Дидактическая игра «За покупками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskoe_vospriyatie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять, идентифицировать и дифференцировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать её отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:

  • наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;
  • способу артикуляции;
  • месту артикуляции;
  • наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;
  • месту резонирования.

Нарушения восприятия хотя бы одного из признаков приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г.В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.

Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.

Дидактическая игра «За покупками» предоставляет следующие возможности:

  • привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;
  • автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, а параллельно учить правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах девяти, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь;
  • дифференцировать звуки  ([С-Ш], [Ж-З], [Л-Р], [Ч-Щ-Ц], [Ж-Ш-Ч-Щ], [С-З-Ц]).
  • закрепить у детей некоторые обобщающие понятия;
  • осваивать операции анализа и синтеза;
  • развивать простейшие мыслительные операции;
  • формировать зрительную, тактильную, слуховую память.

Игра состоит из 8 тематических страниц с картинками: отдел «Игрушки», отдел «Продукты», отдел «Одежда», отдел «Посуда». На каждой странице картинки подобраны так, чтобы в каждом слове был один из оппозиционных звуков. Есть несколько картинок, где оппозиционные звуки встречаются в одном слове. Есть «лишние» картинки, в которых нет изучаемых звуков или слово не относится к теме.

Заложенный в пособии принцип дидактизма позволит ребёнку самостоятельно оценивать правильность своих действий.

Актуальность:

Основные достоинства дидактической игры «За покупками» заключаются в следующем:

  • Очень красочная, привлекательная и абсолютно безопасная;
  • Игру можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие;
  • Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;
  • Пособий по дифференциации оппозиционных звуков  разработано очень мало;
  • Дидактическая игра «За покупками» может быть рекомендована для  работы на логопедических занятиях и дома.

Примерный ход игры – занятия по автоматизации звука «Ш».

Ребёнку предлагается быть героем игры самому или выбрать девочку, в имени которой есть автоматизируемый звук, и оправиться в магазин.

1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.

2. «Купить» только те предметы, в названии которых есть автоматизируемый                  звук.

3. Описать «купленный» предмет, подбирая соответствующие прилагательные, «купить» два и более соответствующих предмета (для этого в игре есть дополнительные карточки с цифрами).

4. При работе с темой «Посуда» разобрать значения таких слов, как сахарница. Солонка и т.д. В отделе «Одежда» разобрать значение таких слов, как чалма, фуражка и т.д.

5. Назвать «лишние» картинки, которые не соответствуют теме.

Примерный ход игры – занятия по дифференциации звуков «Ш» - «С».

Ребёнку так же предлагается быть героем игры самому или выбрать девочек, в именах которых есть дифференцируемые звуки, и оправиться в магазин.

1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.

2. Предложить купить Маше все предметы со звуком «Ш», а Соне – со звуком «С».

3. Назвать, какие предметы не купит никто или могут купить обе девочки и почему.

4. Итогом игры может быть рассказ ребёнка о том, что ему хотелось купить на самом деле и почему.

Исходя из реальных возможностей ребёнка, количество заданий можно сократить или упростить, или же, наоборот, немного усложнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Мишуткины покупки"

Усвоить некоторые формы словоизменения: окончаний имён существи­тельных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, гла­голов настоящего времени и прошедшего времени дошкольникам...

Практикум для родителей. Дидактическая игра "Покупки"

Развитие лексико-грамматического строя речи, формирование фразы Ребёнку предлагаются игровые поля, на которых изображены элементы предметов и карточки с изображением этих предметов в целостном ви...

Дидактическая игра по экологии «Правильные покупки»

Дидактическая игра «Правильные покупки»Старший дошкольный возраст Цель:Ознакомление детей с понятием «перерабатываемая упаковка», повышение уровня экологической куль...

Дидактическая игра "Покупки"

Повышение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Формирование активной жизненной позиции....

Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей 5-6 лет «Идем за покупками»

Научить детей понимать разницу между тем, что можно купить за деньги, а что нельзя. Понимать, что такое материальные и нематериальные ценности....

Дидактическая игра по финансовой грамотности "Сделай покупку" для старших дошкольников

Игры выполнены на основе кругов Эйлера. Инициировать ребенка самостоятельно выбрать покупку и расплатиться необходимым набором монет. Закрепление количественного счета в пределах 20....

Дидактическая игра "В магазин за покупками"

Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности посредствам игры «В магазин за покупками»....