Использование чувашских народных подвижных игр в системе воспитания
статья
Чувашские народные подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование чувашских народных подвижных игр в системе воспитания
автор: воспитатель Холодова Елена Мефодьевна
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» г. Новочебоксарск
Народные чувашские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные чувашские игры, выполняя различные функции (развивающую,.познавательную,..развлекательную,.корректирую-щую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Чувашские игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок).
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе чувашских игр, способствующих физическому воспитанию детей любого возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание чувашских игр определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Все чувашские игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловушек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих.
Построение чувашских игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда дети действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению. Для показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а зачины, диалоги характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных чувашских играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Основным условием успешного внедрения народных чувашских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Список литературы
Волков, Г.Н. Чувашская народная педагогика: очерки. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа: (в связи с пробл. Общности нар. пед. культур). – Чебоксары: Чуваш. КН. Изд-во, 1966.
Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика / [предисл. Т. Н. Петровой; послесл. Н. Т. Саврукова]. – Изд. 3-е, доп. – Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева: Чебоксар. ин-т экономики и менеджмента СПбПУ, 2004.
Волков, Г.Н. О традициях чувашского народа в этическом воспитании. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей. – Изд. 2-е, доп. – М.: Пресс-сервис, 1997.
Ведерникова, Н.М. Русая народная сказка. – М.: Наука, 1975.
Махалова, И.В., Николаева, Е.И. « Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа». Учебно-методическое пособие. – Ч. 2003.
Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: [учеб. пособие для гуманит. вузов]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей 1ёт "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Консультация для родителей и воспитателей "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Использование народного искусства в современной системе воспитания и развития личности.
В данной работе содержится разработка родительского собрания совместно с детьми. В первой теоретической части содержится материал по теме " Использование народного искусства в современной системе восп...

Картотека Чувашских народных подвижных игр
Чувашские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Использование чувашских народных игр в работе со старшими дошкольниками.
Консультация поможет воспитателям обогатить игровую деятельность дошкольников народными играми, поможет в подборе приемов для организации....
Чувашская народная подвижная игра "Отгадай имя"
Чувашская народная игра "Отгадай имя"...