Конспект НОД по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванченко Анастасия Николаевна

Тема. «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_remeslennaya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Задачи: Образовательные:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пряха, ткачиха, прачка, сапожник).

Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков ( слобода, сарафан ,косоворотка, кушак, лапти, прялка, самовар).  

Развивающие:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные:

Воспитывать в детях интерес к русскому народному творчеству, доброту

Оборудование: клубок ниток, презентация «Ткацкое производство», самовар.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

Здравствуйте ребята! К нам в гости пришел мальчик Коля, он хочет узнать историю русского народа и просит нас о помощи.

Простановка цели детьми

-Мы можем помочь Коле?

-Как мы можем это сделать?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие по Древней Руси.  

1.Ширь необъятная, просторы бескрайние

Русь, моя, матушка то весёлая, то печальная.

То дождями умытая, то солнцем палимая,

Русь, моя, матушка ты и сильная и ранимая.

Сторона Православная, куполами манящая,

Своей верою славная, родниками звенящая.

Как девица красива ты, и как матушка мудрая,

Ты как юноша смелая, и как батюшка умная.

А ещё мы познакомимся с укладом жизни простого  ремесленного человека. А ремеслом на Руси называли  мелкое ручное производство, которое основывалось на мастерстве умельца. А вы знаете, что селили ремесленников на окраине города, и это поселение называлось - слобода. Как вы думаете, какую одежду носили в то время?

Дети: сарафаны, рубахи, платки, штаны…

Ведущий: Совершенно верно. Мужчины носили рубахи, называли их –косоворотки, подвязывали косоворотки поясом-кушаком и широкие штаны. Женщины одевались в сарафаны, голову повязывали платком .На ногах носили –лапти и сапоги.

Ведущий: Ну что готовы? Отправляемся в первую мастерскую. А чтобы вы догадались кого мы там увидим, вот вам подсказка -показывает клубочек ниток.

Ведущий: вот наши девицы-красавицы напряли ниток. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна» и сейчас мы посмотрим как ткали  полотно.

( на экране показывается презентация «Ткацкое производство»).

 А чтобы полотно стало помягче, отправлялись на речку стирать его. Вот и мы с вами отправляемся дальше.

Корзина плетеная не подъемная, руки в воде мерзнут, но не унывают девицы, песню запевают. Так с песнями да шутками ,отправляемся дальше -в швейную мастерскую.

Заходим в горницу. В центре стоит стол, накрытый расшитой скатертью, это- ручная работа, русские мастерицы постарались. Вокруг стола сидят девицы, потрескивает лучина и мы опять слышим русские напевы. Ни одна работа на Руси не обходилась без песни. Занимаются наши мастерицы- рукоделием ,а точнее лоскутным шитьем. Красивое, пестрое одеяло должно получиться.. Давайте и мы поможем мастерицам -сошьем по лоскутику вместе . Ни один лоскутик лишним не будет .

Ну вот и мы с вами пригодились. А теперь пойдемте дальше.  Чтобы узнать куда мы с вами отправляемся, посмотрите на инструменты и скажите, кому они нужны для работы?

Дети :Сапожнику.

Правильно вы догадались, это сапожных дел мастера ловко орудуют своими молоточками. И так с утра до самого заката.

Проводится физкультминутка (дети делают движения в соответствии со словами)

Эй ребята ,не ленитесь!

На разминку становитесь!

Под веселые напевы

Повернемся вправо , влево

Справа – друг и  слева –друг

Вместе все - в веселый круг

Вправо, влево головою,

Руки вверх, перед собою,

Вправо шаг, на месте стой!

Влево шаг и снова стой,

Топни правою ногой!

Шаг- назад и два вперед

Вправо, влево поворот,

Покружимся, повернемся,

Снова  за руки возьмемся!

Три  шага вперед ,дружок

Станет тесным наш кружок!

 А вечерами все собирались за одним столом на чаепитие. А главным на столе кто был? Вот вам загадка:

На дворе у Чудака

Золотистые бока.

Наелся Щепок до отвала.

Пускает струйки дыма – пара.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает.

Правильно –самовар. Пыхтит на столе, сверкает как зеркало, постарался жестянщик на славу. Красивый самовар- ручки резные ,узорчатые.

А  вот чем угощали гостей попробуйте отгадать:

Если сахар и малину

На плите в тазу сварить,

То гостей зимою длинной

Будет чем нам угостить.

Из малины, без сомненья,

Всем понравится ... (варенье)!

В печке выпекся он смуглый,

Как баранка, тоже круглый.

Эту мягкую баранку

Съем на завтрак спозаранку. (Бублик)

Их бабуля с сахарком

Выпекала, сладкие.

Первый вышел - словно ком,

А другие - гладкие. (Блины)

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники)

Блины, пироги, варенье ,мёд, пряники, бублики -вот настоящее русское угощение. Чай раньше из кружки наливали в блюдце. Как вы думаете почему?

Дети: чтобы остудить.

 Правильно. Щеки раздували, дули на блюдце. Ну а уж если кто рассмеется, полетят брызги в разные стороны. А в конце чаепития кружки переворачивали на блюдце. А то еще чаю нальют.

Подведение итога

На этом заканчивается наше путешествие. Надеюсь, что оно было увлекательное и познавательное.

-А теперь мы с вами сядем и нарисуем, кому ,что запомнилось, да понравилось.

Дети рисуют рисунки на тему «Ремесла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по патриотическому воспитанию "Подвиг дедов помним и чтим"

Сообщение детям начальных знаний о войне. Знакомство с историческим прошлым России. Воспитание патриотических чувств. Закрепление знаний о достопримечательностях родного города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Что мы знаем о пионерах-героях"

конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

Тема: «С любовью по родному краю» Цель.Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Чулыме. Продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувс...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...