Рабочая Программа младшей группы
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Алдан-Маадырская средняя общеобразовательная школа
Детский сад «Хунчугеш»
Согласовано:
ЗД по ДОУ
Ооржак А.М.________
«___» ___________2020г.
Утверждаю:
Директор:_______Е.Ы.Ондар
«___»___________2020г
Календарно-тематическое планирование
младшей группы на 2020-2021 учебный год
Воспитатели: Куулар Ч.В.
2020 год
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………...3
- Характеристика возрастных возможностей детей ………………………………………5
- Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…………..…9
- Режим дня раннего возраста………………………………………………………………10
- Перечень основных игр –занятий………………………………………………………...12
- Расписание образовательной деятельности
(игра - занятие по подгруппам)…………………………………………………………...13
2. КОМПЛЕКСНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (План воспитательно-образовательной деятельности) …………………………………………….…….
3. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ………………..…
4. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА………………………………………………….…………..…
1. Пояснительная записка
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений, навыков и поведения. Уже в первые годы жизни перед детьми открывается мир человеческих отношений. Они осваивают простейшие правила поведения. У них формируются вкусы, привычки и привязанности.
В возрасте 1-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т.д.
Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.
Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.
Моя методическая тема: « Сенсорное развитие через дидактические игры», цель: выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Составляя комплексно-тематический план включила дидактические игры.
Разрабатывая рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 года №2562; «Конвенция о правах ребёнка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1989) в соответствии с которой воспитание должно быть направлено на развитие ребёнка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объёме (ст. 29), СанПиН 2.4.1.2660-10, направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (переработанной в соответствии с действующим ФГТ, новая редакция Программы – программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.),
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 1-2 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие устойчивого познавательного процесса;
- Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания);
- Развитие различных форм мышления (наглядно- действенного, наглядно – образного, вербально – логического);
- Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития;
- Развитие творческо – речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы.
Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по развитию речи, ознакомлению с окружающим, сенсорики.
- Обогащение духовного мира различными средствами ( музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым;
- Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;
- Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;
- Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.
Эти задачи решаются на занятии через все виды деятельности.
1.1 Характеристика возрастных возможностей детей
Направление развития | Возраст | Характеристика возрастных возможностей детей | ||||
Физическое развитие | 1-2 года | Темпы роста и физического развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность, увеличивается период активного бодрствования ребенка. Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга; отмечается тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды. Своеобразие психо-физического развития ребенка на стыке первого и второго года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой. Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей строится преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазание, прыжки с места. Детям второго и третьего года жизни свойственна частая смена движений и поз – до 550-1000раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых групп мышц, поэтому дети не устают. В этом возрасте не отмечается существенных различий двигательной активности мальчиков и девочек. | ||||
Социально-личностное развитие | 1-2 года | В период от года до двух лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения ребенка начинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения), которые должны удовлетворять в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения для маленького ребенка самое сложное - отрыв от матери и замена ее другим, незнакомым взрослым, потому что происходит ломка привычного ему образа жизни. Это вызывает у многих детей негативные эмоции. При доброжелательном и терпеливом отношении педагогов эти нарушения проходят в течении3-6 недель, хотя у некоторых детей могут встречаться и дольше. У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты со взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок – взрослый» дополняются отношениями «ребенок – сверстник». На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в тоже время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги. Дети раннего возраста большую часть времени проводят в одиночных играх. , играх рядом. Детские игровые объединения - диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы. К концу первого года жизни ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего пространства. В результате предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы на третьем году жизни возникает такой важный момент в развитии самосознания, как отделением ребенком своего действия от предмета, за которым раннее оно было жестоко закреплено. У детей порой возникают желания не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к которым ребенок относится как к своим: «Я играю», «Я ем». происходит переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению «Я». Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Ребенок по внешним признакам начинает различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик!», «Я – девочка!». К трем годам возникает «система Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя ( «Я Саша»), представление о своей половой принадлежности, потребность в одобрении, признании ( «Я хороший») и самостоятельности («Я сам»). | ||||
Познавательно - речевое развитие | 1-2 года | Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности, придавая ребенку раннего возраста неповторимый облик практического исследователя. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, сочленять, конструировать из предметов, экспериментировать с ними. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем. Развитие восприятия детей этого возраста связано с практическими действиями; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. К 1году 9меяцам у ребенка формируется зрительное восприятие и он может оценивать отношения между предметами (статичных и динамичных). Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание. Что создает для ребенка зону его дальнейшего развития. Ребенок усваивает слова - названия для обозначения величины, формы, цвета. В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей (например, достает закатившийся мяч палкой). На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем. | ||||
Художественно-эстетическое развитие | 1-2 года | В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. С раннего детства ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; знакомится с формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера. У большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных и музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. Отличительная особенность художественной деятельности – ее синкретичность и импровизационность: в своих свободных творческих построениях дети легко объединяют различные виды искусства. Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом. Ребенок перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки. У детей от полутора до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение. Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. От манипуляций карандашом, комком пластилина ребенок постепенно переходит к изображению простейших предметов и явлений. У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап – узнавание. Изображенный в лепке, рисунке предмет имеет некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, «что это», ребенку становится интересным результат. У ребенка нет замысла, рисование и лепка имеют характер игры. Постепенно ребенок переходит от непроизвольных действий к произвольным, стремясь еще и еще увидеть изображение на листе, объемную форму в лепке. Узнаваемость получаемых в рисунке, лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были раннее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом явлением. |
1.2 Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 3 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 10 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
1.3 Режим дня раннего возраста
Время игр -занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2 игр -занятий в день не более 10 минут).
Режим дня составлен с расчетом на 10.30 часового пребывания детей в детском саду.
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика | 7.00 -8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00– 8.30 |
Самостоятельная деятельность | 8.30 – 8.50 |
Подготовка и проведение игры- занятия 1 (по подгруппам) | 8.50 – 9.00 9.10-9.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.20 – 9.40 9.40-11.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.20 – 11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30 – 12.00 |
Подготовка ко сну, сон | 12.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, полдник | 15.00 – 15.30 |
Самостоятельная деятельность детей | 15.30– 16.00 |
Подготовка и проведение игры- занятия 2(по подгруппам) | 16.00 – 16.10 16.15- 16.25 |
Подготовка к прогулке Прогулка | 16.25 -16.45 16.45-17.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.00 – 17.30 |
Уход детей домой | 17.30 |
Режим и режимные процессы
- На период адаптации придерживаться в группе щадящего режима (уменьшение количества пищи непривычной для детей, постепенное увеличение детей участвующих в режимных процессах)
- При проведении режимных процессов учитывать тип высшей нервной деятельности ребенка ( брать сначала «медлительных», затем «быстрых»)
- Следить за температурой воздуха в помещении, соблюдать режим проветривания
- На прогулке ежедневно проводить подвижные игры, при организации самостоятельной деятельности детей следить за их двигательной активностью
- Проводить после дневного сна бодрящую гимнастику, используя «тропу здоровья»
- Формировать во время проведения режимных процессов культурно-гигиенические навыки
Игры - занятия
- Во время адаптации заниматься с детьми индивидуально, вести за детьми наблюдения
- После адаптационного периода заниматься с детьми в малых группах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая количество детей до подгруппы
- В течении недели проводить 10 занятий, по 2 занятия в день по подгруппам, продолжительностью 8-10 минут
- Приучать детей на занятиях слушать, следить за тем, что делает и показывает воспитатель, подражать его словам и действиям, выполнять его задания
- Воспитывать у детей положительное отношение к занятиям
- В работе с детьми использовать все методы и приемы обучения, отдавать предпочтения наглядному методу с поэтапном словесным объяснением.
- Уделять особое значение развитию речи детей, формировать и расширять активный и пассивный словарь детей. В число занятий по развитию речи включать чтение потешек, стихотворений и рассказов. При этом решать задачу положительного эмоционального настроя детей, развития у них слухового внимания
- В играх-занятиях с дидактическими и строительными материалами, предметами-орудиями на 1 этапе ставить задачи моторного характера, в дальнейшем, на 2 этапе, включать задачи сенсорного и конструктивного характера
- Для сенсорного развития детей предоставить детям в игровых уголках игрушки разных качеств, необходимого количества: большие и маленькие, твердые и мягкие, пушистые и гладкие и т.д.
Самостоятельная игровая деятельность
- В руководстве самостоятельной игровой деятельности детей закреплять знания, умения и навыки, полученные на занятиях
- Следить за тем, чтобы с каждой игрушкой ребенок выполнял характерные для нее целевые действия, доводил их до результата. В дальнейшем добиваться переноса усвоенных детьми действий с одной игрушки на другую
- При играх детей создавать условия для хорошего настроения детей. Воспитывать положительные формы и общения друг с другом, игры «рядом», затем игры «вместе», учить детей старше 1,5 года согласовывать свои действия друг с другом
- Приемы руководства самостоятельной игровой деятельностью детей
- развернутые игровые ситуации
- оставлять дидактические материалы после занятия
- попросить ребенка назвать предмет
- показать его части, детали
- объяснить детям признаки, качества, назначение предмета
- предлагать задания, выполняя которые ребенок должен высказаться, попросить
- следить за сменой деятельности детей, их передвижением по игровым уголкам
1.4 Перечень основных игр –занятий
Виды игр-занятий | Количество |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 |
Развитие движений | 2 |
Со строительным материалом | 1 |
С дидактический материалом | 2 |
Музыкальное | 2 |
Общее количество игр –занятий | 10 |
По действующему СанПиН для детей от 1-2 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут
(СанПиН 2.4.12660-10).
1.5 Расписание образовательной деятельности
(игра - занятие по подгруппам)
Дни недели | Игра –занятие | |
1 половина дня 8.50-9.00 9.10-9.20 | 2 половина дня 16.00-16.10 16.15-16.25 | |
Понедельник | Музыка | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи |
Вторник | Физическое воспитание | Игра-занятие с дидактическим материалом |
Среда | Музыка | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи |
Четверг | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | Игра-занятие с дидактическим материалом |
Пятница | Физическое воспитание | Игра-занятие со строительным материалом |
Недельная нагрузка 1 час 30 минут
2. КОМПЛЕКСНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сентябрь месяц
- 1. Подготовительный период
Знакомство с мамой и ребенком, посещение д\с мамы с ребенком. Выяснить у родителей
а) общие вопросы: семья, жилищно-бытовые условия, температура воздуха дома, заболеваемость, питание
б) Особенности поведения, привычки, эффективные приемы воздействия, сон ребенка, сформированность умений.
Дать мамам рекомендации по режиму дня, питанию, одежде в д\с
Договориться с родителями, что и на какой срок мы сохраняем из домашнего быта и как постепенно переводим малыша к режиму д\с
- 2. Период кратковременного пребывания ребенка в д\с
Приемы:
- Индивидуальный подход
- Приход в д\с после завтрака или на прогулку (вместе с мамой)
- Обращение к ребенку должно быть позитивным, по имени, на близком расстоянии
- При проведении режимных процессов соблюдать прием постепенности и последовательности
- В группе запрещаемого должно быть меньше дозволенного
- Соблюдать воспитательные приемы при отрицательном поведении детей: отвлечение, убеждение и прямое обучение, установка на успех, похвала
- 3. Период окончания острой фазы адаптации
Показатели
- настроение бодрое или спокойное
- аппетит
- адекватное поведение ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам
- сон – спокойный и достаточно продолжительный
План воспитательно-образовательной деятельности на адаптационный период в группе раннего возраста
№ | Дни недели | Вид работы | Цель | ||
1 неделя | Вводное занятие. Знакомство родителей и детей друг с другом, с детским садом, группой, воспитателем. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с программой « от рождения до школы». | Создать положительный настрой | |||
2 неделя | Понедельник | Утро | Дидактическая игра: «Давайте познакомимся» | Создать положительный настрой на совместную игру | |
Прогулка | Подвижная игра «Найдем игрушки» | Учить ходить за воспитателем | |||
Вечер | Консультация с родителями: «Возрастные особенности от 1до 2. | Обратить внимание на особенности своих детей. | |||
Вторник | Утро | Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» | Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание. | ||
Прогулка | Подвижная игра «Послушный мяч» | Обучать бросанию. | |||
Вечер | Консультация : «Значение режима дня, сохранение эмоционального благополучия ребенка» | Обратить внимание на режим дня, чтобы родители его соблюдали. | |||
Среда | Утро | Дидактическая игра «Кто это?» | Учить строить отношение со взрослыми и сверстниками. | ||
Прогулка | Подвижная игра «Догони мяч» | Развивать двигательную активность детей | |||
Вечер | Консультация: «Значение предметной деятельности ребенка для его психического развития» | Познакомить с предметной деятельностью ребенка и ее назначением. | |||
Четверг | Утро | Дидактическая игра «Соберем колечки» | Развивать восприятие цвета, величины. | ||
Прогулка | Подвижная игра «Найдем игрушки» | Учить ходить за воспитателем | |||
Вечер | Беседа о каждом ребенке | ||||
Пятница | Утро | Чтение потешки: «Сорока-Сорока» | Научить воспроизводить доступные звукосочетания слова –текста. | ||
Прогулка | Подвижная игра «Послушный мяч» | Обучать бросанию. | |||
Вечер | Пальчиковая игра «Серый зайка умывается» | Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Соотносить слово и действия. | |||
3 неделя | Понедельник | Утро | Дидактическая игра «Загляни ко мне в окошко» | Создать положительный настрой на совместную игру | |
Прогулка | Подвижная игра «Догони собачку» | Развивать двигательную активность | |||
Вечер | Игра «Плавает-тонет» | Совершенствовать обследовательские действия детей. Учить играть с водой. | |||
Вторник | Утро | Дидактическая игра «Гуси-гуси» | Развивать способность понимать сюжеты не сложной инсценировки | ||
Прогулка | Подвижная игра «Маленькие и большие» | Познакомить с величиной | |||
Вечер | Игра «Воздушные шары» | Учить устанавливать соответствие предметов по цвету. | |||
Среда | Утро | Музыкально- дидактическая игра «Да –да-да» | Обучать простейшим движениям. Развивать чувство ритма. | ||
Прогулка | П/И «Догони мяч» | Развивать ловкость | |||
Вечер | Игра «Что катится» | Знакомить с формой предметов. | |||
Четверг | Утро | Дидактическая игра «Выбери игрушку» | Приучать ориентироваться в пространстве. | ||
Прогулка | Подвижная игра «Кто попадет?» | Развивать двигательную активность | |||
Вечер | Музыкально-дидактическая игра «Мы идем» | Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения. | |||
Пятница | Утро | Дидактическая игра «Посади бабочку» | Развивать восприятие цвета | ||
Прогулка | Подвижная игра «Подпрыгни до ладошки» | Развивать ловкость, быстроту. | |||
Вечер | Беседа с родителями Алмаза. об условиях воспитания в семье | Облегчение адаптации Алмаза | |||
4 неделя | Понедельник | Утро | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Развитие внимания, правильное произнесение название предметов. | |
Прогулка | Подвижная игра «Кто попадёт?» | Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч. | |||
Вечер | Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку” | Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка | |||
Вторник | Утро | Дидактическая игра «Что ещё такой же формы?» | Учить детей находить предметы одинаковой формы. | ||
Прогулка | Подвижная игра «Мыльные пузыри!» | Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками. | |||
Вечер | Беседа с родителями “Ваш ребенок” | Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка | |||
Среда | Утро | Повторение потешки «Как у нашего кота» | Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение | ||
Прогулка | Подвижная игра «Подпрыгни до ладошки» | Развитие ловкости, быстроты реакции и движений | |||
Вечер | Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота» | Развивать мелкую моторику рук. | |||
Четверг | Утро | Дидактическая игра «Отражение в зеркале» | Учить идентифицировать отражение в зеркале с объектом. Понимать и отвечать на вопросы воспитателя. | ||
Прогулка | Подвижная игра игра «Кто попадет в корзину?» | Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч. | |||
Вечер | Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании” | Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей | |||
Пятница | Утро | Чтение А. Барто «Лошадка» | Познакомить с содержанием стихотворения. Воспитывать любовь к животным | ||
Прогулка | Подвижная игра «Кошечка крадётся» | Тренировка вестибулярного аппарата. | |||
Вечер | Пальчиковая игра «Мальчик с пальчик» | Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Соотносить слово и действие. |
3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре – октябре, апреле-мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическу карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.
Диагностическая карта освоения образовательных областей детьми
группы раннего возраста на период поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ
Показатели освоения образовательных областей | Общее кол-во детей в группе | Количество детей, имеющих разные достижения в уровне освоения | ||||||
Образовательная область «Здоровье» | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
2 | Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых) | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
3 | При небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
4 | Умеет самостоятельно есть. | 13 | 11 | 2 | 0 | |||
Итого | 52 | 11 | 23 | 18 | ||||
% | 1,9 | 21 | 44 | 35 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Физическая культура» | ||||||||
1 | Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей | 13 | 6 | 2 | 5 | |||
2 | Может прыгать на двух ногах на месте. с продвижение вперед и т.д. | 13 | 0 | 5 | 8 | |||
3 | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч | 13 | 0 | 8 | 5 | |||
4 | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через предмет, лежащий на полу | 13 | 0 | 6 | 7 | |||
Итого | 52 | 6 | 21 | 25 | ||||
% | 1,9 | 11,4 | 41,1 | 47,5 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Социализация» | ||||||||
1 | Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
2 | Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
3 | Способен поддерживаться игровых правил в дидактических играх. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
4 | Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). | 13 | 0 | 9 | 4 | |||
5 | Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
6 | Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
7 | Может принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители, поведение людей в зрительном зале). | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
Итого | 91 | 0 | 9 | 82 | ||||
% | 1,01 | 0 | 17,2 | 82,8 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Труд» | ||||||||
1 | Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). | 13 | 0 | 9 | 4 | |||
2 | Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. | 13 | 0 | 4 | 9 | |||
Итого | 26 | 0 | 13 | 13 | ||||
% | 3,8 | 0 | 50 | 50 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Безопасность» | ||||||||
1 | Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
2 | Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
3 | Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
Итого | 39 | 0 | 14 | 25 | ||||
% | 2,5 | 0 | 25 | 75 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Познание» | ||||||||
Продуктивная (конструктивная) деятельность | ||||||||
1 | Различает основные формы деталей строительного материала | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
2 | С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
ФЭМП | ||||||||
3 | Может образовать группу из однородных предметов. | 13 | 0 | 6 | 7 | |||
4 | Различает один и много предметов | 13 | 0 | 6 | 7 | |||
5 | Различает большие и маленькие предметы, называет их размер | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
6 | Узнает шар и куб. | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
Формирование целостной картины мира | ||||||||
7 | Различает и называет предметы ближайшего окружения. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
8 | Называет имена членов своей семьи и воспитателей. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
9 | Узнает и называет некоторых домашних и диких животных. их детенышей. | 13 | 0 | 8 | 5 | |||
10 | Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида) | 13 | 0 | 6 | 7 | |||
11 | Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1,2 вида). | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
12 | Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях. | 13 | 0 | 8 | 5 | |||
Итого | 156 | 0 | 91 | 106 | ||||
% | 0,6 | 0 | 32,8 | 67,2 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Коммуникация» | ||||||||
1 | Может поделиться информацией ("Ворону видел"), пожаловаться на неудобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает) | 13 | 0 | 1 | 12 | |||
2 | Сопровождает речью игровые и бытовые действия. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
3 | Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения | 13 | 0 | 8 | 5 | |||
Итого | 39 | 0 | 9 | 30 | ||||
% | 2,5 | 0 | 23,5 | 76,5 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Чтение художественной литературы» | ||||||||
1 | Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. | 13 | 0 | 5 | 8 | |||
2 | Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога | 13 | 0 | 9 | 4 | |||
Итого | 26 | 14 | 12 | |||||
% | 3,8 | 0 | 53,2 | 46,8 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Художественное творчество» | ||||||||
1 | Знает, что карандашами. фломастерами, красками и кистью можно рисовать. | 13 | 0 | 6 | 7 | |||
2 | Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
3 | Умеет раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединяет концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
4 | Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
Итого | 52 | 0 | 6 | 46 | ||||
% | 1,9 | 0 | 22,6 | 87,4 | ||||
Средний показатель по образовательной области | ||||||||
Образовательная область «Музыка» | ||||||||
1 | Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий-низкий). | 13 | 0 | 5 | 8 | |||
2 | Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы | 13 | 0 | 5 | 8 | |||
3 | Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. | 13 | 0 | 7 | 6 | |||
4 | Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. | 13 | 0 | 5 | 8 | |||
5 | Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. | 13 | 0 | 0 | 13 | |||
Итого | 65 | 0 | 22 | 38 | ||||
% | 1,5 | 0 | 55 | 45 | ||||
Средний показатель по образовательной области | 3,9% | 11,3% | 44% | 44,7% | ||||
Итого по всем показателям |
Условные обозначения: если педагог считает, что по данному показателю ребенок освоил материал в полном объеме ставит в карте кружок.
Если показатель проявляется не в полной мере - треугольник.
Если, несмотря на специально принятые меры (индивидуальная работа и т.п.), результат оказывается ниже возрастных возможностей - ставится квадрат.
(Карту можно сделать в xls с формулой для подсчета процентов
4.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е Вераксы,
Т.С комаровой, М. А Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2010.-304 с.
2. Комплексное занятие. По программе « От рождения до школы под ред Н.Е Вераксы Волгоград 2011 год.
3. В.В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада.- 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1986. -128 с.
4. Е.В Зворыгина, С.Л Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. -144 с., 4 л. ил.
5. Г.М Лямина Воспитание и развитие детей раннего возраста. –М: Просвещение 220 с.
6. Л.Н Павлова Знакомим малыша с окружающим миром. –М.: Просвещение, 1987.224 с.; ил.
7. Э.Г Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983.- 000 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу младшей группы, построенной по принципу основной общеобразовательной программы дошко...
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
Рабочая программа младшая группа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области «Согласовано» Председатель методическ...
Рабочая программа младшая группа
разработана на основе программы "Детство"...
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности для воспитанник 3-4 лет (группа Акварелька)
Рабочая программа младшей группы...