Мастер-класс для педагогов "Артикуляционная гимнастика"
консультация

Брычева Наталия Валерьевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Артикуляционная гимнастика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Эрхирикский детский сад «Ручеек»

Мастер-класс для педагогов

«Артикуляционная гимнастика»

Подготовила: учитель-логопед

Брычева Н.В.

с. Эрхирик

2020 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Рада приветствовать вас на своем мастер-классе и надеюсь, что информация, которую вы получите сегодня будет для вас полезной, вы подчерпнете для себя что-то новое и будете применять полученные знания в своей практике.

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

  1. Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

  1. Игра «Посели звуки в свои домики». Предлагаю вам разбиться на 3 команды и поиграть в игру. Вам необходимо расселить звуки в свои домики – свистящие звуки, шипящие и соноры.

  1. Давайте произнесем свистящие звуки, теперь шипящие, соноры.

Обратите внимание на артикуляционную позу каждого из этих групп звуков.

  • При произнесении свистящих звуков губы растянуты в улыбку, зубы сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы.
  • При произнесении шипящих звуков – губы раскрыты и имеют форму рупора, зубы разомкнуты, язык приподнят к верхнему небу и имеет форму чашечки.
  • При произнесении сонорных звуков, губы и зубы разомкнуты, язык поднят к верхним зубам, кончик языка максимально прижат.

  1. Для чего нужна артикуляционная гимнастика и зачем тренировать язык?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Мы с вами не замечаем, как меняется наша артикуляционная поза при разговоре и какие движения совершает наш язык. Поскольку наш артикуляционный аппарат достаточно развит и натренирован и смена артикуляционных поз происходит автоматически. Но на самом деле это сложная работа и ребенку у которого недостаточно развита артикуляционная моторика смена артикуляционных поз вызывает затруднения, отсюда и происходит нарушения звукопроизношения. Именно для этого и необходима артикуляционная гимнастика.

5. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и речевого аппарата.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики и основными требованиями.

  1. Методика проведения артикуляционной гимнастики

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упраж. – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

  • На начальном этапе я использую форму сказки для активизации у детей интереса к артикуляционной гимнастики.
  • На следующем этапе мы делаем артикуляционную гимнастику по показу, для этого я использую карточки, непосредственный показ и элементы биоэнергопластики, т.е показываю рукой движения языка, тем самым пытаюсь добиться того, чтобы дети поняли и научились правильно выполнять упражнения.
  • После этого необходимо сохранить интерес детей к проведению артикуляционных гимнастик, для этого существуют различные методы, например, можно использовать в работе различные дидактические игры и упражнения такие как,

«Логопедические ходилки — бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков(гусеница) или прямоугольников(вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

В упражнении «Отгадай, что спряталось?» — дети переворачивают картинки и выполняют упражнение на карточке.

Хорошо подходят адаптированные сказки или сопровождение артикуляционных упражнений стишками.

7. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут.

2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

5. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели и себя и лицо педагога, для этого необходимо использовать зеркала.

8. Ну а теперь я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и на себе испробовать общеукрепляющий комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения:

Заборчик

Хоботок (Слоник)

Бегемот (Ворота)

Лопаточка (Блинчик)

Иголочка (Клювик)

Киска сердится (Горка)

Парус

Накажем непослушный язычок (Месим тесто) (упражнение с элементами самомассажа)

Часики

Качели

Чистим верхние зубы

Чистим нижние зубы

Змея

Молоток

Вкусное варенье

Маляр

Чашечка

Лошадка

Грибок

Дятел (Барабанщик)

Болтушка (Индюк)

Вот это основные упражнения, которые помогают развитию артикуляционной моторики и точности в постановке артикуляционных поз. Как вы заметили мы начали с простых статических упражнений и перешли к более сложным динамическим.

Кроме того, особое внимание необходимо уделять развитию речевого дыхания. Существуют 2 основных упражнения – это «Футбол», которое способствует развитию правильной воздушной струи для произнесения свистящих звуков, т.е направляем воздушную струю вниз для этого дуем на высунутый широкий язык зажатый между зубами. И «Фокус» (можно «Парашютик») для выработки воздушной струи для шипящих звуков, для этого на кончик носа ложится ватка и широким языком в форме чашечки прижатым к верхней губе сдуваем ватку с носа вверх.

  1. А сейчас, когда вы уже знакомы с упражнениями предлагаю вам закрепить их, а заодно посмотреть, как их можно выполнять в интересной форме, с помощью сказок.

Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери. 
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок, 
Живет Веселый Язычок. 
Ох, и шустрый он мальчишка, 
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения "Часики", "Змейка".)
Приоткрыл Язык окно, 
А на улице тепло. 
Язычок наш потянулся, 
Широко нам улыбнулся, 
А потом пошел гулять, 
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)
На крылечке полежал, 
На качели побежал. 
Вверх взлетел он смело... 
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)
Поспешил к себе во двор, 
Чтобы починить забор. 
Быстро взялся он за дело, 
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи — 
Нужные плотнику вещи. 
Молоток стучит "тук-тук!", 
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)
Вот и банка с краской рядом. 
Обновить заборчик надо. 
Стала кисточка плясать, 
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)
Скрылось солнце за горой, 
Язычок пошел домой. 
Дверь он запер на замок. 
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения "Горка", "Лопаточка".)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: артикуляционная гимнастика. Как правильно?

Помочь  родителям овладеть основными приемами артикуляционной гимнастики - залог успеха логопедических занятий с детьми. Сделать это поможет такой вид работы с родителями, как   ...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно - важнейшие цели, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, чёткой дикции прои...

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Мастер-класс "КОМПЛЕКСЫ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА"

Коррекционная гимнастика после сна - это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения...

Методическая разработка мастер-класса на тему "Дыхательная гимнастика в игровой форме"

Вашему вниманию предлагается ряд игр на развитие длительного выдоха и тренировки носового дыхания....