План по самообразованию
материал (младшая группа)

Шатрова Мария Владимировна

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»

городского округа город Шарья Костромской области

         

План по самообразованию на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Составила: Шатрова М.В

 2020 -2021 год

План по самообразованию

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства

и компетентности.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов;

2) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

3) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики

рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

4) Изучить учебную, справочную , научно – методическую литературу.

Форма отчётности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики

дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,

дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Бердышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,

2007.

2. Большакова С. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –

М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП

«Хардфорд», 1996.

6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики»

8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки

ребёнка»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом

собрании.

Актуальность:

Работая в группе раннего возраста 2-год, проводя занятия, общаясь с детьми,

обратила внимание на то, что у многих детей этого возраста не очень хорошо

развита активная речь. Так в чм же причина? Меня заинтересует  этот вопрос.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается

ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с

плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут

застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать

рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,

мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации,

не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях,

доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на

его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные

трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи..

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Работа с детьми

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Семья».

2. Пальчиковая игра «Дорожка».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование и палочек «Заборчик»«Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия«Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Осень».

2Пальчиковая игра «Овощи».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки»«Бинокль»«Стол»«Стул»,

«Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка»«Квадрат»«Треугольник».

5. Настольная игра «Собери кубик».

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия«Гладкий – шершавый»,

«Чудесный мешочек».

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»«Одежда».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Новый год»«Здравствуй, зимушка-зима».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик»«Заборчик»«Дорожка».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные кубики).

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

Январь

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш»«Сказки»«Снежок». Повторение

пальчиковой игры «Семья»«Пирожки»«Новый год».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра  «Художник» 

4. Конструирование из палочек «Домик»«Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение игры «Снежок».

2. Пальчиковая игра «Семья»«Сказки»«Переложи игрушки».

3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4. Настольные игры «Мозаика».

5.Изготовление подарков к празднику«День защитников Отечества»

(аппликация).

Март

1. Закрепление пальчиковых игр «Апельсин»«Снежок»«Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Маму я свою люблю»«Транспорт».

4. Конструирование из палочек «Окно»«Домик»«Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику«Международный женский день 8 марта».

6. Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом«Соедини все точки друг с другом»

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Дружба». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из бумаги, для работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Домик для зайчат».

4.Конструирование из палочек предметов мебели«Стол», Стул», «Кровать»,

«Шкаф» и т. д.

5. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.

6. Выкладывание из палочек знакомых фигур.

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Наши алые цветы», повторение «Домик для зайчат»«Дружба».

2. Учить детей инсценировать руками стихи.

3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4. Конструировать из палочек «Транспорт» (по образцу и по желанию).

5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок»«Очки»,

«Стол»«Стул»«Крыша».

6. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям.

7.Работа с карандашом«Обведи рисунок».

Работа с родителями

октябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

ноябрь

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

декабрь

Мастер-класс для родителей«Волшебные пальчики».

январь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в

режимных моментах.

февраль

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей.

март

Совместное творчество детей и родителей (проект «Игрушки своими руками»)

Апрель-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...