ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая группа)

Фисун Татьяна Александровна

Одним из основных условий и факторов успешной социа​лизации детей в детском саду является формирование комму​никативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.

В соответствии с  ФГОС, развитие  социально-коммуникативной  компетентности  дошкольников  - важная социальная и  психолого-педагогическая проблема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatyana_fisun_9_goruppa.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из основных условий и факторов успешной социа​лизации детей в детском саду является формирование комму​никативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.

В соответствии с  ФГОС, развитие  социально-коммуникативной  компетентности  дошкольников  - важная социальная и  психолого-педагогическая проблема.

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к  успешному обучению  в  школе и  к дальнейшей жизни.

В тоже время коммуникативному развитию детей до​школьного возраста уделяется в практике работы ДОУ незначительное внимание. Наблюдение показывает, что чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно. При этом детей редко специально обучают эффективным приемам взаимодействия со сверстни​ками. Учёные, отмечают, что наибольшее трудности ребе​нок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это про​является в повышенной тревожности, агрессии, неумении до​говориться, видеть особенности сверстника, невозможность осуществлять совместную деятельность. Тревожным сигна​лом является и тот факт, что большое количество дошкольни​ков реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. Исследования показывают, что 40% современных дошкольников на вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» отвечают, что предпочитают компьютерные игры. Таким образом непосредственное общение заменяется виртуальным.

Обращение к проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста и отнесение ее к числу актуальных направлений вызвано появлением ФГОС дошкольного образования в котором дифференцируется  содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяется несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся эти отношения во многом зависит последующий путь личностного и социального развития ребенка, а значит и его дальнейшая судьба.

Объект исследования - формирование компетенции социального взаимодействия у старших дошкольников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования базовых элементов социальной компетентности у старших дошкольников

Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия использования проблемных ситуаций в формировании компетенции социального взаимодействия у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1)​ дать характеристику компетенции социального взаимодействия как базового элемента социальной компетентности старших дошкольников;

2)​ выявить специфику формирования компетенции социального взаимодействия у старших дошкольников

3)​ выявить педагогические условия и механизмы использования проблемных ситуаций формировании социальной компетентности у старших дошкольников;

4)​ разработать и апробировать серию проблемных ситуаций для формирования компетенции социального взаимодействия у старших дошкольников.

На первом этапе исследования был осуществлён теоретический анализ литературы , который позволил сделать ряд выводов.

Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе.

Анализ психолого-педагогической научной литературы (О.В.Солодянкина, Р.М. Чумичева, С.А. Лебедева, О.А. Шварцман, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, С.В.Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Структура социальной компетентности представлена начальными компетенциями, каждая из которых включает ряд психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.

Сегодня мы наблюдаем проблему межличностного общения на основе человеческих отношений, которая связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры не только воспитанников, но и родителей «нового поколения».

Дети испытывают сильную психическую нагрузку, так как число их контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия). В разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи.

Компетентность в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека (Г.А. Цукерман).

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности ребенка, представлена в связи с решением межличностных проблем.

Представим краткий обзор основных определений социальной взаимодействие. Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений. На основе определения, данного Г.В. Осиповым, сформулировано

авторское синтезированное определение, в котором рассматривается

взаимодействие с точки зрения социальных субъектов (индивидов и крупных

социальных общностей) - основы «чистого» социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие - фундаментальная основа

функционирования всего общества. В основе социального взаимодействия

лежит духовное начало и принцип понимания не просто человеческого

поведения, а его значения. Стремление к общению и обмену информацией –

основа социального взаимодействия и главная особенность и потребность

психологически комфортной жизнедеятельности человека. Это процесс

непосредственного или опосредованного воздействия субъектов социального

действия друг на друга, в котором вступившие во взаимодействие стороны

связаны определенной причинной зависимостью.

Социальное взаимодействие происходит через скрытые, неосознаваемые

механизмы социальной коммуникации (речь, повседневные разговоры) междулюдьми, посредством которых люди конструируют свой мир

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

 Однако теория проблемного обучения не смогла бы возникнуть без нескольких условий, подготовивших ее:

Первое условие - успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления. Они связаны с исследованиями отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.

Второе условие - педагогическая практика, опыт лучших учителей, которые в своей подлинно творческой деятельности применяли отдельные компоненты проблемного обучения задолго до возникновения его теории [2].

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимо​действия, совместной деятельности со сверстниками.

 Практическая часть была посвящена изучению характера социального взаимодействия старших дошкольников с помощью метода наблюдения и беседы а также использования методики «выбор-предпочтения».

Задачи исследования:

1)Определить условия развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.

2) Провести исследование по выявлению уровней общения детей старшего дошкольного возраста, продиагностировав коммуникативную сферу детей.

Проблема взаимоотношений детей в группе детского сада очень сложна и крайне актуальна, но на сегодняшний день разработана еще слабо. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. В этой связи возникает необходимость разработать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы:

1) выявить трудности в отношениях детей;

2) установить причины этих трудностей;

3) осуществить поиск путей формирования положительных отношений со сверстниками у детей, испытывающих трудности в отношениях.

Методы исследования: наблюдение, беседа,

Методика исследования:  «выбор-предпочтения»

Для выявления и анализа  особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками нами был применён метод наблюдения.

Наблюдение проводилось по определённой  схеме, что позволило определить многие особенности общения.

 Методика направлена на диагностику:

  • возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения и т.д.),
  • определение особенностей общения отдельного ребенка,
  • определение детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т.д.),
  • определение особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.

При разработке данной схемы наблюдения мы опирались на отечественные (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова) и зарубежные результаты исследований сферы общения.

Четыре критерия сформированности потребности в общении со взрослыми и со сверстниками выделила М.И. Лисина:

  1. внимание и интерес к другому человеку,
  2. эмоциональное отношение к нему,
  3. стремление привлечь к себе внимание другого,
  4. чувствительность к его воздействиям.

С точки зрения Лисиной, основные мотивы общения детей со взрослыми связаны с их главными потребностями: потребностью во впечатлениях; потребностью в активной деятельности; потребностью в признании и поддержке. Она выделила познавательные, деловые и личностные мотивы общения. В процессе развития ребенка все три группы мотивов сосуществуют, но в разные периоды детства они занимают положение ведущих мотивов поочередно.

На основе данных исследований нами были выделены критерии наблюдения за общением детей старшего дошкольного возраста.

Процедура проведения.

Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в ДОУ. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни.

При наблюдении учитываются следующие критерии:

  • Инициативность в общении — количество обращений ребенка к другим детям за определенный отрезок времени.
  • Цели общения, с которыми ребенок обращается к сверстнику — деловые, игровые, познавательные, личностные.
  • Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения — положительное, амбивалентное или отрицательное.
  • Популярность ребенка — количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.
  • Цели обращения к ребенку — деловые, игровые, познавательные, личностные.
  • Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников — положительное, амбивалентное или отрицательное.
  • Продуктивность общения — показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.
  • Избирательность в общении со сверстниками — стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом детей.
  • Тип общения — сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.
  • Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.

Обработка и интерпретация результатов

Предложенные критерии наблюдения оценивались следующим образом:

  • инициативность (1 балл — низкая степень, определялась, если в среднем за одно наблюдение ребенок демонстрирует 1-2 обращения к сверстникам, 2 балла — средняя степень инициативности, если в среднем за одно наблюдение демонстрируется 3-4 обращения, 3 балла — высокая степень инициативности в общении, если в среднем обращений более 5);
  • цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются а) по степени преобладания, б) по наличию разных целей обращения;
  • преобладающий мотив общения (1 балл — деловой, 2 балла — игровой, 3 балла — познавательный, 4 балла — личностный мотив преобладает);
  • разнообразие мотивов общения (1 балл — в общении в основном используется один мотив; 2 балла — представлены разные мотивы общения);
  • эмоциональное отношение к сверстникам (1 балл — отрицательное отношение, 2 балла — амбивалентное отношение, 3 балла — положительное отношение);
  • популярность ребенка (1 балл — низкая степень популярности (не обращается к детям), 2 — средняя степень популярности (редко, 1-2 раза, обращается к детям), 3 — высокая степень популярности (к сверстникам, обращается часто и регулярно);
  • эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников оценивалось следующим образом (1 балл — отрицательное отношение, 2 балла — амбивалентное отношение, 3 балла — положительное отношение);
  • продуктивность общения оценивается также по трехбалльной шкале (1 балл — ребенок редко достигает цели общения, 2 балла — равноценные показатели достижения и недостижения целей общения, 3 балла — часто достигает целей общения);
  • тип общения оценивался по преобладанию тех или иных воздействий на другого ребенка (1 балл — преобладает избегание, 2 балла — преобладает подавление сверстников, 3 балла — преобладает подчинение сверстникам, 4 балла — преобладает сотрудничество);
  • наличие просоциальных действий (1 балл — ребенок никогда не проявляет просоциальных действий, в общении преимущественно используется равноценный обмен, 2 балла — ребенок проявляет просоциальное поведение);
  • избирательность в общении (1 балл — стремится к общению с ограниченным кругом детей, 2 балла — стремиться к общению с широким кругом детей).

Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется наличием инициативности, разнообразием мотивов, положительным отношением к сверстникам, популярностью ребенка, высокой продуктивностью, наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении. Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным нашего наблюдения за детьми разных возрастных категорий низким уровнем инициативности в общении, отрицательным отношением к сверстнику, низким уровнем популярности, отрицательным отношением со стороны сверстников, низкой продуктивностью общения, отсутствием просоциального поведения и не способностью к сотрудничеству со сверстниками. Сочетание разных параметров и определяет множество вариантов общения.

Примеры использования методики.

Испытуемый: Масич Илья., 5 лет — отличается средней степенью инициативности в общении, преобладает познавательный мотив в общении, характерный для дошкольного возраста, свойственно амбивалентное отношение к сверстникам, отличается средней степенью популярностью среди сверстников и как положительным так и отрицательным эмоциональным отношением  со стороны других детей, равноценные показатели достижения и недостижения целей общения.

Отличается просоциальным  поведением. Ребёнок  проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей «покладистости».  Ребёнок использует экспрессивно–мимические средства общенияк которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела.

По результатам социометрии ребенок относится к категории предпочитаемых детей и имеет средний коэффициент удовлетворенности общением.

Таким образом, результаты наблюдения за Ильёй, выявляют незначительные трудности в сфере общения со сверстниками.

Испытуемый:  Егоров Александр, 5 лет — отличается высокой инициативностью в общении, преобладающий мотив общения — игровой, положительное отношение к сверстникам, высокая популярность среди сверстников, положительное отношение с их стороны, преимущественно используется равноценный обмен, Саша добиается своих целей, но не ущемляя интересов других детей. Преобладающий тип общения — подчинение и сотрудничество.

Согласно полученным результатам социометрии Саша . имеет статус предпочитаемого и средний коэффициент удовлетворенности отношениями в группе сверстников. Таким образом, данный ребенок отличается благополучием в сфере общения с детьми.

Испытуемый : Припутнев Егор, 5 лет- отличается низкой степенью инициативности в общении со сверстниками, преобладающий мотив общения личностный. Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику – отрицательное, проявляющееся в агрессивном настрое против детей. У ребёнка низкая популярность в группе. Тип общения- подавление другого. Цели обращения к ребёнку-личностные.

Общение отличает низкая продуктивность общения, то есть ребенок редко достигает целей своего обращения.

 По результатам социометрии ребенок относится к категории изолированных и имеет низкий коэффициент удовлетворенности общением.

Таким образом, результаты наблюдения за Егором выявляют значительные трудности в сфере его общения.

Испытуемый : Бездорева Ульяна, 6 лет- отличается низкой степенью инициативности в общении, преобладает игровой мотив общения, характерный для дошкольного возраста, свойственно амбивалентное отношение к сверстникам, отличается низкой популярностью среди сверстников и отрицательным эмоциональным отношение со стороны других детей. Общение отличает низкая продуктивность общения, то есть ребенок редко достигает целей своего обращения. Девочка крайне не уверенна в себе и замкнута.

По результатам социометрии ребенок относится к категории изолированных и имеет низкий коэффициент удовлетворенности общением.

Для выяснения мнений детей об особенностях взаимоотношений в группе детского сада нами  применился  метод беседы.

План беседы:

1.Хорошо ли тебе в группе?

2.Дружно ли вы играете?

3.Ссоритесь ли вы? Как часто?

4.Можно ли про вас сказать, что вы дружные?

5.Кто тебе нравится? Почему?

6.Кто с тобой играет? Почему?

7.С кем ты никогда не играешь? Почему?

8.А хотел(а) бы ты с ним играть?

Для того, чтобы результаты были достоверны беседа проводилась, не нарушая естественного хода занятия ребёнка. Ответы дошкольников запоминались, а   не записывались при нём, так как это может помешать беседе. При затруднении с ответом, не торопила его, а сформулировала вопрос в более приемлемой для него форме. Для получения более объективных данных использовала метод наблюдения и изучения результатов деятельности ребёнка.

В беседе приняли участие 3 человека из группы.

Ф.И. О. испытуемого

Номер вопроса

Особенности  внимания

Ответ ребёнка

1)Бернавский Ярослав

1 вопрос: Хорошо ли тебе в группе?

       У

Да, хорошо!

2 вопрос: Дружно ли вы играете?

    У

         

          Да

3.Ссоритесь ли вы? Как часто?

О

нет, только с Никитой и Егором.

4.Можно ли про вас сказать, что вы дружные?

У

Да

5.Кто тебе нравится? Почему?

У

Мне нравятся все , кроме Егора и Никиты.

6.Кто с тобой играет? Почему?

У

Да, все иногда. Я не знаю почему, просто так.

7.С кем ты никогда не играешь? Почему?

О+

Я никогда не играю с Егором, он злой и дерётся часто. И с Викой не играю, она не хочет со мной играть

А хотел(а) бы ты с ним играть?

О

нет, мне и так хорошо!

Примечание. Условные обозначения: У-устойчивое внимание; О+-отвлечение с признаком возбуждения; О-отвлечение с признаком торможения; О-отвлечение неопределённое.

Результаты проведенной беседы

Группы

Лидеры

(наиболее благополучные в общении дети)

Дети,менее выбираемые в общении

Отверженный ребенок

Ф.И.

Никита Колосов

Масич Илья

Каркосов Даниил

Ногопетова Диана

Ногопетова Камилла

Егоров Александр

Медведева Полина

Никита Колосов

Егор Припутнев

2

-

При изучении способности ребёнка старшего дошкольного возраста эмоционально отзываться на переживание другого человека, была выдвинута гипотеза, что благоприятные условия для положительного отношения к окружающему создаются при знакомстве детей с литературными персонажами. Формы этого знакомства и степень активности детей могут быть различными: от восприятия спектакля до игры-драматизации, во время которой ребёнок в роли литературного героя воспринимает и переживает события и действия, описанные в художественном произведении.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами был применён метод выбора-предпочтения, известный в научной литературе как « моральный выбор », когда ребёнок условиями эксперимента ставится в альтернативную для него ситуацию предпочтения, например, красивого внешне персонажа, надёлённого отрицательными чертами, или некрасивого, но доброго, отзывчивого.  Дети объясняли свой выбор персонажа, а затем им предлагалось сыграть в сюжетную  игру с использованием персонаже из прочитанных произведений.

Таким образом, 47% опрошенных детей показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных.  Организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Остальные дети показали средний уровень развития коммуникативности. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу проявляли и малоактивные дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с использованием технологии проблемных ситуаций

Социально-коммуникативное  развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  «Об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

Семинар: «Использование образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников.Задачи:  Уточнит...

Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор...

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

«Использование пособий Воскобовича в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Конспект семинара - практикума для педагогов по внедрению в образоватеьный процесс пособий В. В. Воскобовича....

«Использование проблемных ситуаций в формировании социально-коммуникативных навыков»

Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейш...