Конспект НОД по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема. «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Задачи: Образовательные:
Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пряха, ткачиха, прачка, сапожник).
Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков ( слобода, сарафан ,косоворотка, кушак, лапти, прялка, самовар).
Развивающие:
Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.
Воспитательные:
Воспитывать в детях интерес к русскому народному творчеству, доброту
Оборудование: клубок ниток, презентация «Ткацкое производство», самовар.
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности. | Здравствуйте ребята! К нам в гости пришел мальчик Коля, он хочет узнать историю русского народа и просит нас о помощи. |
Простановка цели детьми | -Мы можем помочь Коле? -Как мы можем это сделать? |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие по Древней Руси. 1.Ширь необъятная, просторы бескрайние Русь, моя, матушка то весёлая, то печальная. То дождями умытая, то солнцем палимая, Русь, моя, матушка ты и сильная и ранимая. Сторона Православная, куполами манящая, Своей верою славная, родниками звенящая. Как девица красива ты, и как матушка мудрая, Ты как юноша смелая, и как батюшка умная. А ещё мы познакомимся с укладом жизни простого ремесленного человека. А ремеслом на Руси называли мелкое ручное производство, которое основывалось на мастерстве умельца. А вы знаете, что селили ремесленников на окраине города, и это поселение называлось - слобода. Как вы думаете, какую одежду носили в то время? Дети: сарафаны, рубахи, платки, штаны… Ведущий: Совершенно верно. Мужчины носили рубахи, называли их –косоворотки, подвязывали косоворотки поясом-кушаком и широкие штаны. Женщины одевались в сарафаны, голову повязывали платком .На ногах носили –лапти и сапоги. Ведущий: Ну что готовы? Отправляемся в первую мастерскую. А чтобы вы догадались кого мы там увидим, вот вам подсказка -показывает клубочек ниток. Ведущий: вот наши девицы-красавицы напряли ниток. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна» и сейчас мы посмотрим как ткали полотно. ( на экране показывается презентация «Ткацкое производство»). А чтобы полотно стало помягче, отправлялись на речку стирать его. Вот и мы с вами отправляемся дальше. Корзина плетеная не подъемная, руки в воде мерзнут, но не унывают девицы, песню запевают. Так с песнями да шутками ,отправляемся дальше -в швейную мастерскую. Заходим в горницу. В центре стоит стол, накрытый расшитой скатертью, это- ручная работа, русские мастерицы постарались. Вокруг стола сидят девицы, потрескивает лучина и мы опять слышим русские напевы. Ни одна работа на Руси не обходилась без песни. Занимаются наши мастерицы- рукоделием ,а точнее лоскутным шитьем. Красивое, пестрое одеяло должно получиться.. Давайте и мы поможем мастерицам -сошьем по лоскутику вместе . Ни один лоскутик лишним не будет . Ну вот и мы с вами пригодились. А теперь пойдемте дальше. Чтобы узнать куда мы с вами отправляемся, посмотрите на инструменты и скажите, кому они нужны для работы? Дети :Сапожнику. Правильно вы догадались, это сапожных дел мастера ловко орудуют своими молоточками. И так с утра до самого заката. Проводится физкультминутка (дети делают движения в соответствии со словами) Эй ребята ,не ленитесь! На разминку становитесь! Под веселые напевы Повернемся вправо , влево Справа – друг и слева –друг Вместе все - в веселый круг Вправо, влево головою, Руки вверх, перед собою, Вправо шаг, на месте стой! Влево шаг и снова стой, Топни правою ногой! Шаг- назад и два вперед Вправо, влево поворот, Покружимся, повернемся, Снова за руки возьмемся! Три шага вперед ,дружок Станет тесным наш кружок! А вечерами все собирались за одним столом на чаепитие. А главным на столе кто был? Вот вам загадка: На дворе у Чудака Золотистые бока. Наелся Щепок до отвала. Пускает струйки дыма – пара. И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. Правильно –самовар. Пыхтит на столе, сверкает как зеркало, постарался жестянщик на славу. Красивый самовар- ручки резные ,узорчатые. А вот чем угощали гостей попробуйте отгадать: Если сахар и малину На плите в тазу сварить, То гостей зимою длинной Будет чем нам угостить. Из малины, без сомненья, Всем понравится ... (варенье)! В печке выпекся он смуглый, Как баранка, тоже круглый. Эту мягкую баранку Съем на завтрак спозаранку. (Бублик) Их бабуля с сахарком Выпекала, сладкие. Первый вышел - словно ком, А другие - гладкие. (Блины) Очень ароматные, Сладкие и мятные. Сверху мы в глазурном глянце, Словно в радостном румянце. (Пряники) Блины, пироги, варенье ,мёд, пряники, бублики -вот настоящее русское угощение. Чай раньше из кружки наливали в блюдце. Как вы думаете почему? Дети: чтобы остудить. Правильно. Щеки раздували, дули на блюдце. Ну а уж если кто рассмеется, полетят брызги в разные стороны. А в конце чаепития кружки переворачивали на блюдце. А то еще чаю нальют. |
Подведение итога | На этом заканчивается наше путешествие. Надеюсь, что оно было увлекательное и познавательное. -А теперь мы с вами сядем и нарисуем, кому ,что запомнилось, да понравилось. Дети рисуют рисунки на тему «Ремесла». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по патриотическому воспитанию "Подвиг дедов помним и чтим"
Сообщение детям начальных знаний о войне. Знакомство с историческим прошлым России. Воспитание патриотических чувств. Закрепление знаний о достопримечательностях родного города....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Что мы знаем о пионерах-героях"
конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
Тема: «С любовью по родному краю» Цель.Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Чулыме. Продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувс...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....
Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)
Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...