Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа)

Милешина Ирина Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_peredelannyy.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста.

           Для начала необходимо определиться, что включает в себя понятие «Социально – коммуникативное развитие». ФГОС его трактует как «…процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально – культурного опыта, необходимого для дальнейшего включения в систему общественных отношений». ФГОС также называет основные задачи социально-коммуникативного развития дошкольников:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

          Для реализации этих задач педагог в своей работе должен опираться на самые разнообразные педагогические приемы, технологии, опыт, интуицию. Любой вид  деятельности должен  способствовать социально – коммуникативному развитию дошкольника. Развитие малыша, в том числе и социально-коммуникативное, происходит под воздействием старших. Он усваивает нормы поведения, взаимодействуя с родителями, воспитателями, другими детьми. Если говорить о развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего дошкольного возраста, то следует учитывать, что этот период жизни малышей имеет свои психологические особенности.  Возраст 3-х лет завершает период «слияния» с матерью. Он все больше осознает свою «отдельность». В этом возрасте малыш очень нуждается в общении,  уважении, признании. Причем он нуждается в общении не только с мамой, но и со сверстниками. Он устанавливает новые, более глубокие связи. Малыш, отстаивая свою самостоятельность, проявляет нетерпимость к опеке со стороны взрослых,  упорство в достижении своих целей. Его девизом становится фраза «Я сам». Однако - это не отражает  его реальных возможностей. Задача взрослого поддержать стремление  ребенка к самостоятельности. Он ждет подтверждения своей значимости и признания со стороны взрослых. В 3-4 года у ребенка большая потребность в общении со сверстниками, он способен проявить дружелюбие, прийти на помощь, быть отзывчивым, он может считаться с интересами других детей, но свои интересы для него важней. Зная возрастные  особенности развития психики, мышления, физического развития детей раннего дошкольного возраста, педагоги и родители смогут оградить их от различных потрясений, конфликтов, непонимания.

             Как известно - главным видом деятельности дошкольника является игра.  Игра позволяет совместить приятное с полезным. Ребенок не только с интересом проводит время, он многому учится, расширяет кругозор, развивает  память. В ходе игры приобретаются навыки общения и взаимодействия со сверстниками или старшими детьми, усваиваются нормы и правила поведения в обществе, развиваются творческие способности. Он охотно играет и со взрослыми, и с детьми. Он чувствует себя полноправным членом общества, у него появляется уверенность в собственных силах, растет стремление к успеху и желание быть победителем.  Игры младших дошкольников можно классифицировать  как

  1. Самостоятельные игры, когда инициаторами становятся сами дети. Обычно это сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры с соблюдением определенных правил. Здесь ребенок видит себя кем угодно и ведет себя в соответствии с этим образом.
  2. Игры, предложенные взрослыми. К ним относятся дидактические игры с сюжетным рисунком или музыкальным сопровождением.
  3. Развлекающие и подвижные игры, которые являются формой отдыха. Это театрально-костюмированные, спортивные, тематические и календарные праздники.

          Для формирования социально коммуникативных навыков в своей работе мы воздействуем на разные стороны ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение. Стараемся прививать сочувствие, способность к сопереживанию, работаем над развитием сопричастности и внимания к своим сверстникам.

            В первые годы жизни интеллект ребенка развивается  очень быстро. Уже в возрасте от года до 3-х лет закладывается основа способностей  к обучению и наклонностей маленького человека. В этом нам помогут развивающие игры, которые активируют участки мозга, ответственные за коммуникативные навыки. Это могут быть пирамидки, пальчиковые лабиринты, кубики, пазлы, мозаика, шнуровка. Развивая мелкую моторику, мы работаем над развитием речи, рисования, письма и мозга в целом. Ведь надо признать, что современные дети отстают в сенсомоторном развитии от своих родителей. И в этом «заслуга» современного бурного развития технологий.  Исправить ситуацию нам поможет «Шнуровка». Вначале с трудом и не без помощи взрослых удастся продеть шнурочек в дырочку, но вскоре это занятие будет приносить удовольствие детям, развивать скоростные навыки  и ловкость пальчиков.

       Развитию мелкой моторики, усидчивости, внимательности будет способствовать и развивающая доска Марии Монтессори – Бизиборд. Бизиборд не сложно сделать своими руками или при помощи родителей. Он может быть заполнен самыми разными предметами: пуговицами, выключателями, шнурочками, колёсиками. Главное – все должно быть безопасное.

      Дети от 3-х лет с большим интересом займутся Конструктором из мягкого пластика с креплением элементов по принципу ЛЕГО. Творческое конструирование «Строим дом» будет не только закладывать элементы инженерного мышления, но и приучать к коллективной работе, взаимодействию, развивать коммуникации малышей. Хотелось бы в своей работе с малышами использовать пособие «Дары Фрёбеля», которое дает неограниченные возможности сенсорного развития и закладывания основ любой практической работы и, конечно же, коммуникативного развития при условии коллективной занятости.

       Большой простор для развития детей от 1 года до 5 лет дает платформа Android. Приложение имеет 48 развивалок  окажет помощь в расширении кругозора и словарного запаса детей.

      Малыши очень любят подвижные игры. Для самых маленьких детей мы в своей работе используем игры, которые сопровождаются потешками, песенками, стишками. Целью этих игр является создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, эмоционального контакта, доверия, способствует речевой активности.

Игра «Хоровод»

Вокруг розовых кустов

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг.

Дружно прыгаем мы вдруг,

ГЕЙ!

Воспитатель и дети подпрыгивают.

Игра «Покажи нос»

- Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

Вы смотрите не зевайте и за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.

Далее воспитатель называет вслух и показывает какую-нибудь часть тела:

- Руки – руки;

Ножки – ножки;

Ушки – ушки и т.д.  

С детьми постарше (от 3-х лет)в  группе мы проводим

игру - тренинг «Песенка о дружбе»

Ход игры:

Ведущий: У меня в руках волшебный клубок. Он нас всех объединит при помощи нити и песенки. Я спою песенку: «В нашей группе есть Андрюша. Я хочу с ним дружить», намотаю нить на пальчик и передам его Андрюше, чтобы  он также спел песенку, намотал ниточку себе на пальчик  и передал клубок, тому, кто сидит рядом. Игра закончится, когда клубок вернется ко мне.

- Посмотрите, дети, клубок вернулся ко мне, а мы все соединены одной ниточкой. Это значит, что мы все будем дружить и вместе играть.

Игра «АУ»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

        Данная игра стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Младшие дошкольники с большим интересом принимают участие в играх , направленных на развитие:

Игра «Загадай картинку»

Цель игры: развивать внимание, слуховое восприятие, интонацию, наблюдательность, память.

Возраст: 3-5 лет

Ход игры: Перед ребенком выкладывается несколько картинок с одиночным предметом. Малыш выбирает понравившуюся, но не называет ее. Взрослый задает ребенку вопросы, которые приведут к разгадке. Например: «На картинке  животное? Оно с рогами или без? Это животное дикое или домашнее?» Далее можно поменяться ролями. Задавать вопросы будет учиться малыш. Хорошо эту игру проводить индивидуально, но можно и в группе.  

            Один из успешных игровых приемов – это театрально-игровая деятельность. Мы их проводим не только на специальных занятиях, но и на прогулке. Конечно, театрализованная игра требует подготовки: выразительного прочтения, проговаривания отдельных фраз, обсуждения. Дети учатся перевоплощению, развивается артикуляция, приходит раскрепощение, Предлагаем детям придумать диалог, найти нужные интонации. Эти занятия  развивают не только коммуникации, но и творческое воображение. Для младших дошкольников особенно интересен кукольный театр. Это может быть пальчиковый театр или настольный. В процессе игры дети стараются «оживить»  кукол словами, мимикой, жестами. Дети раскрывают свои чувства, придавая куклам настроение и характер.

      Младшие дошкольники могут играть самостоятельно и, если вмешаться в игру, взяв на себя роль, например, учителя, то ребенок с удовольствием продолжит игру и будет уже вносить свои изменения в сюжет или действия, обучая куклу,  «читать» ей книжку, показывать картинки. Нужно только поощрять выдумку и инициативу малыша. Если создать игровую ситуацию  - заболел Мишка, можно попросить вызвать доктора. Роль доктора может сыграть ребенок. В этой ситуации задача воспитателя – научить малыша проявлять сопереживание, сочувствие.

        Таким образом, мы видим, что  в игре появляются первые ростки дружбы, солидарности, коллективной деятельности, умение слышать и понимать не только самого себя, но и партнеров по игре. Ребенок учится различать реальную действительность и условную, развивает свою речь, расширяет словарный запас,  понимает необходимость социальных навыков: вежливость, заботливость, любовь к ближнему.  А наша задача – помочь детям в игре приобрести необходимые социальные навыки.

Литература:

  1.  Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).
  2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...

Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Развитие социально- коммуникативных навыков у младших дошкольников с помощью игровых образовательных ситуаций...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

2024г. Социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях ФОП дошкольного образования

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...