Самообразование "Сказка"
материал
Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_skazka.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
на 2020-2021учебный год
«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель Соболева Н.В.
Железногорск 2020
Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,
на котором можно вести беседы
с душой человека.
Актуальность:
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель: повышение уровня собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. овладение новыми формами, методами и приемами работы
3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребенком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Этапы реализации
Задачи
Сроки
Подготовительный этап
Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).
- Изучение психолого – педагогической,
- методической литературы
- по теме самообразования.
- Изучение материалов на интернет ресурсах:irinazaytseva.ru
- naturopiya.com
- psichologvsadu.ru
- kladvsebe.ru
Сентябрь - декабрь
Диагностический
Создание программы коррекционной оод для дошкольников с использованием приемов и методов сказкатерапии;
-Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;
-Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;
- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.
риёмов и методов сказкотерапии.
«Лесенка» - исследование самооценки.
Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
Беседа о страхах.
Январь - февраль
Практический
Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Март - Июль
Аналитический
Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.
август
Создание предметно – развивающей среды
Наименование
Сроки
Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка».
Сентябрь
Октябрь
Дидактическая игра «Узнай сказку»
В течение года
Папка презентаций по сказкам.
В течение года
Трафареты сказочных героев для рисования
Декабрь
Январь
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка»
Февраль
Март
Работа с детьми
Наименование
Сроки
«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.
Сентябрь
«Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир.
Октябрь
«Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.
Ноябрь
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать
Декабрь
«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.
Январь
«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.
Февраль
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.
Март
Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу.
Апрель
Упражнение «Победитель злости»
Май
Крест - игра (Сред.гр.) «На поиски клада» разв. речи
«Путешествие морских путешественников и попугая Кеши»
«В гостях у сказки»
«У страха глаза велики»
Работа с родителями:
Тема
Сроки
Квест – игра «Семейное Путешествие»
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.
Сентябрь
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
Октябрь
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада.
Ноябрь
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка.
Декабрь
Фото - конкурс «Я похож на литературного героя».
Январь
Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам"
Февраль
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка"
Март
Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»
Апрель
Мастер – класс «Путешествие в сказку»
Отчет по самообразованию - презентация.
Май
Памятка «Как правильно читать сказки»
Работа с педагогами:
Наименование
Сроки
1.Сбор книжных иллюстраций
2. Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к оод.
1 квартал
1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: "Каждому возрасту своя сказка», «Проведение оод по сказкотерапии»
2.Мастер – класс «Лечение сказкой»
2 квартал
1. Подготовка консультации для педагогов "Настольный театр», «Сказкатерапия в оод по речевому развитию»
3 квартал
Мастер – класс «Сказка ложь, да в ней намек»
Мастер – класс «Сказкатерапия»
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.