Проект "Легоразвивайка"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ушьинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: МО дошкольников Протокол № 1 от 28.08.2014г ___________М.Л. Черкашина | Утверждено: Директор МБОУ «Ушьинская СОШ» _____________В.В. Кривоногов Приказ _____-од __________2014г |
Проект
«Легоразвивайка»
Разработан:
творческой группой педагогов
МБОУ «Ушьинская СОШ»
д. Ушья,2016г.
Оглавление
Основные принципы реализации проекта 8
Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Паспорт проекта
№ | Наименование пункта | Комментарии |
1 | Название | Проект «Легоразвивайка» |
2 | Разработчик | творческая группа: Чумакова А.В., Черкашина М.Л. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ушьинская средняя общеобразовательная школа» д. Ушья. |
3 | Целевая аудитория | воспитанники 2-4 лет, педагоги и родители. |
4 | Вид, тип | краткосрочный, (1 год) познавательно – исследовательский, социально-коммуникативный. |
5 | Актуальность |
|
6 | Идея | Для развития сенсорно – математических преставлений целенаправленно использовать LEGO- конструкторы: в организованной игровой деятельности, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, использовании дидактических игр и упражнений, привлечении родителей к совместному творчеству |
7 | Гипотеза | Если будет разработана и реализована система работы по развитию сенсорно - математических представлений детей раннего возраста через использование ЛЕГО - конструкторов, то это позволит: - повысить мотивацию к познанию и творчеству; - помочь детям в индивидуальном развитии (в соответствии с зоной ближайшего развития). - стимулировать творческую активность; - успешно организовывать детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. |
8 | Цель | Формирование у ребенка раннего возраста(2-4 года) сенсорно - математических и конструкторских представлений и умений через целенаправленное применение LEGO- конструктов |
9 | Задачи | Организационные:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
10 | Новизна | В адаптации конструкторов LEGO при развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. |
11 | Сроки и этапы реализации | 1 год 1 этап – подготовительно-проектировочный (2014-2015 г.) 2 этап – практический (2015г.) 3 этап – обобщающий (май 2015г., январь 2016 г.) |
Краткое содержание | Данный проект предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для формирования у детей раннего дошкольного возраста сенсорно - математических представлений, конструированию и моделированию Проект предусматривает реализацию регионального проекта «Математический Знайка», «Я живу в Югре» в рамках апробации ЛЕГО-технологии, где дети совместно с педагогами и родителями будут участвовать в разработках: - создание объектов и предметов путем конструирования из различных материалов, в том числе ЛЕГО – конструкторов. - объектов по краеведческой тематике: «Наш родной край», «Поселок, в котором мы живем» и с помощью конструктора LEGO передавать сооружения нашего поселка, современные объекты архитектуры, передавать особенности внешнего вида животных и птиц нашего региона и т.д. | |
12 | Предполагаемые результаты | В рамках реализации проекта произойдёт: - будут созданы условия, способствующие внедрению легоконструирования - освоение основных компонентов конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений - овладение приемами и приобретение опыта конструирования - формирование умения работать по инструкциям, схемам; - формирование умения творчески подходить к решению задач; - формирование умения анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. - формирование умения работать в команде, эффективно распределять обязанности. |
Пояснительная записка
Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему? ». С этого начинается открытие мира. Познание окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в раннем возрасте. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления.
Восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.).
Многолетний опыт педагогов-практиков показывает, что для эффективного обучения и развития детей важно сформировать у них познавательный интерес, стремление узнать что-то новое, научить общаться со сверстниками. И чем раньше это сделать, тем в будущем положительно будут решаться многие проблемы, связанные с обучением ребенка.
Проект «ЛЕГОразвивайка» предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для формирования у детей раннего дошкольного возраста сенсорно - математических представлений, конструированию и моделированию
Проект предусматривает реализацию регионального проекта «Математический Знайка», «Я живу в Югре» в рамках апробации ЛЕГО-технологии.
Актуальность проекта
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Занимаясь проблемой сенсорного развития детей раннего возраста, изучая особенности детского восприятия окружающего мира, пришла к выводу, что целенаправленное внимание к развитию сенсорного восприятия не должно ограничиваться только требованиям к расширению знаний о свойствах предметов, необходимо направить внимание на становление у детей раннего возраста первых сенсорно-математических представлений.
Ни одна программа дошкольного образования не предусматривает непосредственно образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений в раннем возрасте, в то время, как целевые ориентиры в раннем возрасте направлены на развитие интереса окружающим предметами и активное действие с ними, вовлечение ребенка в действие с игрушками и другими предметами, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Целевые ориентиры стандарта направлены на развитие крупной моторики ребенка, что вполне может решаться через элементарную математическую деятельность, в которой новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения и выявления существенных признаком. Таким образом, математика может входить в жизнь маленького ребенка как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковое действие.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективными способы развития склонности у детей к математическим знаниям и творчеству, это практическое изучение, проектирование, изготовление и самостоятельное создание детьми различных объектов из конструктора ЛЕГО.
С помощью LEGO-конструкторов можно реализовать обучение и развитие в образовательной среде. Лего— это игровой феномен от латинского слова LEGO— собирать, конструировать. LEGO - для детей самых разных возрастов, серия для маленьких детей — «DUPLO» и для самых маленьких — «Primo».
Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Дети с помощью занятий Лего— конструированием повышают умственную и физическую работоспособность, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Кроме того, актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в нашем детском саду в игровой деятельности.
Основная идея заключается в том, что для развития сенсорно – математических преставлений целенаправленно использовать LEGO- конструкторы: в организованной игровой деятельности, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, использовании дидактических игр и упражнений, привлечении родителей к совместному творчеству.
Цель: Формирование у ребенка раннего возраста сенсорно- математических и конструкторских умений через целенаправленное применение LEGO- конструктов
Задачи:
Организационные:
- Создание условий материально технической базы, предметно – развивающей среды по познавательно - конструктивной деятельности.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ через прохождение курсов повышения квалификации.
- Выявить потребности и возможности детей; определить наиболее эффективные целесообразные методы, приемы, средства.
- Организовать работу с родителями воспитанников.
- Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию и математике(сенсорике).
Обучающие:
- Познакомить детей и родителей с разными видами комплектов LEGO, дать первоначальные знания по лего-конструированию.
- Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, прочности и устойчивости конструкции; находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях, обобщать, классифицировать, анализировать).
Развивающие:
- Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
- Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление; познавательных способностей; коммуникативные навыки, речь, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, стремление помогать друг другу умение доводить начатое дело до конца.
Основные принципы реализации проекта
- личностно ориентированного подхода («от простого – к сложному», обращение к опыту ребенка).
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- проблемность — реализуемая как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- доступность
- единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный, интеллектуальный труд, общение с педагогами и поддержка родителей.
Методы и приемы:
- Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов).
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
- Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).
- Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов ЛЕГО при развитии детей раннего возраста.
Сроки реализации проекта 1год
Этапы реализации
- Подготовительный(2014-2015)
- Основной(2015)
- Заключительный(2016)
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей раннего возраста;
- Развитие у детей устойчивого интереса к математическим знаниям, умениям и представлений при использовании лего конструкторов
- Формирование, устойчивых сенсорно - математических представлений.
- способность подбирать предметы по тождеству;
- выполнение действий с предметами с ориентацией на два свойства (форма и величина, величина и цвет и т.д.);
- умение сопоставлять величину предметов (короткий - длинный, узкий - широкий, высокий - низкий);
- ориентироваться в пространстве (понятия: «за», «впереди», «в верху», «в низу», « сзади»).
- Обогащение словарного запаса.
- использование в работе игровых заданий с конструкторами ЛЕГО;
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
План реализации проекта
этапы | № п/п | Мероприятие | Цели | Сроки |
1 этап – подготовительно -проектировочный | 1 | Сбор информации, материалов для реализации проекта Анализ литературы по проблеме Создание развивающей среды в группе. | Расширить знания детей о математических представления у детей раннего возраста | август- сентябрь 2014 г. |
2 | «Круглый стол» с участием родителей | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Составление плана проекта. | ||
3. | Разработка документации для успешной реализации мероприятий Разработка конспектов занятий, сценария итогового мероприятия, подготовка презентации | учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание. | ||
4. | Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток с применением Лего конструктора | Расширять знания о фигурах, форме, цвете и др. | ||
5 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Информировать родителей по теме проекта. | ||
6 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игр. Составление перспективного планирования различных видов деятельности | Создать условия для ознакомления с лего- конструкторами нового поколения. | ||
2 этап – основной, практический | 7 | Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. НОД по познавательному развитию с использованием ЛЕГО реализация мероприятий, направленных развитие конструктивной деятельности; | Знакомить детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник
| ноябрь 2014– апрель 2015 г |
8. | Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Круг и квадрат» | Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат | ||
9. | Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов на лего кирпичиках | Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок | ||
10. | Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка» | Закрепить геометрическую форму круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге | ||
11. | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати» | Развивать математические представления детей в игровой деятельности | ||
12. | Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Обойди столбики» , «дойди до домика Собачки», «Пузырь», «Карусели» | Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения | ||
13. | Художественное творчество: выкладывание лего конструктора по схеме, бусы(поезд) из геометрических фигур | Закрепить знание элементов конструктора, геометрических фигур в самостоятельно-художественном творчестве с использованием Лего | ||
14. | Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Помоги мишке построить дом)(итоговое) | Учить различать элементы конструктора , используя зрительный и тактильные анализаторы, воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике. | ||
15. | периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий | выявление результативности работы | январь 2014г | |
16 | Разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, альбомы, сказки. | выставка «Наше творчество» | ||
3 этап - заключительный | .17 | Обработка и оформление материалов проекта Проведение анализа по изучению познавательного развития в процессе сенсорного воспитания и предметной деятельности детей раннего возраста. | выявить уровень математических представлений у детей группы. | май -июнь 2015г. |
18 | Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обозначенных в проекте. | выявление результативности работы | ||
19 | реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; |
обобщить опыт работы на методическом объединении дошкольников | январь2016 | |
20 | Создание презентации по итогам реализации проекта. Разработка методических рекомендаций для коллег педагогов. | 02.2016г. |
Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста (2 - 4 года)
№ | Содержание | Количество | Длительность |
1 | Занятия | 1 раз в неделю | 8-10 минут |
2 | Дидактические игры и упражнения | 2 раза в день | 5-10 минут |
3 | Индивидуальная работа | Ежедневно | 5-10 минут |
4 | Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде. | В соответствии с режимом и планом работы | На усмотрение педагога |
5 | Игры –экспериментирование с лего конструкторами | 4 раза в месяц | 10-15 минут |
6 | Развлечения | 1 раз в квартал | 15-20 минут |
Оценка эффективности.
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
При оценке эффективности деятельности по проекту, основной целью мы ставили определение и сравнение у воспитанников показателей по:
- сформированности коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
- сформированности произвольности, моторики и координации;
- сфомированности познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);
- сформированности характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);
- сформированности интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.
Для изучения эффективности деятельности, организованной в рамках проекта проведена диагностика развития детей по познавательному развитию.
использовали:
- методики «Раздели на группы», «Почини коврик», «Классификация» из сборника Е.В. Доценко, «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко);
- сформированность характеристик одарённости - наблюдение, анализ деятельности.
ВЫВОДЫ. Результаты проекта:
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, строить конструкции согласно простых схем и таблиц, увлечённо работая и видя конечный результат.
Немаловажная роль родителей в развитии конструктивной деятельности дошкольников.
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Проект позволил детям расширить математические знания о цвете, форме, количестве, свойствах предметов, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Проектная деятельность стимулировала у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.
У родителей сформировался стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
На основании проекта мною был сделан вывод, что математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними, но и, используя их в исследованиях, создавать много нового и интересного.
Таким образом можно сделать вывод, что эффект от реализации разработанной лего-технологии на протяжении одного учебного года достаточно выражен. Технология, безусловно, даёт свои положительные результаты.
Перспективы развития
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.
В дальнейшем детском саду планируется создание Программы по формированию математических представлений через использование лего -конструирования для всех возрастных групп, в рамках реализации региональных проектов «Математический Знайка», «Я живу в Югре».
Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной платной услуги.
Провести совместно с родителями: тематические выставки и конкурсы по лего-конструированию, совместную демонстрацию детей с родителями своих построек на заданную тему (Наш поселок, Скоро Новый год, Космическое путешествие, и др.)
Помимо этого для родителей планируем провести открытые родительские собрания, мастер-классы, на которых они могли видеть, как организуются занятия по лего-конструированию, как помочь детям в создании и программировании моделей.
Родители получат консультации педагогов и сами смогут предложить рекомендации по улучшению созданных вместе с детьми моделей.
В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы в школе, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Обеспечение:
- ЛЕГО конструкторы различных типов нового поколения
- Развивающие игры.
- Наглядно-дидактические пособия.
- Геометрические фигуры различных форм и цветов.
- Специальная методическая литература.
Источники информации:
- dеtskiy-sаd. com
- nspоrtal. ru
- dоshkоlniк. Ru