Авторский проект "Организация игровой деятельности в детском саду"
проект

Сорока Ирина Владимировна

Данный материал содержит  анализ и педагогические рекомендации организации игровой деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский проект

«Организация игровой деятельности в детском саду»

Сорока Ирина Владимировна

2019 год

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        

Организация игровой деятельности в детском саду                  

      1. Значение игры в развитии личности ребенка 

      2.Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте.

      3. Содержательно-методические основы проблемы

      4.Педагогические рекомендации

Вывод

Приложения

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

            1. Игра в развитии личности ребенка 

С помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребенка. Важны игрушки, которые ребёнок видит, слышит и осязает одновременно всеми органами чувств ,и которые привлекают его внимание разнообразием форм, цвета, мелодичностью звучания.

В возрасте от трёх до семи лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда. Занятия с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движения. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления.

В возрасте от 3 до 7 лет, ребёнку   необходимы игры  со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка,  познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

         Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами  оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Поэтому, я всегда стараюсь  направлять ребят на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности.

Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации , требующие от них проявления активности и инициативы, выдумки, я стремлюсь развить эти качества личности у всех  воспитанников без исключения . Успех каждого ребёнка в игре улучшает отношение товарищей к нему ,сближает его с детьми, а у него самого вызывает чувство удовлетворённости, желание включиться в коллективную игру .Активность воспитывается постепенно . Сначала  активность детей носит подражательный характер .Затем возрастает самостоятельность в определении цели, умения согласовывать свои действия с действиями и желаниями других играющих. И наконец, активность-это уже творческий подход детей к решению игровых проблем, поиски принципиально нового решения, связанного с желанием сделать игру интереснее и правдивее.

Планируя  педагогические мероприятия,   направляю детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Игры отражающие быт семьи , детского сада , создают богатые возможности для воспитания великодушия , отзывчивости, уважения к окружающим , умения считаться с интересами, замыслами других. Игры на тему труда  воспитывают ответственность за порученное дело.  Возникает чувство удовлетворённости от результатов работы. Выполнение роле , связанных  с

отображением в игре труда взрослых, требует от детей большой активности , целенаправленности действий, организаторских умений.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей  я учитываю при планировании работы по руководству игрой.

Воспроизводя различные события жизни, через игру - эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем  читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя,  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.    Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. При знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) я для себя  обнаруживаю новые приемы руководства и оформления игровых зон и переношу их в свою работу. Игры,придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому приучаю детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогаю воспитывать целенаправленность.

Своим личным примером  демонстрирую образец поведения , которому надо следовать , чтобы игра прибрела характер правдивого отображения  жизни, ведь ребёнок относиться к своей игре  как к серьёзному делу, поэтому влияние оказанное через игру приобретает большое значение для формирования личности.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Моя задача  как воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Направляю игры детей в нужное русло, развиваю мотивы нравственного поведения , стремления не только  выполнять правила игры, делиться игрушками, уступать свои игрушки товарищам, но и учитывать душевное состояние товарища, быть деликатным, считаться с замыслами других, приходить им на помощь , проявлять бескорыстие и великодушие.

Для этого я стараюсь, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей. Каждый вид игрушек и пособий храниться  в определенном порядке. Это позволяет детям находить  нужный предмет, а после игры убирать его на место. Продумываю, как наиболее рационально распределить игровой материал,  чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу.

 2.Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте.

           В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному.Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт  разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные),  эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.  

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны          самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.  Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры,  в которых взрослый,  сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

 В играх важно: «управление» – косвенные методы воздействия на игру,

«руководство»  - включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Для детей 3-4-го года жизни  использую следующие приемы руководства:

1.   обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

2.   исполнение воспитателем главной роли;

3.   организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

4.   внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

5.   сюрпризное появление игрушки;

6.   создание воображаемой ситуации;

7.   совет, напоминание;

8.   обновление игровых уголков;

9.   введение игрового тренинга, правил поведения;

10.    разыгрывание воображаемой ситуации;

11.    внесение образных игрушек.

3. Основы проведения сюжетно-ролевой игры.

Методы и приемы, способствующие  обогащению содержания игры.        

§     Исполнение воспитателем главной роли

§     Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль

§     Внесение образных игрушек

§     Прием ролевой игры с продолжением

§     Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение  в игре новых сторон жизни

§     Игра в телефон

§     Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду

§     Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.        

§     Игры облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

§     Участие воспитателя в игре (главная роль)

§     Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера» )

§     Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

§     Создание разновозрастных игровых триад

Косвенные приемы руководства        

§     Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей)

§     Изменение игровой среды

§     Наблюдение, экскурсия

§     Создание воображаемой ситуации

§     Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

4.Педагогические рекомендации

1.   Я считаю ,что прежде всего педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2.   Создавать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывая уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты можно формировать в специально установленном порядке, а иногда предоставлять  детям возможность создавать игровую среду самостоятельно.

3.   Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста рекомендую прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4.   В руководстве детей  необходимо использовать косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку ,самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

5.   В организации игровой деятельности необходимо следовать результатам  наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

6.   Педагогу желательно  как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Я зачастую наблюдаю, как в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывая в себе новые возможности. Поэтому, игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру в своей работе с дошкольниками развиваю познавательные характеристики ребёнка, подготавливая его к жизни в современном обществе, заставляя  его поверить в свои силы и возможности. Следуя , из всего этого- игра, затем уже, после окончания ребенком детского сада,  школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией  этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

С уверенностью могу сказать ,что  развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.  Итак, можно сделать вывод:

       Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

         Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

         В-третьих,   именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

        И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.

         Из всего вышесказанного прихожу к выводу ,что в игре  следует стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

       Литература

 

1.   Н. П. Аникеева        « Воспитание игрой.» М.: Просвещение. 1987.

2. Н. В. Анциферова

    А.К. Бондаренко    « Воспитание гуманных чувств» М: Просвещение 1983

3.   М.А .Васильева        М.: Просвещение .1986

4.   Е.В. Зворыгина. «Первые сюжетные игры малышей»

М: Просвещение.     1988

5.   Н.В. .Седж     « Воспитание активности в творческих играх»

                              М: Просвещение  1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Создание условий для успешной организации игровой деятельности в детском саду

Почему наши дети разучились играть? Что мы можем сделать, чтобы вернуть  интерес  к игре....

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду)

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду)...