Консультация для воспитателей "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ".
консультация

Косарева Ольга Ивановна

Консультация для воспитателей "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_adaptatsii_rebenka_v_dou.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Вопросы адаптации ребенка в ДОУ»

Цель:

- знакомство педагогов с психологическими аспектами адаптации детей к условиям детского сада, повышение психологической компетентности по проблемам воспитания и взаимодействия с детьми.

Адаптация детей в детском саду.

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

  Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой.

  По наблюдениям психологов средний срок адаптации детей в норме составляет:

до 3 лет – 7-10 дней,

в 3-5 лет – 2-3 недели,

после 5 лет – 1 месяц.

Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести:

Тяжелая степень адаптации - дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Средняя степень адаптации - дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Происходит "обмен" всевозможными инфекциями. У таких детей начинаются ОРЗ и прочие неприятности. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Легкая адаптация -  почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок  болеет редко.

Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Конечно, каждый ребенок реагирует и привыкает к детскому саду

 по-разному, однако, есть и общие закономерности.

    Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми, становятся возбудимыми, ранимыми, плаксивыми. Стресс истощает защитные силы организма и как результат такие дети часто болеют.

  В 3 года малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.  

  Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери. Чем больше развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее проходит адаптация.

  Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери.

  Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

  Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

  Холерики, особенно мальчики, тяжело переносят недостаток активности и движения в детском саду, к тому же воспитатели делают им бесчисленные замечания.

  Осложняющими факторами адаптации будут  повышенная тревожность мамы, конфликты в семье и необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками.

Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья и другие факторы. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. А другие наоборот замыкаются в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания; сидят, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде.

 Так что родители должны быть готовы ко всему.

Притча «ОДИНОКАЯ ЗВЕЗДОЧКА»

Когда-то очень давно ночное небо было совсем темным. На нем была только одна маленькая Звездочка. Она жила высоко в небе и когда смотрела вокруг, то замечала, что совсем одна. От своего одиночества ей становилось грустно, потому что очень хотелось видеть на небе другие звездочки, ловить их лучи и дарить им свое тепло.

Как-то Звездочка решила отправиться на землю к одинокому, старому, мудрому человеку, который жил на высокой горе. Когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Нет никого, с кем бы можно было поговорить, разделить радость и грусть. Иногда я даже плачу, настолько мне одиноко».

Мудрец прекрасно знал это состояние, когда ты один - пропадает желание играть, еда становится невкусной, сон беспокойным, не поются веселые песни».

Ему очень понравилась маленькая звездочка, а поскольку он был старым, добрым, мудрым, то решил ей помочь. Он зашел в свой дом, нашел там блестящий волшебный мешок, открыл его и достал оттуда множество блестящих волшебных звездочек. Один взмах руки — и на ночном небе засияли тысячи ночных звезд.

- Посмотри,- сказал мудрец - как красиво и удивительно! Теперь на небе множество звезд, это твои друзья. Тебе не будет так одиноко, ты сможешь разговаривать с ними, играть в разные игры, дарить им свое тепло и любовь. Маленькая, когда-то совсем одинокая звездочка была очень рада и счастлива, что у нее появилось множество друзей. Она поблагодарила мудреца. И уже решила полететь на небо, но мудрец остановил ее: «Я хочу для тебя сделать еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась на земле. Я создам на чем-то необычном твое изображение». Он хлопнул в ладоши, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда осталось на земле.

Вопрос: Где осталась маленькая звездочка? (В сердцевине яблока; показать.)

Эту легенду я рассказала не просто так, а для того, чтобы вы почувствовали состояние ребенка, когда он приходит первый раз в детский сад, период адаптации.

 Задача педагогов - помочь ребенку безболезненно пройти этот период. Ежечасно, ежедневно все малыши нуждаются в нашей поддержке и понимании, а особенно дети, которые переживают период адаптации

Как действуют слова на ребенка.

Сколько бы мы не слышали о целительной силе доброго слова, иногда все равно говорим нехорошие вещи, грозным тоном, потом себя ругаем за это.

Но слово не воробей, вылетело - не поймаешь.

Поэтому я решила вам на практике наглядно показать влияние слова на ребенка. Особенно слово ранит душу малыша, который проходит период адаптации:

стакан воды - ребенок (чистая, простая, наивная);

соль - грубые, соленые слова;

перец - слова, которые пекут, оскорбительные слова;

горсть земли - безразличие, невнимание к ребенку.

Соль, перец, землю высыпаем в стакан. Все это хорошо перемешаем - получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит лишь немного взболтать, и все поднимется наверх. А это стрессы, неврозы, гиперактивность, другие проблемы.

Итак, мы с вами выяснили, что трудности адаптации к детскому саду возникают почти у каждого малыша. Задача педагога - «адаптироваться» к каждому ребенку, понять его, почувствовать, помочь.

Практические методы,

позволяющие скорректировать адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

       Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу  необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. В этом педагогу может помочь сказкотерапия.

      Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно   быстро заражаться как  положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

     Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике.

 Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

     Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.  Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

 Воспитатели создают благоприятную атмосферу в группе.

  • Воспитателю нужно успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
  • Формирует у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
  •  Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
  •  Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
  • Воспитатели понимают, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях.
  •  Также помогают различные игры для успешной адаптации, музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки). Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера.
  • Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
  • Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. 
  • Воспитатель учитывает типологические особенности нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду. Понимает что, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
  • Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка. Ведь если малыш не умеет сам есть, то в детском саду отказывается от еды или ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д.

Адаптация  может считаться законченной, если:

  • у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • у него отсутствуют заболевания;
  • есть динамика психомоторного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рек...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»       Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жи...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"

Консультация для родителей  "Адаптация ребёнка к детскому саду" Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей...

Консультация для родителей: Адаптация ребенка к условиям детского сада

Консультация для родителей: Адаптация ребенка к условиям детского сада...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от з...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду"

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  прох...

Консультация для родителей"Адаптация ребенка к детскому саду"

Консультация для родителей"Адаптация ребенка к детскому саду"...