Дидактическая игра «За покупками»
методическая разработка (подготовительная группа)
Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_vospriyatie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять, идентифицировать и дифференцировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать её отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:
- наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;
- способу артикуляции;
- месту артикуляции;
- наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;
- месту резонирования.
Нарушения восприятия хотя бы одного из признаков приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г.В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.
Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.
Дидактическая игра «За покупками» предоставляет следующие возможности:
- привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;
- автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, а параллельно учить правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах девяти, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь;
- дифференцировать звуки ([С-Ш], [Ж-З], [Л-Р], [Ч-Щ-Ц], [Ж-Ш-Ч-Щ], [С-З-Ц]).
- закрепить у детей некоторые обобщающие понятия;
- осваивать операции анализа и синтеза;
- развивать простейшие мыслительные операции;
- формировать зрительную, тактильную, слуховую память.
Игра состоит из 8 тематических страниц с картинками: отдел «Игрушки», отдел «Продукты», отдел «Одежда», отдел «Посуда». На каждой странице картинки подобраны так, чтобы в каждом слове был один из оппозиционных звуков. Есть несколько картинок, где оппозиционные звуки встречаются в одном слове. Есть «лишние» картинки, в которых нет изучаемых звуков или слово не относится к теме.
Заложенный в пособии принцип дидактизма позволит ребёнку самостоятельно оценивать правильность своих действий.
Актуальность:
Основные достоинства дидактической игры «За покупками» заключаются в следующем:
- Очень красочная, привлекательная и абсолютно безопасная;
- Игру можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие;
- Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;
- Пособий по дифференциации оппозиционных звуков разработано очень мало;
- Дидактическая игра «За покупками» может быть рекомендована для работы на логопедических занятиях и дома.
Примерный ход игры – занятия по автоматизации звука «Ш».
Ребёнку предлагается быть героем игры самому или выбрать девочку, в имени которой есть автоматизируемый звук, и оправиться в магазин.
1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.
2. «Купить» только те предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.
3. Описать «купленный» предмет, подбирая соответствующие прилагательные, «купить» два и более соответствующих предмета (для этого в игре есть дополнительные карточки с цифрами).
4. При работе с темой «Посуда» разобрать значения таких слов, как сахарница. Солонка и т.д. В отделе «Одежда» разобрать значение таких слов, как чалма, фуражка и т.д.
5. Назвать «лишние» картинки, которые не соответствуют теме.
Примерный ход игры – занятия по дифференциации звуков «Ш» - «С».
Ребёнку так же предлагается быть героем игры самому или выбрать девочек, в именах которых есть дифференцируемые звуки, и оправиться в магазин.
1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.
2. Предложить купить Маше все предметы со звуком «Ш», а Соне – со звуком «С».
3. Назвать, какие предметы не купит никто или могут купить обе девочки и почему.
4. Итогом игры может быть рассказ ребёнка о том, что ему хотелось купить на самом деле и почему.
Исходя из реальных возможностей ребёнка, количество заданий можно сократить или упростить, или же, наоборот, немного усложнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра "Мишуткины покупки"
Усвоить некоторые формы словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени дошкольникам...
Практикум для родителей. Дидактическая игра "Покупки"
Развитие лексико-грамматического строя речи, формирование фразы Ребёнку предлагаются игровые поля, на которых изображены элементы предметов и карточки с изображением этих предметов в целостном ви...
Дидактическая игра по экологии «Правильные покупки»
Дидактическая игра «Правильные покупки»Старший дошкольный возраст Цель:Ознакомление детей с понятием «перерабатываемая упаковка», повышение уровня экологической куль...
Дидактическая игра "Покупки"
Повышение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Формирование активной жизненной позиции....
Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей 5-6 лет «Идем за покупками»
Научить детей понимать разницу между тем, что можно купить за деньги, а что нельзя. Понимать, что такое материальные и нематериальные ценности....
Дидактическая игра по финансовой грамотности "Сделай покупку" для старших дошкольников
Игры выполнены на основе кругов Эйлера. Инициировать ребенка самостоятельно выбрать покупку и расплатиться необходимым набором монет. Закрепление количественного счета в пределах 20....
Дидактическая игра "В магазин за покупками"
Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности посредствам игры «В магазин за покупками»....