Использование чувашских народных подвижных игр в системе воспитания
статья

Чувашские народные подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuv.igry_.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование чувашских народных подвижных игр в системе воспитания

автор: воспитатель Холодова Елена Мефодьевна

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» г. Новочебоксарск

     Народные чувашские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

     Народные чувашские игры, выполняя различные функции (развивающую,.познавательную,..развлекательную,.корректирую-щую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.    Чувашские игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок).

      Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.

В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

      При отборе чувашских игр, способствующих физическому воспитанию детей любого возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание чувашских игр определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

       Все чувашские игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловушек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

       Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

      Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

     Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

     Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих.

Построение чувашских игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда дети действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению. Для показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а зачины, диалоги  характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных чувашских играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Основным условием успешного внедрения народных чувашских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы

Волков, Г.Н.  Чувашская народная педагогика: очерки. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958.

Волков, Г.Н.  Этнопедагогика чувашского народа: (в связи с пробл. Общности нар. пед. культур). – Чебоксары: Чуваш. КН. Изд-во, 1966.

Волков, Г.Н.  Чувашская этнопедагогика / [предисл. Т. Н. Петровой; послесл. Н. Т. Саврукова]. – Изд. 3-е, доп. – Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева: Чебоксар. ин-т экономики и менеджмента СПбПУ, 2004.

Волков, Г.Н.  О традициях чувашского народа в этическом воспитании. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965.

Волков, Г.Н.  Этнопедагогика чувашей. – Изд. 2-е, доп. – М.: Пресс-сервис, 1997.

Ведерникова, Н.М. Русая народная сказка. – М.: Наука, 1975.

Махалова, И.В., Николаева, Е.И. « Воспитание здорового ребенка на         традициях чувашского народа». Учебно-методическое пособие. – Ч. 2003.

     Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: [учеб. пособие для гуманит. вузов]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей 1ёт "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Использование народного искусства в современной системе воспитания и развития личности.

В данной работе содержится разработка родительского собрания совместно с детьми. В первой теоретической части содержится материал по теме " Использование народного искусства в современной системе восп...

Картотека чувашских народных подвижных игр

Чувашские народные подвижные игры...

Картотека Чувашских народных подвижных игр

Чувашские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Использование чувашских народных игр в работе со старшими дошкольниками.

Консультация поможет воспитателям обогатить игровую деятельность дошкольников народными играми, поможет в подборе приемов для организации....

Чувашская народная подвижная игра "Отгадай имя"

Чувашская народная игра "Отгадай имя"...

Чувашская народная подвижная игра «Отгадай имя»

Чувашская народная подвижная игра «Отгадай имя»...