мастер-класс
консультация
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов ДОУ
« Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников».
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… » Л.С. Выготский
Цель мастер-класса: обучение воспитателей игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;
- вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;
- обучить основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей;
- развивать творческую активность педагогического коллектива.
Материалы: клубочек, мячик, коробочка «Волшебных конфет», картотеки игр.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ход проведения. Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, мы отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми. Детям можно помочь, если использовать игровые упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
∙ активно вступать в диалог,
∙ задавать вопросы,
∙ слушать и понимать речь,
∙ строить общение с учетом ситуации,
∙ легко входить в контакт,
∙ ясно и последовательно выражать свои мысли,
∙ пользоваться формами речевого этикета,
∙ регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Система игр, условно разделена на 4 блока:
1блок Игры, направленные на сближение детей друг с другом.
Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как «Давайте познакомимся», «Встреча» и др. способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
2 блок Игры для развития эмоций – с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением. Можно проводить такие упражнения, как "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Разговор через стекло», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.).
3 блок Игры, направленные на формирование навыков восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
4 блок Игры, направленные на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности. Минутки дружбы или эмоциональные минутки помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также, как элементы начала любой совместной деятельности. Практическая часть мастер-класса.
Предлагаю вам познакомиться с игровыми упражнениями. "Здравствуйте" Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Глазки, ушки, носик, ротик, Здравствуйте! И улыбки, и улыбки, Здравствуйте! И лукаво подмигните, Здравствуйте! - погладить ладошки - пальчиком коснуться глаз, ушей, носа, рта - улыбнуться и кивнуть друг другу - подмигнуть друг другу «Клубочек ласковых имен».
Воспитатели стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами. Клубочек передаю, И ласково имя его назову- … « Лучики». Ведущий и воспитатели вытягивают вперед руки и соединяют их над изображением солнца. Воспитатель предлагает почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом с друзьями. Утренние лучики, Заглянули к нам в окошко, Принесли в своих ладонях Теплоту и доброту частицу солнца. «Дотронься до...». Ведущий предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. "Передай привет по кругу" Дети здороваются друг с другом разными частями тела - правая рука с правой, щёчка с щёчкой (чем старше дети, тем сложнее задания). "Руки знакомятся, ссорятся, мирятся" - развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Дети сидят в парах с закрытыми глазами напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий даёт задания: ¬ протянуть руки друг другу;
¬ познакомиться, постараться лучше узнать своего соседа;
¬ руки ссорятся;
¬ руки хотят помириться, просят прощения;
¬ руки расстаются друзьями.
" Паровозик дружбы" - объединение детей в группу. Воспитатель идёт по кругу, хлопая в ладоши называет в такт своё имя. Выбирает "паровозик"- это кто-то из детей, ребёнок становится впереди воспитателя. Они вместе идут по кругу и называют его имя. Каждый раз "паровозик" меняется и все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего. «Комплименты». Правило - не повторяться. Глядя в глаза друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают мячик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». "Разговор через стекло"- развитие умения мимики и жестов. Представить, что стекло толстое, оно не пропускает звука, но мы видим друг друга. Делимся на две группы, одна группа показывает, другая отгадывает. "Волшебные конфеты" Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… «Солнышко» Все участники кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».
Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Всем спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...