План по самообразованию
материал
План по самообразованию по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Малиновский детский сад»
__________________________________________________________________
План по самообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей
подготовительной к школе группы»
2020-2021 учебный год
Воспитатель: Рязанова Н.П.
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы».
Дата начала работы над темой: 01.09.2020 год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021 год
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы;
- развить внимание, зрительную и слуховую чувствительности;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- воспитывать дружескую атмосферу и сплочённость детского коллектива, умение работать в команде.
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
Подбор и изучение методической литературы
Сентябрь
1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.,2005.
2. Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
3. Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. СП б, ООО "Издательство «Детство-Пресс», 2013.
4. Нищева Н.В. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». СПб, ООО "Издательство «Детство-Пресс», 2013
5. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ. Т.Ц. Учитель. Воронеж, 2002
6. Ковинько Л.В. «Секреты природы –это интересно!», Линка-Пресс, М.2004
7. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Методическое пособие. СПб, «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
8. Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г.
9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г.
10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006.
Изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской
деятельности для развития собственного познавательного опыта
Работа с детьми
Сентябрь
1. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие».
Цель: Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования.
2. «Эксперименты с камнями».
Цель: Формировать представление детей о некоторых свойствах камней.
Октябрь
1. «Путешествие за секретами здоровья».
Цель: Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.
Ноябрь
1. «Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности».
- Вода растворитель.
- Очищение воды
- Водяная мельница
Цель:
1) Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.
2) Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
3)Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
- Воздух сжимается.
- Воздух расширяется.
- Почему дует ветер?
Цель:
1) Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
2) Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
3) Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.
Декабрь
1. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
- Испытание магнит
- Компас.
- Мир металлов.
Цель:
1) Повышение познавательной активности детей, интереса к
предметам окружающего мира.
2) Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
3) Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
4) Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.
2. Познавательное занятие «Льдинка и снежинка».
Цель:
1) Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление цветных льдинок), побуждать детей делать выводы.
2) Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения.
Январь
1. Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».
2. Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода».
3. Фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности по проекту.
Февраль
1. Игра-путешествие в страну «Витаминия».
Цель:
1) Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни.
2) Закрепление знаний детей о пользе витаминов.
2. Оформление «Витаминного» уголка в группе.
Март
1. Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено».
Цель: Расширение знаний детей о мороженом.
2. Оформление выставки поделок детей.
3. Размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей.
Апрель
1. Сила тяготения. Упрямые предметы.
Цель:
1) Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
2) Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией.
3) Развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Май
1. Познавательный проект «Чудо пуговка».
Цель:
Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
2. Выставка детских поделок из пуговиц.
Работа с родителями
Сентябрь
1. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию.
2. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по
Познавательному развитию.
3. Привлечение родителей к пополнению центра «Познания и экспериментирования».
Октябрь
1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
2. Папка-передвижка «Эксперименты на кухне».
Ноябрь
1. Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом, набор пособий для опытов с воздухом.
Декабрь
1. Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок».
2. Участие в конкурсе.
Январь
1. Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».
2. Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».
Февраль
1. Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне».
2. Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне».
Март
1. Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия».
2. Оформление «Витаминного» уголка в группе.
Апрель
1. Распечатка фотографий с экспериментальной деятельностью для оформления фотоальбома «Юные исследователи».
Май
1. Выставка, совместных с родителями, поделок из пуговиц.
Самореализация
Сентябрь-май
1. Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и
экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
2. Картотеки опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Октябрь
1. Консультация для родителей на тему «Организация детского
экспериментирования в домашних условиях».
2. Папка-передвижка «Эксперименты на кухне».
Ноябрь
1. Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».
Март
1. Методическая разработка «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».
2. Публикация в социальной сети для педагогов.
Ноябрь-май
1. Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности.
2. Публикации в социальных сетях для педагогов.
Май
1. Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации.
2. Выступление на итоговом педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...