя».

Лепка

Т. Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-8 лет.» Методическое пособие для воспитателей. ФГОС. Просвещение. Москва 2015 г.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», Москва, 2013г.

Сентябрь

Занятие «Что мы умеем и любим лепить» (4 занятия).

Занятие 5 « Жуки на цветочной клумбе».

Октябрь

Занятие 1 «Корзина с любимыми фруктами для зайчат» стр59

Занятие 2 «Корзина с любимыми фруктами для зайчат».

Занятие 3 «Лимоны для зайчат» стр59

Занятие 4 «Лимоны для зайчат».

Ноябрь

Занятие 1 «Волшебный лес полон чудес» стр63

Занятие 2 «Драгоценные камни и другие маленькие секреты для листовичков» стр64

Занятие 3 «Мебель для листовичков» стр65

Декабрь

Занятие 1 «Печатание осенних листьев на декоративных  пластинах » стр66

Занятие 2 «Подставка для кисточек» стр69

Занятие 3 «Лепка глиняных плошек для создания новогодних миниатюр» стр70

Занятие 4 « Снегурочка танцует».

Январь

Занятие 1 «Новогодние подарки игрушкам» стр73

Занятие 2 «Новогодние подарки игрушкам».

Занятие 3 «Сонюшки – пеленашки».

Февраль

Занятие 1 «Овощи» стр78

Занятие 2 «Красивые кулоны, бусы в подарок маме» стр79

Занятие 3 « Весёлые вертолёты» стр98 Занятие 4 « Цветы – сердечки» стр106

Март

Занятие 1 « Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат» стр83

Занятие 2 « Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат».

Занятие 3 «Чайный сервиз для игрушек» стр110

Занятие 4 « Курочка и петушок».

Апрель

Занятие 1 «Выставка-продажа вылепленных  изделий» стр86

Задание 2 «Лепка сказочной рыбки» стр86

Занятие 3 «Чудесный мешок» стр87

Занятие 4 « По реке плывёт корабли» стр130

Май

Занятие 1 «Весёлые жучки и другие насекомые, которые мы видели  на прогулке» стр90

Занятие 2 «Птичка, которая мне понравилась» стр90

Занятие 3 « Наш аквариум».

Занятие 4 « Муха  - цокотуха».

месяц

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», Москва, 2013г.

Аппликация.

Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Конструирование.

Сентябрь

1нед «Поезд мчится тук-тук-тук» стр24

3нед «Цветочная клумба» стр26

5нед «Листопад и звездопад» стр38

2нед «Домики» стр47

4нед «Заборчики» стр48

Октябрь

2нед «Золотые подсолнухи» стр40

4нед «Цветной домик» стр32

1нед «Ворота» стр48

3нед «Пригласительный билет» стр54

Ноябрь

2нед «Тучи по небу бежали» стр52

4нед «Заюшкин огород» стр58

1нед «Сарайчики и гаражи» стр49

3нед «»Гараж» стр49

Декабрь

2нед «Праздничная ёлка» стр74

4нед «Полосатый коврик для кота» стр64

1нед «Сарай» стр50

3нед «Будка для собаки» стр55

5нед «Трамвай» стр50

Январь

2нед «Вкусный сыр для медвежат» стр88

4нед «Избушка ледяная и лубяная» стр94

3нед «Трамвай» стр51

Февраль

2нед «Быстрокрылые самолёты» стр100

4нед «Сосульки на крыше» стр118

1нед «Трамвай» стр52

3нед «Мосты» стр52

Март

2нед «Воробьи в лужах» стр120

4нед «Живые облака» стр122

1нед «Вагон из бумаги» стр56

3нед «Мост» стр53

5нед (по собственному замыслу) стр54

Апрель

1нед «Ракеты и кометы» стр128

3нед «У солнышка в гостях» стр140

2нед «Свободное конструирование» стр57

4нед «Записная книжка» стр54

Май

1нед «Мышонок-моряк» стр132

3нед «Рыбки играют, рыбки сверкают» стр136

2нед «Двухэтажный дом» стр56

4нед «Пригласительный билет» стр54

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координации и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Содержание образовательной области «Физическое развитие» ( см. в ПООП «Радуга» стр. 110-111).

Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.134 - 135

  Методическое обеспечение данной образовательной области.

 

Автор

Наименование издания

Издательство

Е.А.Тимофеева, Е.А.Сагайдачная, Н.Л.Кондратьева

Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации.

Москва, Воспитание дошкольника, 2010г.

А.С . Галанов

«Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников»

Речь, Санкт-Петербург, 2007г

Е.А. Бабенкова

О.М. Федоровская

 «Игры, которые лечат»

Москва, ТЦ «Сфера», 2009

 2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.

     Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.

Модель образовательного процесса в средней группе.

 

Образовательные области

Сквозные механизмы развития ребенка

Приоритетные виды детской деятельности

Примеры форм организации детских видов деятельности

Физическое развитие

Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами(в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные игровые ситуации, театрализованные, конструктивные) и др.

Индивидуальные и подгрупповые поручения,. Совместный с педагогом труд и др.

Беседы, коммуникативные ситуации, ситуативные разговоры и др.

Познавательное развитие

Конструирование

Наблюдения, опыты, экспериментирование, дидактические, конструктивные игры и др.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора

Рассказы, беседы, настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры и др.

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, театрализованные игры, различные виды театра и др.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора

Совместное с педагогом изобразительное творчество, вернисажи детского творчества, занятия и др.

Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, занятия в музыкальном зале и др.

Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, театрализованные игры

     Покомпонентное описание модели образовательного процесса.

Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.

Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. РП построена с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимым на протяжении всего дошкольного детства.

                                Сквозные механизмы развития детей средней группы.

Возрастной период

Сквозные механизмы развития ребенка

Средний дошкольный возраст

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и эспериментирования с ними)

 Формы организации детских видов деятельности (в т.ч. в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (НОД), которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области. РП предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности.

Наблюдение как форма организации детской деятельности

Виды наблюдений

Структура наблюдения

Формы организации наблюдения

Распознающее

Длительное

Сравнительное

Дедуктивное

Наблюдение изнутри

  1. Цель
  2. Мотив
  3. План
  4. Осуществление наблюдения
  5. Подведение итогов

Фронтально

По подгруппам

Индивидуально

Парами

Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников.

                                                         Виды экспериментирования

Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания)

Опыты

Поисковая деятельность (как нахождение способа действия)

Кратковременные и долгосрочные

Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью)

Опыт-доказательство и опыт-исследование

Составные формы организации детских видов деятельности в средней группе.

Составные формы организации детских видов деятельности

Интерактивные праздники, развлечения, досуги (постоянное взаимодействие артистов и зрителей, переход, зрителей в категорию артистов, и наоборот, общение ведущего с участниками мероприятия, стимулирующее их эмоциональную, интеллектуальную, творческую, коммуникативную и душевную активность)

Естественные образовательные ситуации (ситуативный разговор)

Игровые образовательные ситуации (игра-занятие)

Традиции и ритуалы: «Утро радостных встреч»- каждый понедельник до 8.00 час. Утренние ритуалы приветствия ежедневно до 8.00 час. Вечерние ритуалы прощания каждую пятницу в 16.30 час.

Сладкий вечер чаепития каждую среду во время полдника.

Дни рождения-1 раз в месяц.

Праздники-сюрпризы-1 раз в месяц.

Психологические игры каждый понедельник до 8.00 час.

 

Комплексные формы организации детских видов деятельности в средней группе.

                              Комплексные формы организации детских видов деятельности

Тематические дни:

«День знаний»

«День космонавтики»

Традиционные праздники:

«Осенины», «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Веснянка», «День защиты детей», «День Знаний»,  «День Победы».

Обрядовые праздники:

«Рождественские колядки», «Пасха», «Масленица», «Троица», «Рождество Пресвятой Богородицы».

Тематические периоды:

«День Матери»

«Неделя отцов»

«Неделя театра»

«Неделя Победы»

                                                                   

Методы обучения

   Для решения образовательных задач РП используются словесные, наглядные, практические и другие методы обучения.

   Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экспериментирование и др.

   Решение образовательных задач РП осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.

    Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей РП предусмотрено:

- выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;

- организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;

- поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах, круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;

- стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;

- формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками;

- участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;

- поощрение содержательных диалогов как проявление размышлений детей о действительности;

- формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;

- расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.

    В ходе реализации образовательных задач РП осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка

Виды деятельности

                                           Содержание работы

Игровая

Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - творческие (в т.ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний.

При организации игры педагог стремится к тому,  дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно.

Познавательно-исследовательская

У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции ( сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия), простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, песком, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т.п.) объектами; просмотр  обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление возможности детям использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов

в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению.

Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолеть трудности, доводить начатое дело до конца,. Нацеливает на поиск новых творческих решений.

Коммуникативная

Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого  ребенка.

Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок.

В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и др.

   

Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора т.д.

  Одной из основных образовательных задач РП является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в РП уделяется:

- поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, формами и средствами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка;  учет конструктивных пожеланий  родителей «во благо» ребенка.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с РП является  желание сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

                                               Формы взаимодействия с родителями.

   В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, организационно-деятельностные, участие родителей в образовательной деятельности и др.

Перспективный план взаимодействия с родителями на 2020 – 2021 уч.г.

Период

Тема

Мероприятия

Сентябрь

Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет

Родительское собрание

Декабрь

Экология

Родительское собрание

Март

Труд

Родительское собрание

Май

Итоги работы за учебный год.

Подготовка к летне-оздоровительной работе.

Родительское собрание

Сентябрь Ноябрь

На первый квартал учебного года (режим дня, расписание НОД, уголок здоровья, памятка для родителей по энтеровирусной инфекции. Папка раскладушка «Золотая осень».) Раскладушка « День матери, «Рождество пресвятой Богородицы»

Оформление информационных стендов

Декабрь Февраль

На второй квартал учебного года (Папки раскладушки «Зимушка зима», «Новый год», «Рождество Христово», «Наши защитники Отечества», «День отца»). Рекомендации : «Профилактика гриппа и ОРЗ», Прогулка с детьми 4-5 лет, «Зимние забавы». Консультация для родителей «Развиваем экологию», .  

Оформление информационных стендов

Март – Май

На третий квартал учебного года : Рекомендации по ознакомлению детей с весенними явлениями в природе, рекомендация «Агрессивные дети», Сказка как средство коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста., Прогулки весной, «Одежда детей весной в группе и на улице», «Папки раскладушки: 8 марта, Пасха, Масленица». Консультации: «Формирование безопасного поведения детей на улице» , «Обучение навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге» , «Актуальность формирования первичных представлений о безопасном поведение в быту , социуме и природе», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Влияние театрализованной на развитие речи ребёнка»

Оформление информационных стендов

Июнь -Август

На четвертый квартал учебного года (Ознакомление с режимом дня на теплый период, с организационной деятельностью на летний период. Папки раскладушки «Лето красное», «Троица», «Опасные предметы, существа и явления», «Как правильно закалять ребенка»

Оформление информационных стендов

По мере необходимости

1. Сон, как важная составляющая режима дня дошкольника

2. «Родительский авторитет»

3. Роль дид.игр для развития речи детей

4. Артикуляционная гимнастика

5. Профилактика Гриппа и ОРВИ

6. Воспитание культуры поведения

7. безопасность на дороге, водоеме, на улице

8. Правила общения с агрессивными детьми

9. Индивидуальные консультации…

Проведение консультаций (индивидуальные, групповые)

Один раз в год

Оформить выставку:

Выставка метод. литературы

Сентябрь – май

Октябрь

Декабрь

«Семейные альбомы, «Наща группа»

«Осенние фантазии»

«Мастерская деда Мороза»

Выставка

По мере необходимости

1. Оформление группы к праздникам

2. Благоустройство участка зимой

3. Благоустройство цветника и участка

4. Тематические акции

Привлечение родителей к оказанию помощи

Сентябрь-октябрь

Сбор соц. Сведений о семье

По мере поступления детей в дет.сад

Своевременное информирование родителей об оплате за дет.сад, льготах, компенсационных выплатах

                                      3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Материально-техническое обеспечение РП.

Проектная мощность детского сада, используемая в образовательных целях

Пространство

Оборудование

Групповая комната

10 столов

36 стула

Доска магнитная 1

Стол песок-вода 1

Мольберт 1

Стеллаж для игрушек и дидактического материала (4 предмета) 1

Стеллаж «машина» 1

Стеллаж Бабочка 1

Стеллаж для спортинвентаря 3-х ярусный 1

Стол дидактический 1

Стеллаж – тумба 2

Телевизор ERISSON 2

Портативная колонка 1

Бизиборд 1

Отдельная спальня

Кровати 22

Кровать 3-х ярусная выкатная 1

Шкаф 1

Угловой стеллаж 1

Раскладушки 10

Туалетная комната

4 унитаза,

Умывальная комната

4 раковины, 1 ванна для мытья ног.35 сушилки для полотенец.

Раздевалка

35 шкафа, 3 банкетки, тумба для обуви 1

Игровая площадка на участке

- веранда

- песочница;

- скамейки 3;

- шкаф-кладовая -1;

- песочный стол;

- стол ромашка;

- стол 1;

-домик детский;

- оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и др.)..

              Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации РП

Социально-коммуникативное развитие

Образные игрушки

Куклы разных размеров (мальчики, девочки), комплекты сезонной одежды. Игрушки, обозначающие домашних животных и диких. К Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Магазин», «Пожарная станция», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская», «Костюмерная», «ГИБДД»

Предметы быта

Соразмерные куклам наборы посуды (чайной, столовой), мебели, Наборы игрушечных инструментов: молоток, пила, топор, отвертка, гаечный ключ.

Техника, транспорт

Наборы игрушек разного размера, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный, воздушный. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер).

Бросовые материалы и предметы-заместители

Природный материал, веревки, пробки, пластмассовые флаконы, ёмкости из-под йогурта, коробки, лоскутки, мешочки, разные виды бумаги, поделочные материалы и пр.

Ролевые атрибуты

Руль, бинокль, фотоаппарат и др. Элементы костюмов и комплекты профессиональной одежды.

Атрибуты для уголка ряженья

Цветные косынки, юбки, фартуки, элементы костюмов сказочных героев и др.

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности

Все виды театрализованных игрушек, элементы костюмов сказочных героев, набор масок и др.

Познавательное развитие

Дидактические пособия и игрушки

Наборы для классификаций и совершенствования сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), всевозможные вкладыши (в рамку, основание, один в другой). Пазлы, мозаики, лото, домино.

Дидактические игры:

«Противоположности»

«Дикие животные»

«Геометрическое лото «Рыбки»

«Логические цепочки»

«Задачки для ума»

«Цвета»

«Подбери по контуру»

«Свойства»

«Геометрические формы»

«Четвертый лишний»

«Наблюдательность»

«Фигуры», «Собери картинку» (кол-ые пазлы)

«Составь целое», «Найди отличия»,

«Кем быть», «Профессии», «Где что растет»,

«Земля и ее жители», «Что из чего сделано»,

«Наведи порядок», «Времена года», «Кто где живет?»

«Как растет живое?»

«Что в моей корзинке»

«Что происходит в природе», «Гнездо, улей, нора».  

Игрушки и оборудование для экспериментирования

Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом. Непромокаемые фартуки. Флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Предметы-измерители: весы, мерные сосуды, часы и др. Специальное оборудование для детского экспериментирования.

Строительные материалы, конструкторы

Разнообразные строительные наборы, конструкторы и др.

Средства ИКТ

Телевизор, флэшка с демонстрационным материалом

Речевое развитие

Библиотека и аудиотека

Книги со сказками, рассказами, стихами с иллюстрациями разных художников; детские журналы и энциклопедии. Аудиозаписи с произведениями художественной литературы и фольклора.

Дидактические пособия

Предметные, сюжетные картинки: лексический материал по темам одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др

Дидактические игры:

«Что перепутал художник?»

«Он, она, оно»

«Мой, моя, мое, мои».

«Расскажи сказку по картинкам».

Художественно-эстетическое развитие

Художественно- продуктивная деятельность

Карандаши цветные (18-24 цвета), простые и многоцветные, кисти беличьи или колонковые (3 размера для каждого ребенка), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина,  палитры детские, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки ( меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), стеки, геометрические тела. Нетрадиционные материалы: природный материал, шерстяные нитки, пуговицы, бусины, бисер, ватные палочки, щетки, губки,. Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы. Оборудования для выставок.

Музыкальная деятельность

Альбомы с песнями, бубны, бубенцы и колокольчики, маракасы, ручные барабаны и др. Танцевально-игровые атрибуты.

Физическое развитие

Физкультурный инвентарь

Шведская стенка, гимнастический мат,  мячи разных размеров, дуги-воротца, кегли, кольцебросы, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, кубики пластмассовые 5x5 см, платочки, ленточки, мешочки с песком (вес 200-250 г),  баскетбольные кольца.

Оздоровительное оборудование

Массажные коврики и дорожки, массажные мячи.

3.2.Режим дня                                                                      

(холодный период)

Элементы режима дня

Средняя(12 час.)

1

Утренний прием (игры, наблюдения, труд, индивид.работа)

6.30-8.00

2

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

3

Подготовка к завтраку, 1 -и завтрак

8.10-8.40

4

Подготовка к занятиям, игра

8.40-9.00

5

НОД

9.00-9.50

6

Подготовка к завтраку , 2-й завтрак

10.00-10.10

7

Подготовка к прогулке

10.10-10.25

8

Прогулка

10.25-11.50

9

Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду

11.50-12.10

10

Обед

12.10-12.40

11

Подготовка ко сну, сон

12.40-15.00

12

Закаливающие процедуры, подготовка к полднику

15.00-15.25

13

Полдник

15.25-15.50

14

Подготовка к занятию, игра

15.50-16.00

15

НОД

16.00-16.20

16

Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение

16.20-17.00

17

Прогулка, уход домой

17.00-18.30

18

Игры дома, прогулка

18.30-19.00

19

Ужин дома, игры, чтение

19.00-21.00

20

Сон

21.00

(теплый период)

Элементы режима дня

средняя группа

1

Утренний прием на улице (игры, наблюдения, труд, чтение)

6.30 - 8.00

2

Утренняя гимнастика

8.00 - 8.08

3

Подготовка к завтраку, 1 -и завтрак, гигиенические процедуры

8.08 - 8.40

4

Подготовка к прогулке, выход на прогулку

8.40 - 8.55

5

Совместная деятельность взрослого и детей

8.55 - 9.20

6

Подготовка к завтраку , 2-й завтрак, гигиенические  процедуры

9.20 - 9.35

7

Самостоятельная деятельность детей на            | прогулке, игры, труд, наблюдения.

9.35-11.40

8

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры.

11.40 - 11.50

9

Спокойные игры, подготовка к обеду

11.50 - 12.00

10

Обед

12.00-12.30

11

Подготовка ко сну, сон

12.30-15.00

12

Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, гигиенические процедуры

15.00-15.30

13

Подготовка к полднику, полдник, гигиенические процедуры

15.25-15.50

14

Подготовка к прогулке, прогулка, игры

16.00-18.30

15

Ужин дома.

19.00

16

Сон

21.15

Расписание НОД в средней группе.

Примечание. Продолжительность НОД для детей от 4-х до 5 лет – не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.

Виды деятельности

  Количество образовательных занятий в неделю

1.

Двигательная деятельность

3 занятия физической культурой

20+20+20 (60 минут)

2.

Коммуникативная деятельность

2.1

Речевое развитие

1 – 2 занятия(по плану)

20 минут(40 минут)

3

Познавательно-исследовательская деятельность

3.1

Картина мира

1 занятие

20 минут

ФЭМП

1 занятие

20минут

4.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация -0.5 и конструирование-0.5)

3 занятия

20+20+20 60 минут

5.

Музыкальная деятельность

2 занятия

20+20 (40 минут)

Всего в неделю

12 занятий

Образовательная нагрузка

(в неделю)       4 часа

3.3.Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий

Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются: организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки; развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках; создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых; обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей; формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.

Цикличность организации досуговых мероприятий предполагает еженедельное их проведение (до 15 минут) во второй половине дня: каждую пятницу – вечер развлечений; 1 раз в неделю – физкультурный досуг. Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников.

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

     Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, представляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды.

Критерий

 Характеристика

Насыщенность

- соответствие  возрастным возможностям детей;

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке}  обеспечивают:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

•  возможность самовыражения детей.

Трансформируемость

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды - детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

-  наличие в  группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

Вариативность

- наличие в  группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность

• доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

•  исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

- соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

                                                                                     Приложение № 1

Сведения о программно-методическом обеспечении Программы.

1

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

 С.Г. Якобсон Т.И. Гризик Т.Н. Доронова И.В. Соловьева Е.В.

Москва Просвещение 2014

2

Речевое развитие детей 4-5 лет

Т.И. Гризик

Москва Просвещение 2015

3

Познавательное развитие детей 2-8 лет Математические представления

Е.В. Соловьева

Москва Просвещение 2014

4

Познавательное развитие детей 2-8 лет Мир природы и мир человека

Т.И. Гризик

Москва Просвещение 2014

5

Художественное творчество детей 2-8 лет

Т.Н. Доронова

Москва Просвещение 2016

6

Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

И.А. Лыкова

Издательский дом «Цветной мир» Москва 2016

7

Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий

Л.В. Куцакова

3–е издание, переработано и дополнено ТЦ Сфера 2016

8

ОБЖ для дошкольников: планирование работы, конспекты занятий, игры

Т.П. Гарнышева

Волгоград. Изд. «Учитель 2012

9

Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет

Т.И. Гризик

Г.В. Глушкова

Москва Просвещение 2015

10

Формирование математических представлений детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей

 Е.В. Соловьева  

Москва Просвещение 2010

11

Сборник подвижных игр

Э.Я.Степаненкова

Мозайка - Синтез Москва, 2018

12

Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет

 Т.В. Вострухина Л.А. Кондрыкинская

Москва ТЦ Сфера

13

Психогимнастика

Е.А. Алябьева

Москва Просвещение 2003

14

Приобщение дошкольников к труду

Т. Бондаренко

М-Книга 2014

15

Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников

под редакцией О.В. Дыбиной

Москва ТЦ Сфера 2013

16

Развивающие игры для малышей

А.С. Галанов

Москва 2005

17

Организация деятельности детей на прогулке (средняя группа)

Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова

Изд-во Учитель 2020

 

18

Волшебный пластилин

О.А.Морозова

Мозайка - Синтез Москва 2010

19

Лепка в детском саду

А.А.Грибовская

Москва Айрис-пресс 2011

20

Воспитание основ здорового образа жизни у малышей

Н.С. Голицына

И.М. Шумова

Москва 2008

21

Смешные игрушки из пластмассы

Л.В.Куликова, О.А.Соломенникова

Москва Мозайка - Синтез

22

Поделки из соленого теста и пластилина

Составитель Ю.А. Майорова

Нижний Новгород ООО «Издательство «Доброе слово» 2011

                                                                                                        Приложение№2

Наглядный, дидактический материал:

«Государственные символы»

«Правила на дороге»

«Соблюдай правила пожарной безопасности»

«Летние виды спорта»

«Зимние виды спорта»

«Культурно-гигиенические и трудовые навыки»

«Домашние животные и птицы»

«Чувства. Эмоции»

«Посуда»

«Конструирование из строительных материалов»

«Дорожные знаки в картинках»

«Портреты детских писателей»

«Расскажи про детский сад»

«Бытовая техника»

«Природные и погодные явления»

«Народы России и ближнего зарубежья»

«Грибы и ягоды»

«Животные средней полосы»

«Спец.машины»

«Карточки цифр»

«математические знаки»

«Птицы»

«Одежда»

 «Домашние птицы»

«Транспорт»

«Профессии»

«Грибы»

«Мебель»

«Фрукты»

«Овощи»

«Сюжетные картинки»

«Карточки-схемы по опытнической деятельности»

Приложение №3

Литература для детей:

  1. К.Чуковский «Сказки». Изд-во «Фламинго».
  2. В. Сутеев. «Любимые Сказки».
  3. О.А. Новиковская  1000 стихов и песенок для детских праздников.
  4. Н. Притулина «Как Миша на рыбалку ходил».
  5. К.Чуковский «Цыпленок». Изд-во Ч.А.О. « К О», 2005.
  6. М. Долотцева, «Крошка Енот». «Яблоко», Детиздат, Москва 2014.
  7. «Маленькой елочке холодно зимой» (Стихи, загадки, сказки). Изд-во «Махаон», Москва, 2013.
  8. «Энциклопедия детства», «ЭКСМО», Москва, 2008.
  9. Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок».
  10. Мамины сказки «Заюшкина избушка» Издательский дом «Профпресс», Ростов-на-Дону, 2004.
  11. «Кот в сапогах» и другие сказки. ООО изд-во «Доброе слово, Н.Новгород, 2013.
  12. В. Степанов «Серебряный ключик» изд-во «Фламинго»,2015.
  13. Сказки «Маша и Медведь», «Крошечка Хаврошечка», «Зимовье зверей». Изд-во «Фламинго»2016.
  14. Русская народная сказка «Морозко», ООО «Фолиант-Пресс», Тверь, 2004
  15. А. Резников «Приключения кота Леопольда Шиворот-навыворот Большие неприятности».
  16. В. Степанов «Зоопарк», «В новогоднюю ночь».
  17. 1000 скороговорок для развития речи. Изд-во Москва.
  18. А. Усачёв «Умная собачка Соня».
  19. Считалочки «Выходи поскорей».
  20. Ш.Перро «Мальчик спальчик».
  21. А. Мецгер «Ёлочка-красавица», «Звери ёлку наряжали».
  22. М.В.Юдаева «Хрестоматия для средней группы». Изд-во «Самовар», Москва, 2014
  23. Г.П. Шалаева «Большая книга Российских праздников». Изд-во Москва.
  24. С.Михалков «Дядя Стёпа».
  25. Зимняя книжка «Снегурочка» (стихи, песенки, загадки, сказка). Изд-во Москва, 2005.
  26. «Волшебный мир сказок». Изд-во Москва, 2011
  27. Стихи и песни о войне 1941-1945. Изд-во Эксмо, 2015
  28. И. Гамазкова, М. Шварц «Во! Семья» Стихи. Изд-во Москва 2013
  29. Д. Непомнящая «Мама для Мамонтёнка».
  30. Б. Заходер «Кто ходит в гости по утрам».
  31. К.Чуковский «Мойдодыр», «Краденое солнце», ООО изд-во «Фламинго», 2006
  32. Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». ЗАО Издательский Дом «ГЕЛИОС», Москва
  33. Энциклопедия для детского сада «Космос.
  34. Энциклопедия для детского сада «Животные России».
  35. Цедрик и Азбука птиц».
  36. Самая первая энциклопедия «Тело человека».
  37. Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». ЗАО Издательский Дом «ГЕЛИОС», Москва
  38. Е.Ляхова «Ручеек». Полиграфлэнд, Нижний Новгород, 2003, 2 шт.
  39. К.Чуковский «25 загадок, 25 отгадок». Изд-во Самовар, Москва, 2013
  40. В.Степанов «Змей Горыныч и Василиса». ООО Изд-во «Фламинго», 2005

Интернет-ресурсы: Каталог образовательных интернет-ресурсов.

maam.ru; nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена для организации  воспитательно-образовательного процесса  воспитателей группы с детьми среднего дошкольного  возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...

Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб

Программа опреде­ляет содержание и организацию образовательного процесса   средней группы муниципального  дошкольного образовательного учреждения  детский сад №1 «Росинка...

Рабочая программа средней группы по программе "Детство"

Разработка рабочей программы средней группы по программе "Детство"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

Рабочая программа средней группы (4-5 лет) составлена с учетом Основной образовательной программы МБДОУ д/с №24 «Аленький цветочек» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К

Рабочая программа средней группы «Гномики» МБДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» (далее – Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учет...

Рабочая программа средняя группа на 2020-2021уч.год

Цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...